Всемирная история архитектуры собор в ульме. Ульмский собор (Ulmer Münster). Собор в Ульме, история возведения

Среди всех церквей мира самым высоким сооружением является Ульмский собор (нем. Ulmer Münster ), расположенный в одноименном немецком городке Ульм.

Следуя официальному статусу, Ульмский собор является всего лишь лютеранской церковью, так как его стены никогда не служили резиденцией для епископа. Но внушительные размеры этого готического сооружения дали ему более громкое название.

Высота Ульмского собора, благодаря внушительному размеру западной башни, составляет 161 метр. Это выводит его на первое место в списке самых больших религиозных сооружений – на втором месте находится . Строительство Ульмского собора началось еще в 14 веке (первый камень был заложен в 1377 году). Основная часть будущей церкви была построена к 1405 году, именно тогда и был произведен обряд освящения. Несколько раз строительство приостанавливали в силу разных причин. Поэтому своей стометровой отметки Ульмский собор достиг только в середине 16 века, а полностью завершен в конце девятнадцатого столетия. Несмотря на большие промежутки между строительством церкви, Ульмский собор был выдержан в едином готическом стиле, без привнесения элементов других эпох и культур.

Сохранил свой первоначальный вид собор и во время Второй Мировой Войны, когда город Ульм был подвергнут бомбардировке (17 декабря 1944 год). Удивительный факт, ведь вся историческая часть города была сильно разрушена.

Построенный на деньги зажиточных горожан, в настоящее время Ульмский собор функционирует за счет пожертвований своих прихожан и средств, вырученных от регулярно проводимых экскурсий.

Ульмский собор ежедневно открыт для посетителей. Есть даже возможность подняться на смотровую площадку, расположенную в башне на высоте 143 метра, но для этого придется преодолеть 768 каменных ступенек винтовой лестницы. С высоты башни открывается потрясающий вид на зеленые пастбища и Альпы.

Поражает своими размерами и главный зал собора, который способен во время службы вместить свыше двух десятков тысяч человек. Это только лишний раз подчеркивает масштабность сооружения, ставшего главной достопримечательностью немецкого города Ульм.

Ульмский собор фото.

Огромный собор для маленького городка

Ульмский собор (так называемый Ульмский Мюнстер) располагается в небольшом городке Ульме, в земле Баден-Вюртемберг. Он на самом деле не является кафедральным собором. В церкви небольшого городка никогда не было реззиденции епископа. Но из-за ее внушительных размеров церковь наградили славным именем собора, которое само по себе прижилось.

Фото 1. Ульмский собор

Высота Ульмского собора — чуть больше 161 метра

Интересна причина, по которой решили возвести Ульмский собор. Дело в том, что в XIV веке местная церковь находилась за пределами городских стен. Во время осады прихожане оставались без доступа к ней. Такое уже случалось: например, в 1376, когда на городок напал Карл IV. Ситуация в те времена была неспокойная, так что горожане решили на всякий случай перестраховаться и построить церковь в черте города. К тому же Ульм стремился избавиться от влияния монастыря Райхенау, которому принадлежала уже существовавшая приходская церковь. На тот момент население Ульма едва ли составляло 10 тысяч человек. Но они собрали средства и в 1377 был заложен первый камень в основании будущего собора.

Пять веков строительства

Над первоначальным проектом здания работал архитектор Генрих Парлер. Он хотел построить зальную церковь с двумя равными нефами. Также планировалось дополнить ее одной башней с запада и двумя со строны хора. Правда, сам Парлер построить церковь не успел: он лишь заложил основание, возвел хор и нижние ярусы башен. На протяжении полутора веков архитекторы сменяли друг друга, и каждый добавлял что-то новое в проект здания. Например, предложили увеличить количество нефов до трех. Над строительством главной башни начал работу архитектор Ульрих Энзинген, тот самый, который создал собор в Страсбурге — некоторое время он считался самым высоким зданием в мире. Неудивительно, что именно Энзинген предложил сделать главную башню высотой 150 метров.


Слева направо: Ульмский собор, Кельнский собор, Собор Пресвятой Девы Марии в Мюнхене, мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, Ахенский собор

В середине XVI века деньги кончились, и строительство заморозили почти на 300 лет. Церковь таки стояла недостроенной, со стометровой башней. В 1844 работы над созданием собора возобновились. Устаревшую конструкцию укрепили. В 1890 главную башню наконец достроили, увенчав ее верхушку крестоцветом. Тут и оказалось, что жители небольшого городка случайно построили самую высокую церковь в мире. Башня второго по высоте Кельнского собора возвышается всего на 157 метров. В таком виде мы и знаем башню Ульмского Мюнстера. Правда, подняться на 161 метр не удастся: обзорная площадка расположена на высоте 143 метров. Чтобы полюбоваться прекрасным видом Ульма, нужно преодолеть 768 ступеней. Для сравнения, к обзорной площадке Исаакиевского собора ведут 262 ступени. Сам собор возвышается на 102 метра.

Строительство длилось больше пятисот лет

Шедевр архитектуры

Ульмский собор не только занимает почетное место самой высокой церкви мира, но и является настоящим шедевром готической архитектуры. Искусствоведы отмечают тимпан главного портала Ульмского Мюнстера, который, вопреки традиции, украшен в основном не сценами страшного суда, а мотивами из мифа о сотворении мира. Удивительно, что изображенный на рельефе Бог держит в руках Землю в форме шара. Внутри собор украшен витражами, шесть из которых дошли и до наших дней. В 2001 году два окна, где витражи не сохранились, были оформлены современными витражами Иоганна Шрайтера.


Ульмский собор внутри

На одном из рельефов изображен Бог с Землей в форме шара в руках

Во время Второй мировой войны собор почти не пострадал. Угроза разрушения пришла, откуда не ждали. Недавно немецкое издание Südwest Presse сообщило, что каменное основание самого высокого в мире собора разрушается солью и кислотами, содержащимися в моче. Михаэль Хильберт, ответственный за содержание Ульмского собора, жалуется, что не только туристы, но и сами горожане позволяют себе облегчиться у средневековой церкви. За это нарушение был даже введен штраф размером в 100 евро.

Германия: Собор Мюнстер в Ульме

Ульмский собор (Мюнстер) расположен в центре города на площади Münsterplatz. Эта трехнефная зальная церковь была построена в готическом стиле и первоначально принадлежала католической церкви, а после Реформации стала самой большой протестантской церковью в мире. Любопытно, что несмотря на громкое название, церковь формально не является Кафедральным собором: Ульм никогда не был резиденцией епископа. Тем не менее, во многом благодаря гигантскому размеру церкви, ее принято называть «собором», этой традиции будем следовать и мы.

Решение о возведении собора было обусловлено рядом причин. В 14 веке приходская церковь Ульма находилась примерно в километре за переделами городских стен. В случае осады жители оказывались оторваны от церкви, как случилось, например, при нападении на город короля Карла IV в 1376 году и подобная ситуация вполне могла повториться ввиду неспокойной военной обстановки того времени. Также город стремился к независимости от монастыря Райхенау, которому принадлежала старая приходская церковь. Эти причины и побудили горожан начать строительство новой церкви в черте города за счет собственных средств, хотя на тот момент население города составляло менее 10 000 жителей. Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа.

Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора. В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план. У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена (работавшего на строительстве собора в Страсбурге) должна была подняться на высоту 150 м. В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора - 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета. Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней. Сегодня на башню Мюнстера можно подняться до высоты 143 м, преодолев 768 ступеней. Сверху открывается прекрасный вид на Ульм и окрестности, а в хорошую погоду можно даже увидеть на горизонте Альпы. Башня собора является на сегодняшний день самой высокой в мире. Башни хора в высоту достигают 86 м.

Само здание Мюнстера в длину составляет 123 м, а в ширину - 49 м. До того, как в интерьере были установлены скамьи, собор вмещал 20 тысяч человек. Собортрехнефный, базиликального типа, центральный неф заканчивается апсидой. Высота центрального нефа составляет 41,5 м, боковых нефов - по 20,5 м.

Особого внимания заслуживает тимпанглавного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь - миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора). Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых - святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный порталРеформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых. На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора - юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. Навитраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса. В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

До наших дней дошли также резные церковные скамьи темного дуба, созданные в период с 1469 по 1474 год мастером Йоргом Зирлином. Всего насчитывается 89 сидений, что позволяет предположить, что в особых случаях члены городского совета также принимали участие в службе. Сиденья разделены на мужскую и женскую половины. Женская (южная сторона) украшена деревянными изваяниями сивилл (античных прорицательниц), а мужская сторона (северная) — бюстами философов, исследователей и писателей дохристианской эпохи. Существует предание, что в виде Вергилия Йорг Зирлин изобразил самого себя. Скамьи хора Ульмского собора считаются шедевром готического искусства.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство - дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в пределле - Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный нефот боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них — пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли.

В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

В соборе установлено 5 органов, каждый из которых используется в разных случаях. Большой главный орган был установлен в 1969 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

Сохранил свой первоначальный вид собор и во время Второй Мировой Войны, когда город Ульм был подвергнут бомбардировке (17 декабря 1944 год). Удивительный факт, ведь вся историческая часть города была сильно разрушена.

Построенный на деньги зажиточных горожан, в настоящее время Ульмский собор функционирует за счет пожертвований своих прихожан и средств, вырученных от регулярно проводимых экскурсий.

Ульмский собор ежедневно открыт для посетителей. Есть даже возможность подняться на смотровую площадку, расположенную в башне на высоте 143 метра, но для этого придется преодолеть 768 каменных ступенек винтовой лестницы. С высоты башни открывается потрясающий вид на зеленые пастбища и Альпы.

Поражает своими размерами и главный зал собора, который способен во время службы вместить свыше двух десятков тысяч человек. Это только лишний раз подчеркивает масштабность сооружения, ставшего главной достопримечательностью немецкого города Ульм.

Ульмский собор (Мюнстер) расположен в центре города на площади Münsterplatz. Эта трехнефная зальная церковь была построена в готическом стиле и первоначально принадлежала католической церкви, а после Реформации стала самой большой протестантской церковью в мире. Любопытно, что несмотря на громкое название, церковь формально не является Кафедральным собором: Ульм никогда не был резиденцией епископа. Тем не менее, во многом благодаря гигантскому размеру церкви, ее принято называть «собором», этой традиции будем следовать и мы.

Решение о возведении собора было обусловлено рядом причин. В 14 веке приходская церковь Ульма находилась примерно в километре за переделами городских стен. В случае осады жители оказывались оторваны от церкви, как случилось, например, при нападении на город короля Карла IV в 1376 году и подобная ситуация вполне могла повториться ввиду неспокойной военной обстановки того времени. Также город стремился к независимости от монастыря Райхенау, которому принадлежала старая приходская церковь. Эти причины и побудили горожан начать строительство новой церкви в черте города за счет собственных средств, хотя на тот момент население города составляло менее 10 000 жителей. Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа.

Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора. В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план. У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена (работавшего на строительстве собора в Страсбурге) должна была подняться на высоту 150 м. В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора – 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета. Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней. Сегодня на башню Мюнстера можно подняться до высоты 143 м, преодолев 768 ступеней. Сверху открывается прекрасный вид на Ульм и окрестности, а в хорошую погоду можно даже увидеть на горизонте Альпы. Башня собора является на сегодняшний день самой высокой в мире. Башни хора в высоту достигают 86 м.

Само здание Мюнстера в длину составляет 123 м, а в ширину – 49 м. До того, как в интерьере были установлены скамьи, собор вмещал 20 тысяч человек. Собортрехнефный, базиликального типа, центральный неф заканчивается апсидой. Высота центрального нефа составляет 41,5 м, боковых нефов – по 20,5 м.

Особого внимания заслуживает тимпанглавного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора). Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный порталРеформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых. На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. Навитраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса. В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

До наших дней дошли также резные церковные скамьи темного дуба, созданные в период с 1469 по 1474 год мастером Йоргом Зирлином. Всего насчитывается 89 сидений, что позволяет предположить, что в особых случаях члены городского совета также принимали участие в службе. Сиденья разделены на мужскую и женскую половины. Женская (южная сторона) украшена деревянными изваяниями сивилл (античных прорицательниц), а мужская сторона (северная) — бюстами философов, исследователей и писателей дохристианской эпохи. Существует предание, что в виде Вергилия Йорг Зирлин изобразил самого себя. Скамьи хора Ульмского собора считаются шедевром готического искусства.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в пределле - Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный нефот боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них — пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли.

В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

В соборе установлено 5 органов, каждый из которых используется в разных случаях. Большой главный орган был установлен в 1969 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

Сохранил свой первоначальный вид собор и во время Второй Мировой Войны, когда город Ульм был подвергнут бомбардировке (17 декабря 1944 год). Удивительный факт, ведь вся историческая часть города была сильно разрушена.

Построенный на деньги зажиточных горожан, в настоящее время Ульмский собор функционирует за счет пожертвований своих прихожан и средств, вырученных от регулярно проводимых экскурсий.

Ульмский собор ежедневно открыт для посетителей. Есть даже возможность подняться на смотровую площадку, расположенную в башне на высоте 143 метра, но для этого придется преодолеть 768 каменных ступенек винтовой лестницы. С высоты башни открывается потрясающий вид на зеленые пастбища и Альпы.

Поражает своими размерами и главный зал собора, который способен во время службы вместить свыше двух десятков тысяч человек. Это только лишний раз подчеркивает масштабность сооружения, ставшего главной достопримечательностью немецкого города Ульм.

Знаменитый Ульмский собор больше всего известен как самый высокий в мире. Однако его исключительность этим не ограничивается. История этого сооружения включает в себя строительство длиной в несколько столетий.

Статус собора

Средневековый Ульмский собор был заложен в 1377 году. Он был задуман как католический храм, однако когда в Европе началась Реформация, сооружение перешло к лютеранам. Основное строительство закончилось в 1382 году, когда здание освятили. Именно с того времени в нем беспрерывно проходят службы.

Церковь называют собором, однако фактически это не так. Подобный статус дается зданию, если в нем есть резиденция епископа. Но в случае с Ульмом местный первосвященник живет в Штутгарте. Это противоречие возникло еще в Средневековье. Тем не менее Ульмский собор все равно называется именно так благодаря колоссальным размерам, которые поражают воображение.

Причина строительства

Интересно, что Ульмский собор построили, потому что внутри городских стен не было работающей церкви. Единственный храм находился за пределами оборонительных сооружений.

Это означало, что во время осады жители не могли попасть в церковь. Такие случаи были не редкими, потому что средневековая Германия часто становилась театром военных действий. Например, в 1376 году Ульм осадил чешский король Карл IV, который в то же время был еще и императором Священной Римской империи.

Чтобы избежать подобных ситуаций, когда окруженные граждане не могли помолиться в положенном месте, и был возведен Ульмский собор в Германии. Кроме того, жители города часто конфликтовали с ближайшим монастырем Райнехау. Именно ему принадлежала церковь, расположенная на посаде.

Несмотря на то что в Ульме в XIV веке проживало всего лишь десять тысяч человек, была организована успешная кампания по сбору денежных средств на строительство нового собора. Как говорилось выше, закладка произошла в 1377 году.

Первоначальный проект

Так как строительство было грандиозным, было решено осуществить его в два этапа. Первым архитектором собора был Генрих Парлер. Он стал автором проекта, согласно которому планировалось возвести церковь с двумя одинаковыми нефами, а также несколькими башнями. Однако Парлер успел построить только нижнюю часть сооружения. Это и был будущий Ульмский собор. История его строительства отличается длительностью и многочисленными задержками. Так, например, за первые 150 лет с момента закладки у собора сменилось 6 архитекторов. Кто-то отказывался от строительства из-за сложности проекта. Другие попросту умирали от старости, так и не дождавшись окончания работ.

Сложная судьба собора

Из-за смены архитекторов менялся и первоначальный план сооружения. У него появился третий неф. Также в XVI веке было решено возвести высокую башню, которая должна была стать колокольней. Именно эта часть собора является самой высокой, достигая 161 метра.

Строительству храма помешали религиозные войны, начавшиеся в Германии в Новое время. Многие жители страны были недовольны Католической Церковью и ее порядками. Выразителем этих настроений стал теолог Мартин Лютер, по фамилии которого сегодня называется одно из направлений в протестантизме. Конфликт обернулся кровопролитными войнами, самой известной из которых является Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).

Из-за недостатка денег и напряженной ситуации в стране на протяжении более трехсот лет оставался недостроенным Ульмский собор. Высота его башни в XVI веке достигала 100 метров.

Завершение строительства

Второй, финальный этап строительства начался в 1844 году. Были приняты меры по укреплению несущих конструкций. Боковые нефы могли не выдержать тяжести всей постройки, потому что с самого начала они не были рассчитаны на такую ношу. Тем не менее подготовительные работы были проведены успешно, и в 1880 году началось строительство западной башни.

Оно продлилось еще десять лет. В 1890 году на самом высоком шпиле был установлен крест, который находится там и сейчас. Эта символическая церемония означала окончание многолетнего строительства. Так был возведен Ульмский собор. Архитектура здания относится к Он достался церкви еще со времен средневековья, когда подобная эстетика была распространена в Западной Европе. В XIX веке это был уже рудимент, однако именно подобная исключительность помогла собору обзавестись собственным всемирно узнаваемым образом.

В 1890 году Германия уже была объединена вокруг прусского королевства. Открытие огромной церкви стало общенациональным праздником. Ульмский собор, описание которого есть в каждом путеводителе по Германии, и сейчас желанное место для туристов.

Характеристики собора

До того как в нем были установлены скамьи и другие элементы интерьера, здание могло вместить в себя около двадцати тысяч человек. Длина собора - 123 метра, ширина - 49 метров. Сооружение состоит из трех нефов: одного центрального и двух боковых. Главная часть храма имеет высоту 41 метр. Два боковых нефа в два раза ниже.

Художники, ответственные за украшение собора, оставили после себя многочисленные картины на библейские мотивы. Главной композицией является сцена, изображающая сотворение мира. Встречаются и сюжеты из Евангелия, например, Страсти Христовы.

Колонны, которые являются основанием всей постройки, украшены барельефами святых и апостолов. Есть внутри нефов и различные скульптуры. Всеобщее внимание посетителей привлекает статуя Христа, которая была создана еще в XV веке.

Таким образом, в Ульмском соборе объединились усилия множества поколений. Здесь есть свидетельства и памятники самых разных эпох - от далекого средневековья до современности.

gastroguru © 2017