Выбор читателей
Популярные статьи
На северных берегах Чёрного моря, в частности в Крыму, с глубокой древности перекрещивались сухопутные и морские дороги. Здесь причудливо переплетались пути много-тысячелетней истории человечества, здесь формировались, устраивали свои кочевья, оседали, смешивались различные племена и народы. Не случайно поэтому в Крыму так много археологических памятников. По обилию и разнообразию памятников материальной культуры Крым может служить своего рода лабораторией для изучения условий жизни человека на разных ступенях его развития.
Из следов первобытного человека на Южном берегу известно немало находок. Это – примитивные кремневые орудия труда, охотничьи стойбища и пещерные стоянки палеолитического, мезолитического и неолитического человека, могильники Гаспры, горы Кошки у Симеиза и другие, относящиеся к эпохе раннего железа. Древнейшие стоянки и поселения людей, найденные на Крымской земле, относятся к IV- III тысячелетию до н.э. На территории полуострова жили тогда племена четырёх основных культур того времени: ямной, кемиобинской, катакомбной и срубной. Племена ямной, катакомбной и срубной культур названы по типам оставленных ими могил – простых ям, катакомб, срубов. Что касается кеми-обинцев, они получили своё условное название от раскопанного в 1957 г. кургана Кеми-Оба (вблизи Белогорска). Курганы – очень характерное явление для южнорусской равнины, Тамани, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма. В Крыму наибольшее количество курганов известно на Керченском полуострове и Тарханкуте. Немало их и в центральной части полуострова, а также в предгорьях.
Издревле курганы были местом захоронения и представляли собой надмогильную насыпь из земли и камня полушаровидной формы. Одновременно они служили сторожевыми и наблюдательными пунктами, указателями дорог, ориентирами. Курган Кеми-Оба состоял из двух малых курганов. Под каждой из этих первичных насыпей раскопками выявлены каменные сооружения. Одно из них полусферической формы, другое – высотой 2м и диаметром 5м – конусообразной. Под обоими сооружениями находились большие погребальные ящики из толстых, тщательно подогнанных дубовых стволов, обработанных каменными орудиями. Археологами установлено, что это захоронение относится к концу III тысячелетия до н.э.
Любопытен с архитектурной точки зрения и другой памятник той же культуры – курган Курбан-Байрам, раскопанный близ Красноперекопска. В высоту курган достигал 6м, а в диаметре 53м. Раскопки показали, что курган был местом захоронения знатного «кеми-обинца», вождя племени, в эпоху ранней бронзы – около 4 тыс. лет назад. На вершинах курганов более позднего времени нередко стояли изваяния – так называемые каменные «бабы». Богатые курганы скифского времени на Керченском полуострове прославились на весь мир своими замечательными каменными и земляными склепами самой разнообразной формы. Это поистине удивительные произведения древней архитектуры и искусства. Интересный курган раскопали в 1960 году у Евпатории: его «полы» обложены большими каменными плитами.
На небольшом кемиобинском кургане у села Казанки близ Бахчисарая стояла антропоморфная (напоминающая фигуру человека) стела. Насыпи более поздних курганов (2,5-2 тыс. лет до н.э.) имели облицовку из камней или дерева, были одеты в каменные панцири, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. Их вершины нередко венчали большие вертикально стоящие камни – менгиры, примитивные изваяния человеческих фигур. Эти большие каменные плиты, оттёсанные в виде человеческой фигуры, где выделена голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III тысячелетия до н.э. Древнейшие знаки и изображения, найденные на полуострове, относятся к концу IV тысячелетия до н.э. В 1935 году на правом берегу реки Кача, на склоне Таш-Аир, археологи обнаружили наскальные изображения, растянувшиеся десятиметровой полосой шириной до ½ м. Хотя рисунки эти и оказались сильно разрушенными природой, от них всё же остались кроме бесформенных пятен, три группы изображений из 35 фигур. Этой своеобразной записи событий из жизни племени, жившего в долине Качи, ни много ни мало, более 4,5 тысяч лет. На этих высеченных на камне и подкрашенных охрой и соком растений рисунках изображены фигуры вооружённых и безоружных людей, звери, повозки…
Древние кеми-обинцы оставили памятник, свидетельствующий о характере их занятий, - изображения различных сельскохозяйственных орудий и упряжки быков. Этот единственный пока рассказ о земледелии эпохи бронзы дошёл до наших дней на большой известковой плите, найденной в 3 км от Симферополя. Длина её 107 см, ширина 70 и толщина 15 см. Нельзя обойти стороной одну особенность кемиобинского погребального обряда. Кеми-обинцы, хороня усопших в каменных или деревянных ящиках, нередко расписывали внутренние стены гробниц геометрическими узорами, нанесёнными красной, чёрной и белой краской.
Самый древний после окончания кемиобинской культуры народ, населявший Крым и передавший векам своё имя – киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тысячелетия до н.э. и оставили после себя много памятников. Основными обитателями горного Крыма античная традиция называет тавров. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укреплённых убежищ и жилых построек тавров, их гробницы (кромлехи) – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней. Накапливающийся археологический материал привёл к выделению особой культуры, названной кизилкобинской - по месту первых находок в районе Красных пещер – Кизил-Коба. Её носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, примерно в то же самое время – в течение I тысячелетия до н.э. Они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре этих народов оказались существенные различия – так, у кизил-кобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он отсутствует. Разным был и погребальный обряд. Тавры хоронили покойников, судя по найденным могильникам, в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой на запад; вторые – в каменных ящиках, присыпаемых землёй, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. В гробницах и тех и других археологи нашли различные орудия труда – в основном каменные и костяные, потому что к этому времени люди были еще бедны металлами. Однако нашлись бронзолитейные украшения. Железные изделия встречались очень редко.
Найденные таврские укрепления отличаются ярко выраженным своеобразием: стены из необработанных камней, сложенных насухо, иногда с башенными выступами без внутренних камер, примыкают к скалам, образуя одно целое с горным ландшафтом. В первой половине V века до н.э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика – Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида – Евпатория, Калос-Лимены – Черноморское). Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы») Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры.
Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры готы, занимавшие тогда весь степной Крым, были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые «пещерные города», расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя. До «пещерных городов» легко добраться из Бахчисарая. Забылись их первоначальные имена, заплыли землёй и поросли лесом их развалины, и только вырубленные в известняке пещеры, храмы, лестницы, колодцы стойко сопротивляются сегодня действию всеразрушающего времени. Пещеры, загадочно зияющие в верхней кромке известняковых обрывов, - эффектный, запоминающийся, но, по существу, чисто внешний признак, механически объединивший поселения начала тысячелетия и средневековья. Среди них преобладают небольшие по площади укрепления – феодальные крепости-замки: Бакала, Тепе-Кермен, Кыз-Куле, Каламита, Сюреньская крепость; сюда же относятся и монастыри – Успенский, Шулдан, Челтер.
Итак, мы познакомились с некоторыми материалами из раскопок и археологических исследований. Это, конечно, далеко не все тайны, которые открыли археологам курганы, древние стоянки, гробницы, пещерные города. Каждая новая находка прибавляет к истории человечества ещё один штрих, ещё один факт. Крымский полуостров, по образному выражению, - «естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». И сегодня ещё Таврида, её история не до конца изучены. И сегодня ещё Крым можно назвать terra incognita (неизвестная земля). С уверенностью можно сказать, что во всём Мире нет земли, которая была бы так насыщена памятниками всех времён и стольких народов!
Источник: crimea.ru
К крымских археологических источников средневековых времен, как отмечал А.И. Домбровский, принадлежат разновременные, не одинаковы в фортификационном отношении, а следовательно функционально различные укрепления. Еще недостаточно исследованы остатки многочисленных поселений и могильников, следы прошлого сельскохозяйственного террасирование давно поросших лесами горных склонов, спрятанные в горах крепиды террас и древние пути, заброшенные гончарные водопроводы, арыки, что сейчас не используются, фонтаны, колодцы, средневековые каменоломни, рудоплавильни и гончарные печи и тому подобное.
Ризностничне населения полуострова, конечно, не могло в течение длительных отрезков времени мирно сосуществовать. О межобщинных конфликты, в частности, свидетельствуют многочисленные - разные, хотя и синхронные - оборонительные системы: укреплены, но не заселены в мирное время убежища рядом с открытыми поселениями; поселка, окруженные стенами; места временного пребывания в горных пещерах. Бывают и простые, небольшие по размерам жилья стояли друг у друга на высотах гор; сотоподибно спланированы поселки с домами в виде небольших башен, которые превращали усадьбу земледельца в своеобразную крепость. Напластования культурных наслоений и стратиграфия строительных остатков свидетельствуют о долговременном и постоянное использование населением всех пунктов вышеуказанных категорий.
Выбор мест для проживания и различия в образе жизни обусловлены прежде всего возрастной привычкой тех или иных пришлых групп населения к определенным формам хозяйствования, которые могли развиваться в конкретных условиях естественного обитания. Это и отгонное скотоводство в горах, и охота в сочетании с бортничеством, и сбора даров природы, и "чаирне" земледелие на очищенных от леса небольших по размерам участках земли, земледелие в долинах и огородничество на невысоких водоразделах, виноградарство на южных склонах гор и рыболовство, мелкие сельские ремесла и тому подобное.
Исследование археологических памятников, оставленных носителями разных археологических культур, следует начинать с византийских - VIII-X вв. их появлению способствовало массовая миграция в период иконоборчества. В это время появляются плитовые могильники, на площади которых захоронения проводились по христианскому обычаю - вытянуто на спине, головой на запад; в некоторых могилах обнаружены нательные крестики. В то же время на всей территории Южного Крыма появляются сельские поселения и укрепленные монастыри с материалами провинциально-византийской культуры (круглодонные красноглиняных амфоры, византийский билоглнняний посуда - расписные ойнохойи и фляги, небольшие плоскодонные пифосы, разнообразные горшки). Позже формы амфор меняются.
Площадь поселений и количество зданий в них довольно значительны. С напольной стороны поселения обнесены заборами шириной около 3 м, но на самой территории сооружения размещались бессистемно. Самой известной достопримечательностью того времени является Аю-Даг - поселок, размещенное на верхушке залесенные горы. Здесь строились дома двух типов - однокамерные и пьятистинкы, размеры которых вдвое превышали предыдущие. В центре поселения находился храм.
Одновременно с сельскими, небольшими по размерам, однонефной базиликами в эпоху иконоборчества появляются трехнефный и трехапсидный базилики значительно больших размеров. Деятельность монашеской иммиграции распространялась и в горных районах, где возникает значительная группа пещерных монастырей, по характеру застройки близких к так называемым "пещерных городов" (рис. 27).
Такими городами называют своеобразную группу памятников (городища, монастыри, поселка), расположенную в предгорьях полуострова. их характерной особенностью является высеченные в скале различные помещения хозяйственного, военного, жилищного и культового назначения. Остатки наземных зданий теперь покрыты землей и растительностью. Городища нередко достигали значительных, как по тем временам, размеров (около 10 га). Часть их площади не была застроена и, вероятно, предназначалась для защиты окружающей сельского населения во время нападения врагов или проведения торгов.
Рис. 27. "Пещерный город" Чуфут-Кале близ Бахчисарая
Два из них - Эски-Кермен и Чуфут-Кале - расположенные вблизи Бахчисарая. Первое возникло в V-VI вв. и существовало до конца XIII в. Выложенные из камня оборонительные стены имели толщину около 2 м. К ним примыкали башни, вырубленные в скалистых выступах. В городе было много зданий из камня и около 400 пещер, а также церковные сооружения. Во время раскопок обнаружены улицы и зерновые ямы, вырубленные в скале, глубокий колодец, водопровод и остатки ремесленных мастерских. Население занималось земледелием, скотоводством, виноградарством, ремеслом и торговлей.
Одним из самых "пещерных городов" было Чуфут-Кале. Его окружают каменные стены внушительных размеров с арочными воротами. Возникло, как другие, в V-VI вв. На его территории обнаружено много пещерных комплексов, глубокий колодец и другие сооружения. Позже правило татарам за монетный двор и тюрьму для пленных и заложников, стал центром ремесла и торговли. Неподалеку от города обнаружено большое по размерам могильник.
Поселения ранних болгар VII-X вв., Открытые в разных частях полуострова, можно разделить на две хронологические группы, "водоразделом" между которыми стала середина VIII в. К ранним и наиболее типичных относят поселения Тау-Кипчак, на котором здания с каменными стенами размещались пятью "кушамы". К каждому из них входили однотипные сооружения, сгруппированные по два-три вместе. Расстояние между отдельными группами достигала 10-25 м. Внутри лишь одно помещение имело очаг (то есть было жилым), остальные выполняла хозяйственные функции.
Хазаро-болгары, придя в Таврику, принесли с собой характерный тип жилья - полуземлянку с куполообразной крышей. Но, познакомившись с развитым каменным строительством, они начали возводить и наземные сооружения. Характерной для этого круга памятников была также кладка стен всухую "в елочку". Керамический комплекс состоял из амфор местного и импортного производства, горшков и кружек разных типов. Лепная керамика в своей массе меняется изготовленной на гончарном круге. Обнаружено большое количество сельскохозяйственных орудий. В течение второго из упомянутых периодов материальная культура по основным показателям не претерпела изменений. Ранньоболгарська культура исчезла в середине X в. вследствие хазаро-византийских войн. Позже здесь начала формироваться новая этнокультурная общность.
В первые века II тыс. Н. е. большинство поселений Таврики характеризовалась следующими признаками: здания, как правило, размещаются на скалистых или очень крутых местностях, непригодных для возделывания. Пойма реки или равнинная часть оросительной долины используются только для садоводства или посевов. Такая черта характерна и для Байдарской долины, где зафиксированы поселения, расположенные вокруг нее на горных отрогах. Известны и другие разновидности горных поселений, жилые и хозяйственные постройки которых сводились непосредственно на земляных террасах с подпорными стенами или полях, разделенных на участки каменными ограждениями.
Среди поселений XII-XIV вв. отличаются три основных типа планирования, хорошо зафиксированы в урочище Ласпи недалеко от Ялты. Прежде всего, это поселок Хаспио с пористой структурой, состоявшее более чем из 30 террас, которые спускались к морю. Они были укреплены каменными крепиды, на которых стояли стены, разделявшие террасы. Жилая башня, помещения хозяйственного назначения, хлев для мелкого домашнего скота примыкали к стенам каждого такого центра. Все поселения пользовалось водой, поступающей с одного водопровода, построенного с гончарных труб (рис. 28).
Позже появилось еще одно поселение - Шабурла. Относительно правильные ряды зданий здесь размещались на длинных террасах. Эти сооружения возводились на значительном расстоянии друг от друга. Вблизи жилищ, удаленных от источников, вкапывали большие пифосы для хранения воды. Третье крупное поселение - Приморское - расположен на противоположной стороне упомянутого ручья. Здания здесь возводились бессистемно (это обусловлено рельефом местности) и отличались от предыдущих по многим параметрам. Дворы были ограждены, а между ними пролегали извилистые улочки.
Богатыми и насыщенными памятниками были города средневекового Крыма. Одно из них - Судак (византийская Сугдея, итальянский Солдая, древнерусский Сурож), оборонительные стены которого с 26 башнями (построенными в разное время) и барбаканом охватывают двумя ярусами горы и защищают подходы к порту. Общая площадь крепости - около 60 га. На раннем этапе (VI - первая половина VIII в.) Город представлял собой обычную приморскую крепость, в самой высокой точке которой размещался византийский гарнизон. Вблизи был построен маяк, который функционировал до XVII в. Рядом с укреплениями стояла и византийская таможня (найдено более 500 печатей из свинца) (рис. 29).
Хазарский период (вторая половина VIII-X вв.) Характеризуется упадком этого приморского центра, особенно его портовой части. Но в середине IX в. сооружается оборонительная стена, сложенная из блоков в типично хазарской оборонной технике. И признаков городской застройки этих времен не обнаружено, а сами укрепления служили исключительно для защиты воинов.
Рис.
Рис. 29. Реконструкция периметра Судакской крепости (по И. А. Барановым)
Формирование городских кварталов и создание единой системы оборонительных сооружений началось после разгрома каганата, когда часть Таврики вновь вошла в состав Византийской империи. К Сугдеи из Херсона-Корсуня были переведены флот и корабельные верфи. В этот период город застраивается двухэтажными постройками, а оборонительные стены разделяют его на пять зон. Городской доминантой остается замок, к которому примыкала аристократическая часть. В этот период город достигает наибольших размеров.
Ситуация значительно ухудшается во второй половине XIII - первой половине XIV в., После вхождения Сугдеи в состав Крымского улуса Золотой Орды: оборонительные сооружения Нижнего города были полностью разобраны, а на их месте появляются мастерской. Некоторый подъем город (уже Солдая) переживает после перехода под юрисдикцию Генуе в 1380 Однако в 1475 оно было уничтожено турками.
Средневековый Херсонес (Херсон, Корсунь) был унаследован Византией от Римской империи. Этот город, как большой ремесленный и культурный центр Крымского полуострова, выполняло роль посредника империи в морской и сухопутной торговли с Северным Причерноморьем и Киевской Русью. Власть Византии в Таврике ни была полной и, по сути, только Херсонес оставался здесь ее опорным пунктом в экономической и политической борьбе за северопричерноморских регион. В свою очередь империя защищала город от кочевников и других нападающих. Населения тяготело к Херсонеса, чем объясняется скопление земледельческих поселений, а затем и крупных феодальных угодий вблизи города или на подступах к нему (рис. 30).
Представление о Херсонесе как средневековый город дают раскопки восточного района и северного берега, где открыты жилые кварталы. Оборонительные сооружения (стены и башни) в припортовой и других частях города свидетельствуют о постоянной военной угрозы для его жителей. В непосредственной близости от городских стен открыты остатки различных общественных зданий, большие цистерны одного из городских водопроводов и терм X в. Все это свидетельствует о высоком уровне культуры градостроительства и цивилизованности населения.
Средневековый город сводилось на руинах античного, повторяя его регулярную планировку. Менялась только разбивка домовладений внутри кварталов, перестраивались усадьбы, однако планировка улиц оставалось прежним. В X-XII вв. стало возможным заметно упорядочить городское планирование, благодаря чему центр приобретает характер целостного архитектурного ансамбля. Главная улица пролегала с востока на запад; по обе стороны ее размещались двухэтажные дома, жались друг к другу. На нижних этажах большинства из них размещались магазины. Фасады, за исключением жилищ богатейших владельцев, оформлялись достаточно просто.
Рис. 30. Усадьба средневекового Херсонеса с часовней-усыпальницей на переднем плане (реконструкция А. Л. Якобсона)
Главную городскую магистраль, деля ее на почти равные части, перпендикулярно пересекали поперечные улицы, а параллельно ей проходили продольные. Главная улица выходила на площадь, где возвышался храм. Тесно застроенные жилые кварталы размещались по обе стороны от нее и террасами спускались к морю и гавани.
Монументальная архитектура представлена в Херсонесе культовыми сооружениями. Базилики, крестовокупольный храмы, небольшие часовни возводились почти в каждом квартале и во многом определяли архитектурный облик города. В частности, в восточной части Херсонеса содержится так называемая Уваровская базилика. Судя по ее местоположение, размеров и обустройства, именно она могла быть тем кафедральным собором, где венчался (а также крестился) князь Владимир Святославич с принцессой Анной. Вместе с другими сакральными постройками этот храмовый комплекс занимал целый квартал.
Крепкие фортификационные сооружения не отличаются какими-то оригинальными архитектурными решениями, хотя и были выполнены на высоком для своего времени уровне. При строительстве использовались также остатки античных сооружений. Особое внимание привлекает так называемая башня Зенона, возведенная над портом в южном конце оборонительной линии.
В конце XIII в. и так обветшавший Херсонес подвергся нападению ордынцев Ногая и после этого постепенно пришел в упадок.
1. Артамонов М. И. История хазар. Ленинград, 1962.
2. Археология Украинской ССР: В 3 т. Киев, 1986. Т. 3.
3. Блифельд Д. И. Древнерусские памятники Шестовице. Киев, 1977.
4. Брайчевськиш М. Ю. Происхождение Руси. Киев, 1968.
5. Древняя история Украины: В 3 т. Киев, 2000. Т. 3.
6. Древняя Русь. Город, замок, село. Москва, 1985.
7. Древняя Русь. Быт и культура. Москва, 1997.
8. История украинской культуры: В 5 т. Киев, 2001. Т. И.
9. Корзухииа Г. Ф. Русские клады IX-XIII вв. Москва; Ленинград, 1954.
10. Кучера М. П. Змиевы валы Среднего Поднепровья. Киев, 1987.
11. Кучера М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв. между Саном и Северским Донцом. Киев, 1999.
12. Моця А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990.
13. Моця А. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв. (По материалам некрополей). Киев, 1993.
14. Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 62.
15. Плетнева С. А. половецкыя каменные изваяния // Свод археологических источников. 1974. Вып. Е4-2.
16. Степи Евразии в эпоху Средневековья. Москва, 1981.
17. Толочко П. Я. Древний Киев. Киев, 1983.
18. Толочко П. П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989.
19. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Москва, 1976.
20. Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) // Материалы и исследования по археологии СССР. 1950. № 17.
21. Якобсон А. Л. Средневековый Крым. Москва; Ленинград, 1964.
Список литературы
1. Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999..
2. Алексеев А. Ю., Мурзин В.Ю., Роме Р. Чертомлыка. Киев, 1990.
3. Алексеев В. П., Первый. А. И. История первобытного общества. Москва, 1990.
4. Андрух С. И. Нижнедунайская Скифия в VI - начале I в. до н. э. Запорожье, 1995.
5. Анохин В. А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1989.
6. Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. Москва, 1984.
7. Археология Украинской ССР: В 3 т. Киев, 1985, 1986 Т. 1-3.
8. Археология Украинской ССР: В 3 т. Киев, 1971. Т. 1-3.
9. Археология. 1993. № 3 (к 100-летию открытия трипольской культуры).
10. Баран В. Д. Древние славяне. Киев, 1998..
11. Баран В. Д., Козак Д. II., Терпиловский Р. В. Происхождение славян. Киев, 1991.
12. Березанская С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. Киев, 1982.
13. Березанская С. С, Отрощенко В. В., Чередниченко Н. И., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев, 1986.
14. Березанская С. С, Цвек Е. В., Клочко В. И., Ляшко С. Н. Ремесло эпохи энеолита - бронзы на Украине. Киев, 1994.
15. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
16. Бессонова С. С, Скорый С.А. Мотронинское городище скифское эпохи. Киев, 2001.
17. Блифельд Д. Древнерусские памятники Шестовице. Киев, 1977.
18. Болгов Н. Н. Закат античного Боспора. Белгород, 1966.
19. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. Вот Скифии до Индии. Москва, 1983.
20. Брайчевский М.Ю. Происхождение Руси. Киев, 1968.
21. Братченко С. Н. Донецкая катакомбная культура раннего этапа. Луганск, 2001.
22. Бунятян К. П., урчит В. Ю., Симоненко А. В. На заре истории. Киев, 1998..
23. Вончугов В. П. Белозерская культура в Северо-Западном Причерноморье. Киев, 1990.
24. Великая Скифия: учебное пособие. Киев; Запорожье, 2002.
25. Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольнинекого полиса VII-I вв. до и. э. Москва. 1 989.
26. Винокур I. С., телеги Д. Я. Археология Украины. Киев, 1994.
27. Высотская Т. И. Поздние скифы в Юго-Западном Крыму. Киев, 1972.
28. Геродот. Истории. Перевод А. А. Беленького. Киев, 1993.
29. гладила В. Н. Проблемы раннего палеолита Восточной Европы. Киев, 1976.
30. Гладких Н. И. Историческая интерпретация позднего палеолита. Киев, 1991.
31. Горюнов Е. А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. Ленинград, 1981.
32. Граков Б. Н. Скифы. Москва, 1971.
33. Древняя история Украины: В 3 т. Киев, 1997-2000 Т. 1-3.
34. Древняя история Украины: учебное пособие: В 2 кн. Киев, 1994. Кн. 1, 2.
35. Датиенко В. Н. неолита Украины. Киев, 1969.
36. Древняя Русь. Быт и культура. Москва, 1997.
37. Древняя Русь. Город, замок, село. Москва, 1985.
38. Дюмелиль Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990.
39. Этническая история древней Украины. Киев, 2000.
40. Зайцев Ю. П. Неаполь Скифский (II в. До н. Э. - III в. Н. Э).). Симферополь, 2 003.
41. Зализняк Л. Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита. Киев, 1989.
42. Зализняк Л. Л. Древнейшее прошлое Украины. Киев, 1997.
43. Зализняк Л. Л. Предыстория Украины X- V тыс. До н. е. Киев, 1998..
44. Зализняк Л. Л. Первоначальная история Украины. Киев, 1999.
45. Збенович В. Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. Киев, 1989.
46. Зубарь В. М., Линева Е. А., Сон Н. А. Античный мир Северного Причерноморья. Киев, 1999.
47. Зубарь В. М. Северный Понт и Римская империя. Киев, 1998..
48. Зубарь В. М. Таврика и Римская империя. Киев, 2004.
49. Зубарь В. М., Русяев А. С. На берегах Боспора Киммерийском. Киев, 2004.
50. Зубарь В. М., Сон Н. А. Греки и римляне в Нижнем Поднестровье. Киев, 1996..
51. Зубарь В. М., Соронан С. Б. У истоков христианства в Юго-Западной Таврике: эпоха и вера. Киев, 2005.
52. Иванчик А. И. Киммерийцы. Москва, 1996. Ильинская В. А., Тереножкин А. И. Скифия VII-IV вв. до н. э. Киев, 1983.
53. История первобытного общества: В 2 т. Москва, 1983. Т. I.
54. История украинской культуры: В 5 т. Киев, 2001. Т. I.
55. Карышковский П. А., Клейман И. Б. Древний город Тира. Киев, 1985.
56. Кларк Г. Доисторическая Европа. Москва, 1953.
57. Ковпаненко Г. Т. Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981.
58. Ковпаненко Г. Т., Бессонова С. С, Скорый С.А. Памятники скифское эпохи Днепровско-лесостепном Правобережье. Киев, 1982.
59. Козак Д. Н. Этнокультурная история Волыни (I в. До н. Э. - IV в. Н. Э.). Киев, 1992.
60. Колесников А. Г. Трилольское общество Среднего Поднепровья (опыт социальных реконструкций а археологии). Киев, 1993.
61. Колосов Ю. Г., Степанчук В. Н., Чабай В. П. Ранний палеолит Крыма. Киев, 1993.
62. Кондукторова Т. С. Антропология древнего населения Украины. Москва, 1972.
63. Крапивина В. В. Ольвия. Материальная культура I-IV вв. до н. э. Киев, 1993.
64. Крис X. И. Кызыл-кобинская культура и тавры. Москва, 1981.
65. Круц В. А. Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья. Киев, 1977.
66. Крушельницкая Л. Чернолесская культура Среднего Приднестровья. Львов, 1998..
67. Крыжицкий С. Д. Архитектура античных государств Северного Причерноморья. Киев, 1993.
68. Крыжицкий С. Д., Лейпунская И. А. Ольвия (раскопки, история, культура). Николаев, в 1997.
69. Куклина И. В. Этнография Скифии по античным источникам. Ленинград, 1985.
70. Кучера М. П. Змиевы валы Среднего Поднепровья. Киев, 1987.
71. Кучера М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв. между Саном и Северским Донцом. Киев, 1999.
72. Лапин В. В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Киев, 1966.
73. Магомедов Б. В. Черняховская культура. Проблема этноса. Люблин, в 2001.
74. Макаренко Н. А. Мариупольский могильник. Киев, 1933.
75. Максимов Е. В. зарубинецкая культура на территории УССР. Киев, 1982.
76. Манцевич А. Л. Курган Солоха. Ленинград, 1987.
77. Масленников А. А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения Восточного Крыма. Москва, 2003.
78. Михеев В. К., Ш. Б. А. Археология железного века Восточной Европы: учебное пособие. Харьков, 2000.
79. Мошевський М. Скифская степь. Киев, 1983.
80. Мозолевский М. Толстая Могила. Киев, 1979.
81. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы: В 2 т. Москва, 1974. Т. 1,2.
82. Моця А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990.
83. Моця А. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв. (По материалам некрополей). Киев, 1993.
84. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования Скифского этноса. Киев, 1990.
85. Нужный Д. Ю. Развитие микролитические техники в каменном веке. Киев, 1992.
86. Обломский А. М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время. Москва, 2002.
87. Обломский А. М., Терпиловский Р. В. Среднее Поднепровье и Днепровское Левобережье в первые века нашей эры. Москва, 1991.
88. Отрощенко В. В. Проблемы периодизации культур средней и поздней бронзы юга Восточной Европы (культурно-стратиграфические сопоставления). Киев, 2001.
89. Охотников С. Б. Нижнее Поднестровье в VI-V вв. до н. э. Киев, 1990.
90. Павленко Ю. В. История древних русов в мировом контексте. Киев, 1994.
91. Пидопличко И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969.
92. Плетнева С. А. Вот кочевий к городам // МЫ А. 1967. № 142.
93. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Киев, 1991.
94. Полынь С. В. Вот Скифии к Сарматию. Киев, 1992.
95. Приходнюк А. Н. Степное населения Украины и восточные славяне (вторая половина I тыс. И. Е.). Киев; Черновцы, 2001.
96. Раевский Д. С. Модель мира скифское культуры. Москва, 1985.
97. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Ленинград, 1925.
98. Русанова И. П. Славянские древности V- VII вв. Москва, 1976.
99. Русяев А. С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992.
100. Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Москва, 1979.
101. Рындина Н. В., Дегтярева А. Д. энеолита и бронзовый век: Учебное пособие. Москва, 2002.
102. Самойлова Т. Л. Тира в VI-I вв. до и. э. Киев, 1988.
104. Свешников И.К. Культура шаровидных амфор. Свод археологических источников. Москва, 1983. Вып. В. 1-3.
105. Сегеда С. П. Основы антропологии. Киев, 1995.
106. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - Археология СССР. Москва, 1982.
107. Симоненко А.В. Сарматы Таврии. Киев, 1993.
108. Симоненко А.В., Лобай Б. И. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н. э. Киев, 1991.
109. Скифы: Хрестоматия / Сост. Т. Н. Кузнецова. Москва, 1992.
110. Скржинская М.В. Древнегреческий фольклор и литература в Северном Причерноморье. Киев, 1991.
111. Славяне Юго-Восточной Европы в пред государственный период. Киев, 1990.
112. Сон Н. А. Тира римского времени. Киев, 1993.
113. Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. Харьков, 2001.
114. Сорочан С. Б, Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес - Херсон - Корсунь. Киев, 2003.
115. Станко В. Н. Мирное. Проблемы мезолита степей Северного Причерноморья. Киев, 1982.
116. Станко В. И., Гладких Н., Сегеда С. П. История первобытного общества. Киев, 1999.
117. стрижек А. С. Этнонимия Геродотовой Скифии. Киев, 1988.
118. Телегин Д. Я. Неолитические могильники мариупольского типа. Киев, 1991.
119. Телегин Д. Я., Нечитайло А.Л., Потехина И. Д., Панченко Ю.В. среднестоговская и новоданиловская культуры энеолита Азово-Черноморского региона. Луганск, 2001.
120. Тереножкин А. И., Мозолевский Б. N. Мелитопольский курган. Киев, 1988.
121. Терпиловский Р. В., Абашина Н. С. Памятники киевской культуры. Свод археологических источников. Киев, 1992.
122. Тойнби А. Д. Исследование истории: В 2 т. Киев, 1992. Т. 1,2.
123. Толочко П. П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989.
124. Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1983.
125. Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Ленинград. Тысяча девятьсот восемьдесят две.
126. Трубачев О. Н. Названия рек Правобережной Украины. Москва, 1968.
127. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Москва, 1976.
128. Хазанов А. М. Социальная история скифов. Москва, 1975.
129. Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. - VI в. и. э. Харьков, 2004.
130. Хрисаифова Е. И., Перевозчиков И. В. Антропология. Москва, 1991.
131. Черненко Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984.
132. Черненко Е. В. скифские лучники. Киев, 1981.
133. Шовкопляс I. Г. Основы археологии. Киев, 1971.
134. Шрамко Б. А. Вельское городище скифское эпохи (город Гелон). Киев, 1987.
135. Щепинский А. А. Кеми-обинская культура. Запорожье, 2002.
136. Щукин М. Б. На рубеже эр. Санкт-Петербург, 1994.
137. энеолита СССР. Археология СССР. Москва, 1982.
138. Этнокультурная карта территории Украинской ССР в I тыс. и. э. Киев, 1985.
139. Якобсон А. Л. Средневековый Крым. Москва; Ленинград, 1964.
Симферополь: Крым, 1971. - 100 с. - (Археологические памятники Крыма). - 10 000 экз. (о росписях Таш-Аира близ Бахчисарая)
В крымских археологических источников средневековых времен, как отмечал. ОИ. Домбровский, принадлежат разновременные, не одинаковы в фортификационном отношении, а следовательно функционально различные укрепления еще недостаточное ьо исследованы остатки многочисленных поселений и могильников, следы прошлого сельскохозяйственного террасирование давно поросших лесами горных склонов, спрятанные в горах крепиды террас и древние пути, заброшенные гончарные трубы, арыки, что сейчас не используются, фонтаны, колодцы, средневековые каменоломни, рудоплавильни и гончарные печи тощощо.
Ризностничне населения полуострова, конечно, не могло в течение длительных отрезков времени мирно сосуществовать. О межобщинных конфликтов, в частности, свидетельствуют многочисленные - разные, хотя и синхронные - оборонительные сист темы: укрепленные, но не заселены в мирное время убежища рядом с открытыми поселениями; поселка, окруженные стенами; места временного пребывания в горных пещерах. Встречаются и простые, небольшие по кол. Ирам жилья стояли друг возле друга на высотах гор, сотоподибно спланированы поселки с домами в виде небольших башен, которые превращали усадьбу земледельца в своеобразную крепость напластования шаров ных наслоений и стратиграфия строительных остатков свидетельствуют о долговременном и постоянное использование населением всех пунктов вышеуказанных категориирій.
Выбор мест для проживания и различия в образе жизни обусловлены прежде возрастной привычке тех или иных пришлых групп населения к определенным формам хозяйствования, которые могли развиваться по конкретной ных условий естественного пребывания. Это и отгонное скотоводство в горах, и охота в сочетании с бортничеством, и сбор даров природы, и"чаирне"земледелие на очищенных от леса небольших по размерам участках земли, земледелие в долинах и огородничество на невысоких водоразделах, виноградарство на южных склонах гор и рыболовство, мелкие сельские ремесла тощемесла тощо.
Исследование археологических памятников, оставленных носителями различных археологических культур, следует начинать с византийских - VIII-X вв их появлению способствовала массовая миграция в период иконоборчества. В это время появляется ляються плитовые могильники, на площади которых захоронения проводились по христианскому обычаю - вытянуто на спине, головой на запад, в некоторых могилах обнаружены нательные крестики время на всей террито й. Южного. Крыма появляются сельские поселения и укрепленные монастыри с материалами провинциально-византийской культуры (круглодонные красноглиняных амфоры, византийский билоглнняний посуда - расписные и ойнохои и фляги, небольшие плоскодонные пифосы, разнообразные горшки). Позже формы амфор меняютсяться.
Площадь поселений и количество зданий в них довольно значительные. С напольной стороны поселения обнесенные заборами шириной около 3 м, но на самой территории сооружения размещались бессистемно известной памяти " "достопримечательностью того времени является. Аю-Даг - поселок, размещенное на верхушке облесенных горы. Здесь сооружались дома двух типов - однокамерные и пьятистинкы, размеры которых вдвое превышали предыдущие. В центре поселения размещался храхрам.
Одновременно с сельскими, небольшими по размерам, однонефного базиликами в эпоху иконоборчества появляются трехнефная и трехапсидный базилики значительно больших размеров. Деятельность монашеской иммиграции распространяется ювалася и в горных районах, где возникает значительная группа пещерных монастырей, по характеру застройки близких к так называемым"пещерных городов"(рис 27t; (рис. 27).
Такими городами называют своеобразную группу памятников (городища, монастыри, поселка), расположенную в предгорьях полуострова их характерной особенностью является высечены в скале различные помещения хозяин рского, военного, жилищного и культового назначения. Остатки наземных построек теперь покрыты землей и растительностью. Городища нередко достигали значительных, как для тех времен, размеров (около 10 га). Части на их площади не была застроена и, вероятно, предназначалась для защиты окружающей сельского населения во время вражеских нападений или проведения торговргів.
. Рис 27"Пещерный город"Чуфут-Кале близ. Бахчисарая
Два из них -. Эски-Кермен и. Чуфут-Кале - расположенные вблизи. Бахчисарая. Первое возникло в V-VI вв и существовало до конца XIII в. Изложенные из камня оборонительные стены имели толщину около 2 м. К ним примыкали бы башни, вырубленные в скалистых выступах. В городе было много зданий из камня и около 400 пещер, а также церковные сооружения. Во время раскопок обнаружены улицы и зерновые ямы, вырубленные в скале, глубокий кол одежде, водопровод и остатки ремесленных мастерских. Население занималось земледелием, скотоводством, виноградарством, ремеслами и торговлейргівлею.
Одним из самых"пещерных городов"было. Чуфут-Кале. Его окружают каменные стены внушительных размеров с арочными воротами. Возникло, как другие, в V-VI вв. На его территории обнаружено много пещерных комплексов глубокий колодец и другие постройки. Позже правило татарам за монетный двор и тюрьму для пленных и заложников, стало центром ремесла и торговли. Неподалеку от города обнаружено большое по размерам м огильныірами могильник.
Поселение ранних болгар VII-X вв, открытые в разных частях полуострова, можно разделить на две хронологические группы,"водоразделом"между которыми стала середина VIII в. К ранним и наиболее типичных относят п поселения. Тау-Кипчак, на котором здания с каменными стенами размещались пятью"кушамы"К каждому из них входили однотипные сооружения, сгруппированные по два-три вместе. Расстояние между отдельными группами достигала 10-25 м. Внутри лишь одно помещение мало очаг (т.е. было жилым), остальные выполняла хозяйственные функциивала господарські функції.
хазар-болгары, придя в. Таврике, принесли с собой характерный тип жилья - полуземлянку с куполообразной крышей. Но, познакомившись с развитым каменным строительством, они начали возводить и наземных ни сооружения. Характерным для этого круга памятников была также кладка стен насухо"в елочку"Керамический комплекс состоял из амфор местного и импортного производства, горшков и кружек различных типов. Лепная керамика в своей массе меняется изготовленной на гончарном круге. Выявлено большое количество сельскохозяйственных орудий течение второго из упомянутых периодов материальная культура по основным показной икамы не изменилась. Ранньоболгарська культура исчезла в середине X в результате хазаро-византийских войн. Позже здесь начала формироваться новая этнокультурная сообществкультурна спільнота.
В первые века II тыс. н е большинство поселений. Таврики характеризовалась следующими признаками: здания, как правило, размещаются на скалистых или очень крутых местностях, непригодных для возделывания. Пойма ре ичкы или равнинная часть оросительной долины используются только для садоводства или посевов. Такая черта характерна и для. Байдарской долины, где зафиксированы поселения, расположенные вокруг нее на горной х отрогах. Известны и другие разновидности горных поселений, жилые и хозяйственные постройки которых возводились непосредственно на земляных террасах с подпорными стенами или полях, разделенных на участки каменными о заборрожами.
Среди поселений XII-XIV вв выделяются три основных типа планирования, хорошо зафиксированы в урочище. Ласпи недалеко от. Ялты. Прежде всего, это поселок. Хаспио с пористой структурой, состоявшее более чем из 3 30 террас, которые спускались к морю. Они были укреплены каменными крепида, на которых стояли стены, разделявшие террасы. Жилая башня, помещения хозяйственного назначения, хлев для мелкого домашнего х удоб примыкали к стенам каждого такого очага. Все поселения пользовалось водой, поступавшей из одного водопровода, сооруженного из гончарных труб (рис 28с. 28).
Позднее появилось еще одно поселение -. Шабурла отношении правильные ряды зданий здесь размещались на длинных террасах. Эти сооружения возводились на значительном расстоянии друг от друга. Вблизи жилищ, удаленных от д источников, вкапывали большие пифосы для хранения воды. Третье крупное поселение -. Приморское - расположен на противоположной стороне упомянутого ручья. Здания здесь возводились бессистемно (это обусловлено рельефом м местности) и отличались от предыдущих по многим параметрам. Дворы были ограждены, а между ними пролегали извилистые улицвулиці.
богатыми и насыщенными памятниками были города средневекового. Крыма. Одно из них -. Судак (византийская. Сугдея, итальянский солдат, древнерусский. Сурож), оборонительные стены которого с 26 башнями (построенными в разное время) и барбаканом охватывают двумя ярусами горы и защищают подходы к порту. Общая площадь крепости - около 60 га. На раннем этапе (VI - первая половина VIII в) город представлял собой. Обычн айну приморскую крепость, в высшей точке которой размещался византийский гарнизон. Вблизи был построен маяк, который функционировал до XVII в. Рядом с укреплениями стояла и византийская таможня (найденышей ено более 500 печатей из свинца) (рис 29ис. 29).
Хазарский период (вторая половина VIII-X вв) характеризуется упадком этого приморского центра, особенно его портовой части. Но в середине IX в сооружается оборонительная стена, сложенная из блоков в типично. Хазарского оборонной технике. Но признаков городской застройки тех времен не обнаружено, а сами укрепления служили исключительно для защиты воинеїнів.
. Рис 28 крымских средневековая керамика
рис 29. Реконструкция периметра. Судакской крепости (за I. А. Барановым)
Формирование городских кварталов и создание единой системы оборонительных сооружений началось после разгрома каганата, когда часть. Таврики снова вошла в состав. Византийской империи. К.. Сугдеи из. Херсона-Ко орсуня перевели флот и корабельные верфи. В этот период город застраивается двухэтажными постройками, а оборонительные стены разделяют его на пять зон. Городской доминантой остается замок, к которому п римикала аристократическая часть. В этот период город достигает самых размереірів.
Ситуация значительно ухудшается во второй половине XIII - первой половине XIV в, после вхождения. Сугдеи в состав. Крымского улуса. Золотой. Орды: оборонительные сооружения. Нижнего города были полностью разобраны, а а на их месте появляются мастерские. Видимо подъема город (уже солдат) переживает после перехода под юрисдикцию. Генуе в 1380 г. Однако в 1475 г оно было уничтожено туркамками.
Средневековый. Херсонес (Херсон,. Корсунь) был унаследован. Византией от. Римской империи. Этот город, как крупный ремесленный и культурный центр. Крымского полуострова, выполняло роль посредника империи й в морской и сухопутной торговли с. Северным. Причерноморьем и. Киевской. Русью. Власть. Византии в. Таврике не была полной и, по сути, только. Херсонес оставался здесь ее опорным пунктом в экономической и политической борьбе за северопричерноморских регион свою очередь империя защищала город от кочевников и других нападающих. Население тяготело к. Херсонеса, чем объясняется скопление земледельческих по селений, а затем и значительных феодальных угодий вблизи города или на подступах к нему (рис 30. 30).
Представление о. Херсонесе как средневековый город дают раскопки восточного района и северного берега, где открыты жилые кварталы. Оборонительные сооружения (стены и башни) в припортовой и других частях города св отчего о постоянной военную угрозу для его жителей. В непосредственной близости от городских стен открыты остатки различных общественных зданий, большие цистерны одного из городских водопроводов и терм X в. Все это свидетельствует о высоком уровне культуры градостроительства и цивилизованности населенныхння.
Средневековый город сводилось на руинах античного, повторяя его регулярная планировка. Менялась только разбивка домовладений внутри кварталов, перестраивались усадьбы, однако планировка улиц зал оставалось предыдущим. В X-XII вв стало возможным заметно упорядочить городское планирование, благодаря чему центр приобретает характер целостного архитектурного ансамбля. Главная улица пролегала с востока на запад; по обе стороны ее размещались двухэтажные дома, жались друг к другу. На нижних этажах большинства из них размещались магазины. Фасады, за исключением жилищ богатейших владельцев, оформляли ися достаточно простпросто.
. Рис 30 усадеб средневекового. Херсонеса с часовней-усыпальницей на переднем плане (реконструкция. О. Л. Якобсона)
Главную городскую магистраль, деля ее на почти равные части, перпендикулярно пересекали поперечные улицы, а параллельно ей проходили продольные. Главная улица выходила на площадь, где возвышался храм тесных но застроены жилые кварталы размещались по обе стороны от нее и террасами спускались к морю и гаванні.
Монументальная архитектура представлена??в. Херсонесе культовыми сооружениями. Базилики, крестовокупольного храма, небольшие часовни возводились почти в каждом квартале и во многом определяли архитектурный обл личчя города частности в восточной части. Херсонеса содержится так называемая. Уваровская базилика. Судя по ее местоположения, размеров и обустройства, именно она могла быть тем кафедральным собором, где венчался (а также крестился) князь. Владимир. Святославич с принцессой. Анной. Вместе с другими сакральными зданиями этот храмовый комплекс занимал целый квартартал.
Крепкие фортификационные сооружения не отличаются какими-то оригинальными архитектурными решениями, хотя и были выполнены на высоком для своего времени уровне. При строительстве использовались также остатки а античных сооружений. Особое внимание привлекает так называемая башня. Зенона, возведенная над портом в южном конце оборонной линииії.
конце XIII в и без того обветшавший. Херсонес подвергся нападению ордынцев. Ногая и затем постепенно обветшал
1. Артамонов. М. И. История хазар. Ленинград, 1962
2. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1986. Т 3
3. Блифельд. Д. И. Древнерусские памятники. Шестовице. Киев, 1977
4. Брайчевськиш. М. Ю. Происхождение. Руси. Киев, 1968
5 давно история Украины :. В 3 т. Киев, 2000. Т 3
6. Древняя. Русь. Город, замок, село. Москва, 1985
7. Древняя. Русь. Быт и культура. Москва, 1997
8 История украинской культуры :. В 5 т. Киев, 2001. Т. И
9. Корзухииа. Г. Ф. Русские клады IX-XIII вв. Москва;. Ленинград, 1954
10. Кучера. М. П. Змиевы валы. Среднего. Поднепровья. Киев, 1987
11. Кучера. М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв между. Саном и. Северским. Донцом. Киев, 1999
12. Моця. А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990
13. Моця. О. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв (По материалам некрополей). Киев, 1993
14. Плетнева. С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях / /. Материалы и исследования по археологии. СССР 1958 № 62
15. Плетнева. С. А половецкыя каменные изваяния / /. Свод археологический источников 1974. Вып. Е4-2
16. Степи. Евразии в эпоху. Средневековья. Москва, 1981
17. Толочко. П. Я. Древний. Киев. Киев, 1983
18. Толочко. П. П древнерусского феодальный город. Киев, 1989
19. Федоров-Давыдов. Г. А. Искусство кочевников и. Золотой. Орды. Москва, 1976
20. Якобсон. А. Л. Средневековые. Херсонес (XII-XIV вв) / /. Материалы и исследования по археологии. СССР 1950 № 17
21. Якобсон. А. Л. Средневековые. Крым. Москва;. Ленинград, 1964
. Список литературы
1. Айбабин. А. И. Этническая история ранневизантийского. Крыма. Симферополь, 1999
2. Алексеев. А. Ю,. Мурзин. В. Ю,. Роме. Р. Чертомлыка. Киев, 1990
3. Алексеев. В. П,. Первый. А. И. История первобытно общества. Москва, 1990
4. Андрух. С. И. Нижнедунайская. Скифия в VI - начале I в до н э. Запорожье, 1995
5. Анохин. В. А. Монеты античных городов. Северо-Западного. Причерноморья. Киев, 1989
6. Античные государства. Северного. Причерноморья. Археология. СССР. Москва, 1984
7. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1985, 1986. Т 1-3
8. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1971. Т 1-3
9. Археология 1993 № 3 (к 100-летию открытия трипольской культуры)
10. Баран. В. Д. Древние славяне. Киев, 1998
11. Баран. В. Д,. Козак. Д II,. Терпиловский. Р. В. Происхождение славян. Киев, 1991
12. Березанская. С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. Киев, 1982
13. Березанская. С. С,. Отрощенко. В. В,. Чередниченко. УКРАИНЫ,. Шарафутдинова. И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев, 1986
14. Березанская. С. С,. Цвек. Е. В,. Клочко. В. И,. Ляшко. С. Н. Ремесло эпохи энеолита - бронзы на Украине. Киев, 1994
15. Бессонова. С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983
16. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Мотронинское городище скифской эпохи. Киев, 2001
17. Блифельд. Д. Древнерусские памятники. Шестовице. Киев, 1977
18. Болгов. Н. Закат античного. Боспора. Белгород, 1966
19. Бонгард-Левин. Г. М,. Грантовский. Э. А. Вот. Скифии до. Индии. Москва, 1983
20. Брайчевский. М. Ю. Происхождение. Руси. Киев, 1968
21. Братченко. С. Н. Донецкая катакомбная культура раннего этапа. Луганск, 2001
22. Бунятян. К. П,. Мурчим. В. Ю,. Симоненко. В. В. На заре истории. Киев, 1998
23. Вончугов. В. П. Белозерская культура в. Северо-Западном. Причерноморье. Киев, 1990
24. Великая. Скифия: учебное пособие. Киев;. Запорожье, 2002
25. Виноградов. Ю. Г. Политическая история. Ольнинекого полиса VII-I вв до и э. Москва 1989
26. Винокур I. С, телеги. Д. Я. Археология Украины. Киев, 1994
27. Высотская. Т. И Поздние скифы в. Юго-Западном. Крыму. Киев, 1972
28. Геродот. Истории. Перевод. А. О. Беленького. Киев, 1993
29 гладила. В. Н. Проблемы раннего палеолита. Восточной. Европы. Киев, 1976
30. Гладких. М. И. Историческая интерпретация позднего палеолита. Киев, 1991
31. Горюнов. Е. А. Ранние этапы истории славян. Днепровского левобережья. Ленинград, 1981
32. Граков. Б. Н. Скифы. Москва, 1971
33. Древняя история Украины:. В 3 т. Киев, 1997 - 2000. Т 1-3
34. Древняя история Украины: учебное пособие:. В 2 кн. Киев, 1994. Кн 1, 2
35. Датиенко. В. Н неолита Украины. Киев, 1969
36. Древняя. Русь. Быт и культура. Москва, 1997
37. Древняя. Русь. Город, замок, село. Москва, 1985
38. Дюмелиль. Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990
39. Этническая история древней Украины. Киев, 2000
40. Зайцев. Ю. П. Неаполь. Скифский (II в до н э - III в н э)). Симферополь, 2003
41. Зализняк. Л. Л Охотники на северного оленя Украинского. Полесья эпохи финального палеолита. Киев, 1989
42. Зализняк. Л. Л. Древнейшее прошлое Украины. Киев, 1997
43. Зализняк. Л. Л. Предыстория Украине X-V тыс. до н е. Киев, 1998
44. Зализняк. Л. Л. Первоначальная история Украины. Киев, 1999
45. Збенович. В. Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. Киев, 1989
46. Зубарь. В. М,. Линева. Есть. А,. Сон. Н. О. Античный мир. Северного. Причерноморья. Киев, 1999
47. Зубарь. В. М. Северный. Понт и. Римская империя. Киев, 1998
48. Зубарь. В. М. Таврика и. Римская империя. Киев, 2004
49. Зубарь. В. М,. Русяев. А. С. На берегах. Боспора киммерийским. Киев, 2004
50. Зубарь. В. М,. Сон. Н. А. Греки и римляне в. Нижнем. Поднестровье. Киев, 1996
51. Зубарь. В. М,. Соронан. С. Б. В истоков христианства в. Юго-Западной. Таврике: эпоха и вера. Киев, 2005
52. Иванчик. А. И киммерийцы. Москва, 1996. Ильинская. В. А,. Тереножкин. А. И. Скифия VII-IV вв до н э. Киев, 1983
53. История первобытно общества:. В 2 т. Москва, 1983. Т I
54. История украинской культуры:. В 5 т. Киев, 2001. Т I
55. Карышковский. П. О,. Клейман. И. Б. Древний город. Тира. Киев, 1985
56. Кларк. Г. Доисторическая. Европа. Москва, 1953
57. Ковпаненко. Г. Т курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981
58. Ковпаненко. Г. Т,. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Памятники скифской эпохи. Днепровско-лесостепном правобережью. Киев, 1982
59. Козак. Д. Н. Этнокультурная история. Волыни (I века до н.э - IV вв н.э). Киев, 1992
60. Колесников. А. Г. Трилольское общество. Среднего. Поднепровья (опыт социальных реконструкций а археологии). Киев, 1993
61. Колосов. Ю. Г,. Степанчук. В. Н,. Чабай. В. П Ранний палеолит . Крыма. Киев, 1993
62. Кондукторова. Т. С. Антропология древнего населения Украины. Москва, 1972
63. Крапивина. В. В. Ольвия. Материальная культура I-IV вв до н э. Киев, 1993
64. Крис X. И. Кызыл-кобинская культура и тавры. Москва, 1981
65. Круц. В. А. Позднетрипольские памятники. Среднего. Поднепровья. Киев, 1977
66. Крушельницкая. Л. Чернолесская культура. Среднего. Приднестровья. Львов, 1998
67. Крыжицкий. С. Д. Архитектура античных государств. Северного. Причерноморья. Киев, 1993
68. Крыжицкий. С. Д,. Лейпунская. И. А. Ольвия (раскопки, история, культура). Николаев, 1997
69. Куклина. И. В. Этнография. Скифии по античным источникам. Ленинград, 1985
70. Кучера. М. П. Змиевы валы. Среднего. Поднепровья. Киев, 1987
71. Кучера. М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв между. Саном и. Северским. Донцом. Киев, 1999
72. Лапин. В. В. Греческая колонизация. Северного. Причерноморья. Киев, 1966
73. Магомедов. Б. Черняховская культура. Проблема этноса. Люблин, 2001
74. Макаренко. М. О. Мариупольский могильник. Киев, 1933
75. Максимов. Е. В зарубинецкая культура на территории. УССР. Киев, 1982
76. Манцевич. А. Л. Курган. Солоха. Ленинград, 1987
77. Масленников. А. А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения. Восточного. Крыма. Москва, 2003
78. Михеев. В. К,. Шрамко. Б. А. Археология железного века. Восточной. Европы: учебное пособие. Харьков, 2000
79. Мошевський. В. М. Скифская степь. Киев, 1983
80. Мозолевский. В. М. Толстая. Могила. Киев, 1979
81. Монгайт. А. Л. Археология. Западной. Европы:. В 2 т. Москва, 1974. Т 1,2
82. Моця. А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990
83. Моця. О. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв (По материалам некрополей). Киев, 1993
84. Мурзин. В. Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования. Скифский этноса. Киев, 1990
85. Нужный. Д. Ю. Развитие микролитичнои техники в каменном веке. Киев, 1992
86. Обломский. А. М. Днепровское лесостепное левобережья в позднеримское и гуннское время. Москва, 2002
87. Обломский. А. М,. Терпиловский. Р. В. Среднее. Поднепровье и. Днепровское левобережья в первые века нашей эры. Москва, 1991
88. Отрощенко. В. В. Проблемы периодизации культур средней и поздней бронзы юга. Восточной. Европы (культурно-стратиграфические сопоставления). Киев, 2001
89. Охотников. С. Б Нижнее. Поднестровье в VI-V вв до н э. Киев, 1990
90. Павленко. Ю. В. Предыстория древних русов в мировом контексте. Киев, 1994
91. Пидопличко. И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969
92. Плетнева. С. А. Вот кочевий к городам / /. МЫ а в 1967 № 142
93. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Киев, 1991
94. Полынь. С. В. Вот. Скифии к. Сарматиы. Киев, 1992
95. Приходнюк. О. М. Степное населения Украины и восточные славяне (вторая половина I тыс. и е). Киев;. Черновцы, 2001
96. Раевский. Д. С. Модель мира скифской культуры. Москва, 1985
97. Ростовцев. М. И. Скифия и. Боспор. Ленинград, 1925
98. Русанова. И. П. Славянские древности V-VII вв. Москва, 1976
99. Русяев. А. С. Религия и культы античной. Ольвии. Киев, 1992
100. Рыбаков. Б. А. Геродотова. Скифия. Москва, 1979
101. Рындина. Н. В,. Дегтярева. А. Д энеолита и бронзовый век:. Учебное пособие. Москва, 2002
102. Самойлова. Т. Л. Тира в VI-I вв до и э. Киев, 1988
104. Свешников. И. К. Культура шаровидных амфор. Свод археологический источников. Москва, 1983. Вып. В 1-3
105. Сегеда. С. П. Основы антропологии. Киев, 1995
106. Седов. В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв -. Археология. СССР. Москва, 1982
107. Симоненко. А. В. Сарматы. Таврии. Киев, 1993
108. Симоненко. А. В,. Лобай. Б. И. Сарматы. Северо-Западного. Причерноморья в I в н э. Киев, 1991
109. Скифы:. Хрестоматия /. Сост. Т. М. Кузнецова. Москва, 1992
110. Скржинская. М. В. Древнегреческий фольклор и литература в. Северном. Причерноморье. Киев, 1991
111. Славяне. Юго-Восточной. Европы в пред государственный период. Киев, 1990
112. Сон. Н. А. Тира римского времени. Киев, 1993
113. Сорочан. С. Б,. Зубарь. В. М,. Марченко. Л. В. Жизнь и гибель. Херсонеса. Харьков, 2001
114. Сорочан. С. Б,. Зубарь. В. М,. Марченко. Л. В. Херсонес -. Херсон -. Корсунь. Киев, 2003
115. Станко. В. Н. Мирное. Проблемы мезолита степей. Северного. Причерноморья. Киев, 1982
116. Станко. В. И,. Гладких. М,. Сегеда. С. П. История первобытного общества. Киев, 1999
117 стрижек. О. С. Етнонимия. Геродотовой. Скифии. Киев, 1988
118. Телегин. Д. Я. Неолитические могильники. Мариупольский типа. Киев, 1991
119. Телегин. Д. Я,. Нечитайло. А. Л,. Потехина. И. Д,. Панченко. Ю. В среднестоговская и новоданиловская культуры энеолита. Азово-Черноморского региона. Луганск, 2001
120. Тереножкин. А. И,. Мозолевский. Б N. Мелитопольский курган. Киев, 1988
121. Терпиловский. Р. В,. Абашина. Н. С. Памятники. Киевской культуры. Свод археологический источников. Киев, 1992
122. Тойнби. А. Д. Исследование истории:. В 2 т. Киев, 1992. Т 1,2
123. Толочко. П. П древнерусского феодальный город. Киев, 1989
124. Толочко. П. П. Древний. Киев. Киев, 1983
125. Третьяков. П. Н. По следам древних славянских племен. Ленинград 1982
126. Трубачев. О. Н. Названия рек. Правобережной Украины. Москва, 1968
127. Федоров-Давыдов. Г. А. Искусство кочевников и. Золотой. Орды. Москва, 1976
128. Хазанов. А. М. Социальная история скифов. Москва, 1975
129. Херсонес. Таврический в середине I в до н э - VI в и э. Харьков, 2004
130. Хрисаифова. Е. И,. Перевозчиков. И. В. Антропология. Москва, 1991
131. Черненко. Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984
132. Черненко. Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981
133. Шовкопляс I. Г. Основы археологии. Киев, 1971
134. Шрамко. Б. А. Вельское городище скифской эпохи (город. Гелон). Киев, 1987
135. Щепинский. А. А. Кеми-обинская культура. Запорожье, 2002
136. Щукин. М. Б. На рубеже эр. Санкт-Петербург, 1994
137 энеолита. СССР. Археология. СССР. Москва, 1982
138. Этнокультурная карта территории Украинской. ССР в I тыс. и есть. Киев, 1985
139. Якобсон. А. Л. Средневековые. Крым. Москва;. Ленинград, 1964
В шестом веке до н. э. на Крымском полуострове было основано первое поселение древних греков, так было положено начало Великой греческой колонизации на Северном Причерноморье. Древних греков влекли сюда плодородные земли, благоприятные условия для скотоводства и торговли, их не пугали ни холодный климат, ни враждебность скифов и тавров, которые населяли в то время территорию Крыма. Сегодня на месте некоторых древнегреческих городов располагаются руины крепостных стен, остатки жилых и подсобных помещений, музеи с античными предметами, которые бережно хранятся и являются достопримечательностями Крымского полуострова.
Одним из первых древнегреческих городов, основанных на западном берегу Крымского полуострова, была . Основан город был на территории современной Евпатории на рубеже VI-V веков до нашей эры и вплоть до конца четвёртого столетия существовал как отдельное государство, которое активно вело торговлю, занималось земледелием, различными ремёслами и чеканило свои монеты. В период IV-II веков до н. э. Керкинитида входила в состав Херсонеса и занималась поставкой хлеба, после чего в результате греко-скифских войн Керкинитида была разрушена.
Остатки древнегреческой колонии хранятся под стеклянным куполом в Евпатории на улице Дувановской, на набережной Горького и в краеведческом музее города. Здесь туристы и жители Евпатории могут увидеть основания жилых построек Керкинитиды и предметы быта древних греков.
В IV столетии до нашей эры на территории современного посёлка Черноморское был основан древнегреческий город . Жители города занимались земледелием, торговлей и ремёслами. Из-за благоприятного географического положения и удобной бухты Калос Лимен часто подвергался набегам более сильных соседей и к концу IV века стал частью Херсонеса. Во II веке до н. э полис находился под властью скифов, но спустя несколько десятилетий вновь стал греческим городом. В начале нашей эры Калос Лимен был окончательно разрушен.
Сегодня на месте античного города находится исторический памятник и «Калос Лимен», где можно увидеть руины древнегреческой крепости, жилых домов, остатки центральных ворот города и плиты главной улицы, на которой сохранились следы колесниц.
Калос Лимен
В середине первого столетия до н. э. на юго-западном берегу Крымского полуострова был заложен . Около двух тысяч лет этот древнегреческий город являлся политическим и культурным центром близлежащих греческих колоний, он вошёл в историю Древней Греции, Римской Империи и Византии. Именно здесь Великий князь Владимир принял крещение, в честь этого события на бывшей площади Херсонеса был воздвигнут Владимирский собор.
На сегодняшний день руины этого античного города являются историческим памятником мирового значения и находятся под охраной ЮНЕСКО. «Херсонес Таврический» включается в себя несколько экспозиций и крупный научно-исследовательский центр.
В первой половине VI столетия до нашей эры в восточной части Крыма на территории города Керчь был основан древнегреческий полис . Город быстро развивался и уже в V веке стал столицей Боспорского государства, объединив ближайшие города. Пантикапей являлся ремесленным, торговым и культурным центром Боспора здесь чеканились золотые, серебренные и медные монеты, а общая площадь полиса составляла около 100 гектар.
Руины Пантикапея располагаются в центре Керчи на склонах и вершине горы Митридат, здесь же находится историко-археологический музей, экспонатами которого являются амфоры расписные керамические изделия, монеты, эпиграфические документы и другие археологические находки с раскопок Пантикапея.
В I веке нашей эры после победы римской армии над тавро-скифским войском, которое держало в осаде Херсонес, римляне строят крепость-город на мысе Ай-Тодор. Крепость являлась не только пристанищем римского гарнизона, но и центром, где сходились основные морские и сухопутные пути. Сегодня от неё остались только руины из камня и кирпича и украшенный мозаикой водоём.
Остатки крепости Харакс располагаются на территории санатория Днепр, где также сохранился знаменитый дворец Харакс, построенный для Георгия Михайловича Романова в начале XX века. На территории санатория проводятся экскурсии, а во дворце находится главный корпус для проживания гостей.
В III веке до нашей эры на юго-восточном берегу Крымского полуострова был основан город Неаполь – столица Позднескифского государства. Основательные сооружения в греческом стиле, каменные жилые и подсобные помещения, ремесленные мастерские, зерновые ямы, найденные археологами, дают понять, что поздние скифы уже не являлись кочевым народом, а активно занимались земледелием скотоводством и ремёслами.
В археологическом заповеднике « » можно увидеть остатки крепостной стены города, посетить мавзолеи древнескифских царей и узнать про культуру и быт скифов.
Если Вы планируете путешествие в Крым, то обязательно включите в свой маршрут античные достопримечательности. Здесь Вы не только сможете прикоснуться к настоящей древности, но и послушать интересные рассказы экскурсоводов и расширить свой кругозор. Путешествуйте и познавайте!
Статьи по теме: | |
Археологические памятники на территории крыма
Археология Крыма На северных берегах Чёрного моря, в частности в Крыму,... Авиабилеты из ханты-мансийска Расписание самолетов аэропорт ханты мансийск хмао
Как купить авиабилет, не выходя из дома? Укажите в нужных полях маршрут,... Не сесть на самолет в пункте пересадки
Возврат билетов на пригородные поезда без указания мест не производится.... |