История Чарджоу. Туркменистан - туркменабат (чарджоу) привокзальный Чарджоу где

Исторические достопримечательности Лебапского велаята.

«В знанье - величие и краса,
Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен»

Ас-Самарканди Мухаммед ибн Али.

Фототуры по Туркменабаду в Туркменистане.

Издавна людей влекло к воде, а в песках ее близость означает возможность жить. Поэтому и селились люди вблизи рек. Тысячелетия стоит на левом берегу великой среднеазиатской реки Амударьи между двумя крупными пустынями Кызылкумы и Каракумы город Чарджоу.
Город Туркменабад (ранее Чарджоу), второй по численности населения город в Туркменистане, располагается на левом берегу реки Амударьи, является центром
Вначале своего становления в I - IV веках он назывался , затем с конца XVI века до 1924 его называли Чарджуй, в период с 1927 по 1940 годы он также носил это имя Чарджуй, (Четыре канала), затем он был переименован в город Ленинск с 1924 по 1927 годы.
До 1992 года город называли Чарджоу, затем он получил название - Чарджев. В 1999 году город получил нынешнее имя - . С возникновением и развитием на окраинах царской России промышленности, транспорта здесь стал набирать силу приезжий русский пролетариат.
После свержения власти эмира 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй.
В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав созданной ТССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики.
Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. С развитием промышленности растет численность и квалификация рабочего класса.
Лучших производственников направляют учиться на предприятия Москвы, Иванова, других городов, в вузы и техникумы. Институт открывают в Чарджоу в 1921 году. Просуществовав несколько лет, он выполнил свою задачу: подготовил учительские кадры для ликвидации безграмотности среди местного населения.
С древних времен в летописях город упоминается, как Амуль, поселение у переправы через реку. В ожидании продолжения путешествия купцы отдыхали в караван-сараях, на улицах гудела разношерстная толпа, процветала торговля.
Известно, что с I по VIII века Амуль входил в состав Кушанского царства, и стал независимым только после его гибели. Однако вскоре началось завоевание Востока арабами, которые просто не могли пропустить такой «лакомый кусок» и город стал частью Арабского Халифата.
Несколько позднее Амуль попадает в зависимость от Хорезмского государства, что дало мощный толчок к его развитию. В этот период процветающий город считается одним из центров науки, культуры, ремесла и разрастается до невероятных размеров.
В XI веке Амуль был завоеван сельджуками и перешел в подчинение царя туркмен - Чагры-бека. В XIII веке город был полностью разрушен восками Чингиз-хана, разозленными невиданным отпором его жителей.
В XVI веке эту местность начинают называть Чарджуй, возможно здесь не обошлось без «легкой руки» Бабура, потомка знаменитого Тамерлана, который в 1511 году был в походе и остановился с войском на привал, прямо на руинах города возле реки.
Недалеко от его лагеря протекали четыре небольших канала. В последствие, в своем знаменитом произведение «Бабурнаме» поэт и полководец называет это место «Чарджуй» - четыре русла.
В XVIII веке Чарджуй вошел в Хивинское ханство, город снова поднялся из руин и расцвел, кстати, именно XVIII век считается «золотым веком» туркменской поэзии. Это связано с творчеством замечательного туркменского поэта Махтумкули, а затем и его ученика - воина и поэта Сейди, бывшими среди его горожан.
В конце XIX века город получил название «Новый Чарджуй», что было связано с изменением состава населения, теперь здесь проживали в основном русские, тогда как раньше, Чарджуй был населен только представителями коренной национальности.
Позже оно было перенесено и на реку Окс, она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река. в то время входил в это государство, а после его гибели стал самостоятельным.
Позже город вошел в состав арабского Халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. В частности, автор по имени Якут указывает: "Из Амуля вышло много ученых…".
XIII век поистине несчастливый для народов Средней Азии. Они подверглись опустошительному нашествию войск Чингиз-хана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен.
Но выгодное географическое положение помогло городу возродиться, снова играть заметную роль в торговле между странами, развивать свои ремесла. В начале XVI века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбани-ханом, а затем во владение эмира Бухарского.
Тогда же город начинает упоминаться в источниках под названием Чахар-джуй, что означает "четыре русла". Отсюда берет начало и нынешнее его имя - Чарджоу (прим. в 1995 переименован на Чарджев т.е. на звучание на туркменском языке, а в конце 90-х - переименован на Туркменабат).
Бухарский эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Дайхане, или крестьяне, находились в тяжелой кабале.
В особенно бесправном положении были рабы. В эмирате Чахар-джуй считался одним из центров работорговли. В городе в основном жили купцы и ремесленники. Всеми правил бек - наместник эмира бухарского.
Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами.
Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных.
С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов.
В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине XVII века.
Туркмены занимались земледелием также привычно и умело, как и скотоводством. Присоединение Средней Азии к России во второй половине XIX века имело важное значение для политического, экономического и культурного развития Средней Азии.
Это событие стало поворотным и для Чарджоу. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям.
Уральцы поселились вблизи русских воинских укреплений. И сегодня старый район города носит название "Уралка"… Создание новых поселений на берегах Амударьи позволили использовать реку для судоходства.
Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход "Самарканд". Так было положено начало движению парового флота на Амударье. Началось строительство и железной дороги.
Строительством от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал М.Н.Анненков. Работы шли в необычайно сложных условиях пустыни, требовали новых подходов: надо было найти способ борьбы с движущимися песками.
Остановились на простом и наиболее реальном - пески закрепляли, устанавливая вдоль полотна деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул. Этими находками пользуются и в наше время.
29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре 1887 года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста.
Той же осенью был издан указ об учреждении Амударьинской военной флотилии. Создание флотилии должно было воспрепятствовать стремлению Англии во второй половине XIX века утвердиться в Средней Азии, в частности, подчинить своему контролю Чарджоу
Тогда же в городе на Амударье с согласия эмира бухарского был . В 1896 году он получил название Новый Чарджуй в отличие от существующего Старого Чарджуя, где жило коренное население.
Возрастающий объем перевозок, и развитие города поставили царское правительство перед необходимостью строительства постоянного железнодорожного моста. Работы по его возведению начались 17 октября 1898 года.
Объекту придавалось огромное значение. Механизмы доставляли из-за границы. Строительство поручили талантливому инженеру С.И. Ольшевскому. Общие расходы, на строительство , включая укрепление берегов Амударьи, приблизились к пяти миллионам рублей.
27 мая 1901 года работы были закончены. По своей длине мост через Амударью занимал первое место во всей российской империи и треть место в мире! С Чарджоу связаны имена многих известных личностей.
Великий русский певец Ф.И. Шаляпин в 1891 году, тогда еще начинающий артист, гастролировал по городам и весям в труппе украинской оперетты. По дороге из Ашхабада в Чарджоу Шаляпин повздорил с хозяином труппы.
И тот на очередной небольшой станции вытолкнул молодого артиста из вагона. "Сгоряча я решил идти вслед за поездом, - описывает этот случай Шаляпин в книге "Страницы моей жизни".
- Денег у меня не было ни гроша… Кое-как добравшись до впереди лежавшей станции, я "зайцем" сел в поезд, доехал до Чарджуя и, найдя там труппу, присоединился к ней…".
Позже труппа дала представление, в котором участвовал и Шаляпин, о чем напоминает мемориальная доска на здании клуба железнодорожников, бывшем здании общественного собрания.
В 1930 году в Чарджоу буквально высадился писательский десант. Из Керки по Амударье приплыли на каике, т.е. на большой лодке, Николай Тихонов, Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Владимир Луговской и Петр Павленко.
В тридцатые годы в Чарджоу жил будущий легендарный комдив генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Он получил назначение командовать здесь полком. В годы ВОВ Чарджоу живет болью и заботами всей страны.
Чарджоу принял и разместил эвакуированные из России, Украины предприятия, помог им быстрее вступить в строй. Город на Амударье в развернутых тут госпиталях обогрел сотни раненых, многие их которых остались после выздоровления жить и работать здесь.
Послевоенные годы - это годы наращивания экономического потенциала города, расширения связей с другими регионами. Создаются новые предприятия, новые железнодорожные магистрали, Среднеазиатское пароходство начинает перевозки грузов в Афганистан.
После создания ДСК (проектно-промышленное строительное объединение) (прим. в настоящее время полностью заброшено и остановлено, строительство осуществляется частными и иностранными застройщиками) получает размах жилищное строительство, возводятся объекты соцкультбыта.
В 1950 году в Чарджоу открывают Туркменский государственный педагогический институт.

Чарджоу - город в Туркменистане. Прежние названия города: Амуль (до конца XV века), Чарджуй (с XVI века до 1924 и с 1927 по 1940), Ленинск (с 1924 по 1927), Чарджоу (1940-1992), Чарджев (1992-1999). В советское время Чарджоу был центром Чарджоуской области Туркменской ССР, а ныне это административный центр Лебапского велаята.

Город выстроен на левом берегу Амударьи. Железнодорожная станция Чарджоу расположена на железнодорожной линии Красноводск - Ташкент. От Чарджоу начинается железнодорожная линия на Кунград протяжённостью 627 километров. Линия эта идёт вдоль реки Амударья.

Относительно истории города существуют разные версии. Большая советская энциклопедия указывает на то, что город возник в 1880-е годы как русское укрепление на территории Бухарского ханства. Однако существует неподтверждённая версия о том, что город существует то ли с первого то ли с четвёртого века нашей эры.

Однако точно известно, что городом населённый пункт стал только в 1886 году. Тогда он назывался Новый Чарджуй, был торговым центром.

Чарджоу лежит на древнем Шелковом пути. Здесь в оазисе у Амударьи устраивали бивак караванщики. На окраине Чарджоу расположено городище Амуль. Там на раскопках долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана. В этом месте археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I - IV векам нашей эры. Остатки крепости представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов. В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие.

Во второй половине XIX века Средняя Азия была присоединена к России. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Старообрядцы поселились вблизи русских воинских укреплений. Один из районов города и ныне носит название «Уралка».

Началось строительство и железной дороги. Строительством дороги от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал Михаил Николаевич Анненков. Трудно работалось тогда в сложных условиях пустыни. Приходилось боротся с движущимися песками - их закрепляли устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул.

29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре следующего года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста. Город стал развиваться.

17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Аму-Дарью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!

В годы Советской власти город развивался, строились новые производства. Появился шёлковый комбинат, ватная фабрика, трикотажная фабрика, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод. Также бы простроен завод, перерабатывающий корни солодки. Все эти производства перерабатывали местное сырьё. В городе появились многочисленные учреждения образования и культуры: педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. Ещё в 1956 году в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха работал туркменский областной драматический театр.

Из железнодорожных достопримечательностей в Чарджоу локомотивное депо, вагонное депо. У локомотивного депо установлен паровоз-памятник Эм 723-31. Однако позднее его заменили памятником первому президенту Турменистана. В приписном парке локомотивного депо тепловозы 2ТЭ10Л и ЧМЭ3.

Родом из Чарджоу космонавт Олег Дмитриевич Кононенко . Он совершил полёт с апреля по октябрь 2008 года.

Климат в Чарджоу - резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зимой здесь тепло, а летом царит настоящая жара. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Это означает, что в отдельные дни термометр в тени переползает за отметку +40. В 70 км юго-западнее Чарджоу был зафиксирован абсолютный максимум - 50 градусов в тени.

Примечание: информация о Чарджоу взята из открытых источников в интернете.

G Я O L

Были построены шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительный заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов.

В составе независимой Туркмении

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой, который служил препятствием противникам в случае нападения.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, рождение которых относится к 11 веку.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Туркменабадская достопримечательность - это непременно заповедные места Кугитанга, находится к юго-востоку от Туркменабада.Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующего редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих

Экономика

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод. В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы. Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам

Шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительные заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов. Имелись педагогический институт, текстильный, речной и с.-х. техникумы, медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей; Туркменская опытная станция шелководства, опытно-мелиоративная станция.

В составе независимой Туркмении

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, которые были возведены в 11 веке.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующей редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

Имеется здание мечети, в которой раньше была областная библиотека

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих .

Чарджоускую дыню купил герой фильма «Дыня» (1982, Казахфильм).

Экономика

Автобусная остановка в Туркменабаде

Здание аэровокзала Туркменабада

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод. В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.

Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии .

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам

Историю города Туркменабада (Чарджоу Туркменистан), можно условно разделить на несколько этапов, в зависимости от того, под чьим протекторатом был город:

  1. зарождение и самостоятельное существование города Амуль;
  2. Амуль в составе Кушанского Царства;
  3. город в составе Арабского Халифата;
  4. Амуль в составе Хорезмского государства;
  5. город под властью монголов;
  6. в составе узбекского государства;
  7. под Бухарским Эмиратом;
  8. в составе Российской Империи;
  9. часть Бухарской НСР;
  10. в составе Туркменской ССР;
  11. в составе Туркменистана.

Зарождение города

Современный Туркменабад начинает свою историю с начала развития древнего города Амуль, который появился еще в 3 веке до н.э. Появление этого города на древних картах Азии непосредственно связано с Великим Шелковым Путем. Именно на пересечении его дорог и родился этот город. Надо отметить, что с названием города связано и название реки Амударьи. Ведь оно толкуется как река Аму. До того река имела другое название - Окс.

Эпоха Кушанского правления

С начала нашей эры и до 4 века Амуль пребывал в составе Кушанского Царства. Подтверждением тому служат множество артефактов, найденных археологами на территории города, среди которых главным доказательством этого факта были медные монеты. Распад Царства привел к тому, что город стал независимым. Однако самостоятельное существование Амуля длилось короткий период.

Город во владении Арабского Халифата и Хорезмского государства

Арабский Халифат стал следующим государством, в состав которого вошел город. Этот период довольно благоприятно повлиял на Амуль. Из рукописей арабских летописцев стало известно, что город в то время был культурным центром, который выпустил в мир много ученых.

Поскольку Амуль, по-прежнему, находился на пересечении торговых путей, которые постоянно развивались, то развивался и сам город. Приблизительно в 10-11 веке история города повязалась с Хорезмским государством. Это было мощное восточное государство, которое и поглотило Амуль. Но именно этот период принес наибольший импульс в развитие и увеличение города.

Темные времена в жизни города

Как обычно бывало в истории, после золотого периода наступали и плохие времена. Именно такой период наступил для Хорезмского государства и, в частности, для города Амуль в 13 веке. Связаны эти неблагоприятные времена с монгольскими завоевателями, которые разорили город в 1221 году. Несмотря на это, жизнь там не прекратилась, торговля и ремесла продолжали постепенно развиваться.

Жизнь города в составе Бухарского Эмирата

16 век принес городу новых покровителей. Сначала Амуль стал частью новообразованного узбекского государства, которое возглавлял Шейбанихан. Немного спустя, уже Бухарский Эмир прибрал в свои руки территорию города. Именно тогда название города Амуль меняют на другое название - Чахар-джуй, что в переводе означает «четыре русла». Город получает также видоизмененные имена - Чарджуй и Чарджоу.

Бухарский Эмират был феодальным государством. Эмир имел практически всю власть в государстве. В Чарджоу функционируют огромные рынки рабов и невольников. Рабы были на самом дне социальной иерархии. Большинство населения составляли ремесленники и купцы. Вся власть в городе была сосредоточена в руках наместника бухарского эмира - бека. Бек жил на территории большой глинобитной крепости, которая была защищена широким водяным рвом. Ворота крепости, которые выходили на четыре стороны света были под постоянной охраной сарбазов.

Внутри крепости были многочисленные строения, среди которых, главными были дворец бека с прудом и садом, дома всех его родственников и приближенных к нему людей, площадь, казармы и продовольственные склады. Естественно, было и место для преступников, которое представляло собой глубокий каменный колодец, на дне которого томились заключенные. На западе и востоке от крепости располагались жилища ремесленников и купцов. После крепости остались кое-какие останки, представляющие на сегодняшний день большую историческую ценность. На территории крепости археологи обнаружили множество интересных исторических артефактов.

Вхождение в состав Российской Империи

Вторая половина 19 века принесла новые изменения в жизнь Чарджоу Туркменистан. Город стал частью России. Это значительно повлияло на культурную и экономическую жизнь не только города, но и Средней Азии. В 1875 году российский царь издал указ, согласно которому в Чарджоу были переселены уральские казаки. Казаки были старообрядцами, поэтому отказывались от военной службы, что и повлекло гнев царя. Переселенцы заселялись недалеко от русских укреплений.

Новые поселения постоянно создавались на берегах реки, что послужило стимулом для развития судоходства. Пароход «Самарканд», который первый проделал путь от Турткуля до пристани Чарджуй, положил начало пароходному движению на Амударье. Позже появилась и железная дорога, по которой можно было добраться от Каспия до Чарджоу.

В 1896 году город снова получил новое название, - теперь он именовался Новый Чарджуй. От прежнего города он отличался населением, ведь теперь русскоязычные жители составляли его основную часть. Большим прорывом в развитии региона стало построение моста через реку. Мост, который стал самым длинным в Российской Империи, был достроен 17 октября 1898 года. Кроме того, этот мост был третьим в мире по протяженности.

Окончательная потеря власти эмиром, связана с приходом советской власти в 1920 году. 14 сентября этого года была образована Бухарская Народная Советская Республика, в которую вошел и Туркменистан Чарджоу. Уже в 1924 году Чарджуй становится частью Туркменской ССР. С этого времени город начинает индустриально развиваться. Производства хлопка и коконов в близлежащих районах повлияло на строительство гренажного и хлопкоочистительного заводов.

Современный Туркменабад представляет собой солнечный город с парками и городским пляжем, которые отлично подходят для отдыха населения.

Видео: Туркменобад

gastroguru © 2017