Ворот у михайловского на садовой. Михайловский замок, впечатления от экскурсии. Замок после смерти Павла и в наше время

В центре Петербурга возвышается удивительная жёлтая громадина - Михайловский замок, возведённый в своё время для императора Павла I

Михайловский замок назван так не случайно - в нём находится храм Архангела Михаила, а название "замок" за ним закрепилось только лишь из-за причуды Павла I, называвшего все свои дворцы "замками"


Император хотел сделать Михайловский замок своей главной резиденцией, поэтому в разработке проекта здания был задействован популярный в то время архитектор Баженов. 26 февраля 1797 года произошла торжественная закладка первого камня в фундамент дворца, а 8 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, хотя и не был к тому моменту полностью готов - работы по его внутреннему убранству были окончены лишь в марте 1801 года


К Круглому Тронному залу дворца примыкал Георгиевский зал, служивший в своё время кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена, но первоначальный вид его был, к сожалению, утерян вследствие неоднократных перестроек в XIX-XX веках


Изначально Михайловский замок был окружён водой и представлял собой искусственный остров, соединённый с "сушей" тремя подъёмными мостами, но позже Воскресенский и Церковный каналы были засыпаны


Михайловский замок не похож ни на одно другое строение Петербурга - и неудивительно, ведь император, догадывавшийся о существовании заговора против него, строил не просто замок, а крепость, которая должна была хотя бы частично обезопасить его. Вот почему дворец представляет собой окружёненый рвом квадрат со скруглёнными углами и восьмигранным внутренним двором


Но, как мы знаем из истории, ни стены замка, ни его рвы не спасли Павла I от его страшной участи. Вскоре после переезда в свою неприступную резиденцию, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Павел был убит в собственной спальне… На фото - памятник Павлу I во дворе замка


После смерти императора его семья вернулась в Зимний дворец, а в Михайловском замке в 1823 году разместилось Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название - Инженерный замок. С 1829 по 1835 год внутренние помещения перестраивались для нужд училища, поэтому изначальная планировка крепости была утеряна


Сегодня в Михайловском замке находится филиал Государственного Русского музея, а сам замок полностью отреставрирован - части помещений даже удалось вернуть их первоначальный облик


В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I, отлитый полвека назад, в 1745-1747 годах, по модели Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. На памятнике высечена надпись "Прадеду правнук"


В 2003 году во внутреннем дворе замка был установлен ещё один памятник Павлу I работы скульптора Горевого


Панорама Михайловского замка

Летний дворец, третья четверть XVIII века

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

Александр Пушкин, Ода «Вольность»

В XVIII веке на месте Михайловского замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф.Б. Растрелли. Здесь родился Павел Петрович, будущий император Павел I.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова
Гравюра - 1883, акварель - 1800-1801

Инженерный (или Михайловский) замок овеян мрачными легендами, и его дух неразрывно связан с личностью венценосного хозяина. Император Павел I заказал эту укрепленную резиденцию вскоре после своего восшествия на престол в 1796 г. Чтобы расчистить место для замка, пришлось сжечь дотла деревянный дворец, построенный Растрелли для императрицы Елизаветы. Решение уничтожить елизаветинский дворец имело для царя тайный символический смысл. Растрелли был незаконнорожденным сыном Елизаветы, а сам Павел всю жизнь страдал от того, что многие считали его самого незаконнорожденным. Но больше всего на свете Павел желал бы стереть память о своей ненавистной матери Екатерине II.


А. Н. Бенуа. "Парад при Павле I". 1907.

В первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.
Как бы в насмешку над вкусами Екатерины II, которая любила архитектурное единство здания, Павел выбрал для каждого фасада свой стиль. Большую часть материала для постройки, а также практически все предметы внутреннего убранства он взял из дворцов своей матери.
Павел настоял на том, чтобы его монограмма была в замке повсюду. Она повторена здесь более восьми тысяч раз.


Летний дворец, вид с южной стороны

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. На этом фризе расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.
Павел переехал в замок ещё до того, как высохла краска. Замок был построен под впечатлением от загородного дворца французского принца Конде, который Павел видел во время поездки в Европу. Стены были окрашены в абрикосовый цвет. Говорят, что Павел выбрал этот оттенок потому, что такого цвета были перчатки у его фаворитки.
.Царь постоянно опасался, что его убьют, как его отца Петра III, поэтому он приказал окружить замок рвом с подъемными мостами. Возле мостов были установлены орудия. Рядом с опочивальней находилась потайная дверь, а за ней секретный ход, чтобы бежать в случае опасности. Но, несмотря на все эти предосторожности, всего через 40 дней в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) худшие опасения Павла сбылись, и он был задушен в собственной спальне.
Император погиб в 47 лет.
Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы одна гадалка предсказала, что Павел проживет ровно столько лет, сколько букв в надписи на портике южного фасада. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

1801. Патерсен Б. Михайловский замок с набережной Фонтанки.

Личные покои Павла давно перестроены. На их месте — лабиринт коридоров — служебные помещения музея. Их можно осмотреть только во время специальной экскурсии. Спальня, в которой произошло трагическое событие, превращена в часовню. Однако лестница, по которой поднимались заговорщики, сохранилась до наших дней. Убийцы быстро нашли царя, потому что среди них был офицер, обязанностью которого было докладывать царю важные политические новости в любое время дня и ночи. Судьбу Павла окончательно решила его последняя ошибка — вместо того чтобы бежать через секретный подземный ход, император попытался спрятаться в спальне своей любовницы, и путь к спасению был отрезан


Михайловский замок, начало XIX века

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади — памятник Петру I. За памятником — ров и три моста.

Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.


Вид на Михайловский замок с Фонтанки, 1800 год

Как место цареубийства замок был неприятен императорской семье, и здание в 1819 году передали Инженерному училищу.Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны.


Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. Гравюра Патерсона.

В это училище в возрасте 16 лет был записан Ф. М. Достоевский.
Здесь в 1833-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.

После революции в замке помещалась библиотека, институты и архив. Реставрация началась в 1980-е годы. В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.


Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка.кликабельна

Памятник Павлу I был установлен во внутреннем дворе Инженерного (Михайловского) замка в 2003 году (скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И.).

В восьмиугольном дворе замка стоит недавно установленный памятник Павлу. Император изображен на троне, в высоких сапогах, со скипетром и державой в руках. Эта величественная поза, которую он так любил, выглядит жалко и показывает тщетность его амбиций. В музее есть модель рвов и подъемных мостов, первоначально окружавших замок. Сейчас рвы вокруг замка частично воссозданы. Большая мраморная лестница ведет в парадные залы. Возле нее висит копия картины «Умирающая Клеопатра» (оригинал хранится в Эрмитаже).


Тронный зал Михайловского замка

Темно-красный тронный зал жены Павла Марии Федоровны украшен позолотой и кариатидами. Не менее пышно отделана и столовая, в которой царь ужинал за два часа до смерти. В его дни в сводчатой Античной галерее были статуи, которые теперь находятся в Эрмитаже, бронзовые двери и четыре гобелена по произведениям Рафаэля (подарок Людовика XVI).

Скульптура Геракла. Лестница северного фасада

Сейчас в этой галерее, а также в нескольких залах, принадлежавших Павлу и его сыну Константину, висят портреты XVIII и XIX вв., пейзажи и аллегорические полотна из собрания Русского музея.В симпатичной церкви с мраморными колоннами состоялось венчание композитора М. И. Глинки.


Парадная лестница


Михайловский(Инженерный) замок, Георгиевский зал.

Сейчас Инженерный замок выглядит вот так:


Михайловский замок и Второй Инженерный мост

Инженерный замок — памятник русской архитектуры. Был построен в 1797—1800 архитектором В. Ф. Бренной по проекту архитектора В. И. Баженова как резиденция императора Павла 1 (где он был убит в 1801 году заговорщиками в парадной спальне). Инженерный замок — здание в стиле Классицизма, квадратное в плане, с внутренним 8-угольным двором и сложными по конфигурации внутренними помещениями (круглые, овальные, многоугольные, прямоугольные с нишами).

В начале аллеи, ведущей к замку, — два трехэтажных павильона-караульни, построенных архитектором В. И. Баженовым, с характерными для его сооружений округлыми в плане помещениями. Главный фасад Инженерного замка оформлен ионическими колоннами и плоскими обелисками и завершен треугольным фронтоном. В 1800 году перед Инженерным замком установлена конная статуя Петра I (бронза, 1743—44, скульптор Б. К. Растрелли). В 1948 от павильонов-караулен (от Инженерной улицы) до Манежной площади проложена Кленовая аллея (архитектор Н. В. Баранов и др.).
Современники Павла I называли интерьеры Инженерного (в то время еще Михайловского) замка “чудом роскоши и вкуса”. В оформлении замка участвовали выдающиеся художники и скульпторы того времени. Михайловский замок являлся одновременно парадной резиденцией императора и музеем античного, европейского и русского искусства.
В 1823 году в Михайловском замке разместилось Николаевское Инженерное училище, давшее замку новое название - Инженерный.


Западный фасад с выступающей апсидой церкви

Северный фасад.Михайловский замок. Вид с Летнего сада.

Памятник Чижику-пыжику

Подходя к Инженерному замку по набережной Фонтанки, вы можете увидеть людей, которые, перегнувшись через перила, смотрят вниз. Там под набережной находится маленький памятник Чижику-пыжику. Желто-зеленое оперение этой птички по цвету соответствует форме студентов младших курсов царского времени. Кто не знает песенку: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». Это был первый памятник, поставленный в перестроечные годы не учреждением, а частным лицом. Статую иногда крадут, но на её место ставят новую. Чижик-пыжик стал своеобразным талисманом города, к его подножию принято бросать монетки, даже когда Чижика нет на месте.

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце . Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила ". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.

Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову , наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.

Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка... " [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолочёные блюдца с золотыми и серебрянными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).

4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне " [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании". Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.

В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства... "

Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.

"Особой экспедиции для строения" было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.

Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств ; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.

На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", созданный скульптором П. Стаджи.

Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части ("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые подрамники.

В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.

C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались "диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.

Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I . За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.

Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века .

Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть - великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки - обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть - Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.

Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кардегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В. К. Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.

Помещения третьего этажа занимали великие княжны.

Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:

"Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко" [Цит. по: 1, с. 155, 156].

Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.

Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.

После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.


Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.

Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.

При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.

Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.

С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.

Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.

Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.

В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.


Зал Антиков императрицы Марии Федоровны

В ансамбле дворцовых интерьеров зал играл роль своеобразного музея античной скульптуры, где главным украшением были античная статуя Вакха и фигура Дианы работы Ж.-А. Гудона. В настоящее время в зале находится экспозиция "Античные сюжеты в русском искусстве".


Античные сюжеты в русском искусстве

На экспозиции представлены работы русских художников XVIII в. на античные сюжеты из коллекции Русского музея. Это полотна мастера академической школы И.А. Акимова, произведения пейзажиста Ф.М. Матвеева, эскизы К.П. Брюллова, а также работа одного из первых русских пенсионеров в Италии М.И. Пучинова.



Экспозиция разместилась в зале Антиков, который во времена Павла I украшали ценнейшие произведения римской скульптуры. Интерес к античности в художественной жизни России XVIII в. связан с развитием светского искусства и основанием в 1757 г. Петербургской Академии художеств.



Пенсионерские поездки в Италию были почти обязательными для лучших выпускников.


Матвей Иванович Пушинов. Александр и Диоген


Знакомство русских художников с античными памятниками, а также с интерпретацией западноевропейскими мастерами сюжетов древнегреческой и древнеримской мифологии способствовало приобщению отечественных мастеров к общеевропейской художественной традиции.


К. Брюллов. Феб в колеснице




Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. Мошков (?), 1795 год. На картине изображены (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, великие князья Константин и Александр, императрица Екатерина II, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья Шубина, Безбородко, Зубов, Будберг.




Название залу дали располагавшиеся здесь четыре шпалеры на сюжеты росписей Рафаэля. В галерее сохранились подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера.



Экспозиция "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников" представляет картины мастеров русской академической школы – копии с произведений художников эпохи Возрождения.

Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников


Алексеев - Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции



Бруни Фёдор Антонович. 1799-1875. Мадонна Альба. 1837. Копия картины Рафаэля Санти



Венецианов А.Г.Оплакивание Христа




В экспозиции Михайловского замка в галерее Рафаэля представлены копии произведений мастеров эпохи Ренессанса, в том числе Рафаэля, Тициана, Веронезе, выполненные русскими живописцами – наиболее известными представителями академического направления XVIII – первой половины XIX вв. Копирование, вольное воспроизведение с натуры или по гравюрам работ итальянских мастеров эпохи Возрождения и XVII в. были важной составляющей учебного процесса во время пенсионерских поездок учеников Академии художеств.


Дрождин Петр Семенович. Портрет Петра I



Макаров Иван - Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II



Botman. Portrait of Alexander II 1856





Александр III



Маковский Владимир - Портрет императрицы Марии Фёдоровны




В работах русских художников, при всей точности копируемых образцов Ренессанса, ощущаются особенности национальной живописной традиции. Ярким примером тому могут служить интерпретации знаменитых произведений мастеров Ренессанса, реализованные в полотнах А.А. Иванова, А.П. Лосенко, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова и многих других известных русских художников.

Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны

Залы входили в ансамбль парадных апартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьеров была исполнена по проекту Винченцо Бренна в 1799 – 1801 годах.



Стены Тронного зала были затянуты малиновым бархатом. У восточной стены на возвышении, под балдахином, стоял трон императрицы, обитый малиновым бархатом. Напротив трона, в нише, располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим девять муз. Обрамление ниши было решено в виде двух лепных фигур кариатид, поддерживающих арку, в центре которой висела бронзовая люстра, украшенная вазой рубинового стекла и хрустальными перьями. В центре потолка, в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки, помещался плафон «Суд Париса» работы художника И.Я.Меттенлейтера. Живописные десюдепорты над дверями восточной и северной стен были написаны С.А.Бессоновым и представляли аллегории Живописи, Ваяния и Зодчества. Мраморные столы, на которых были установлены жирандоли, вазы и часы золоченой бронзы, резные кресла, обитые малиновым бархатом и украшенные вышитым шифром императрицы, дополняли убранство интерьера.



С восточной стороны к Тронному залу примыкала Предтронная, стены которой были оформлены желтыми «брокателевыми» обоями. Вдоль стен были расставлены позолоченные стулья, обитые той же тканью.



В 1859 году по проекту архитектора К.А.Ухтомского на месте стены, разделявшей Тронный и Предтронный залы, была устроена огромная полуциркульная арка, объединившая комнаты в единое целое. В образовавшемся помещении устроили Модельный зал Главного инженерного училища.



Реставрация зала произведена в 2002 – 2003 годах. В результате проведенных работ была сохранена планировка 1859 года. Восстановлена позолота лепнины на стенах и перекрытии. По аналогам конца XVIII века выполнен наборный паркет.


Антропов - Портрет Петра III



Олешкович Иосиф Иванович. 1777-1830. Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных, 1812



Портрет Петра



Павел на портрете работы С. Щукина



Перенесение Тихвинской иконы Божьей Матери церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года. 1801. Истомин


Люстры исполнены по образцу сохранившейся в Павловске подлинной люстры, происходящей из Тронного зала императрицы в Михайловском замке.




В зале проходили обеды и ужины императорской семьи, а по вечерам устраивались камерные концерты и театральные представления. Именно в этом зале 11 марта 1801 г. состоялся последний ужин императора Павла I.


Giovanni Canal (Canaletto). Grand Canal from Palazzo Flangini to Palazzo Bembo



Canaletto. Reception of the French Ambassador in Venice



Canaletto. Bucentaur"s return to the pier by the Palazzo Ducale



Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки



Михайловский замок с площади Коннетабля. Худ. Ф. Я. Алексеев. 1800





Мраморная галерея (Георгиевский зал)

Мраморная галерея (Георгиевский зал) – один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.



Отделка галереи была исполнена в 1799 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Название «мраморная» отражало особенность ее декоративного убранства, где главную роль играло использование мрамора различного цвета. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены установили три беломраморных камина, инкрустированных лазуритом, яшмой, и украшенных бронзовыми позолоченными накладками. Двери зала были набраны из различных пород дерева и украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники.

После 1801 года паркетные полы, надкаминные зеркала и скульптуры были отправлены в Таврический дворец. В 1803 году в Павловск перевезли камины.

В 1843 году вся мраморная облицовка стен, барельефы и колонны были сняты. Цветной мрамор перевезли в Новый Эрмитаж. Колонны установили в одном из залов Эрмитажа. Богато украшенные двери зала были использованы для оформления одного из интерьеров Мариинского дворца.

В 1894 – 1895 годах отделка зала вновь была изменена. На стенах, разбитых декоративными лепными рамами на отдельные панно, разместили мраморные доски с именами воспитанников Николаевского Инженерного Училища и Академии – георгиевских кавалеров. Для освещения зала были изготовлены две большие люстры.

В годы Великой Отечественной войны от прямого попадания авиабомбы перекрытие зала было в значительной степени разрушено, повреждена западная стена.

Восстановление и реставрация зала проводились в 1953 – 1954 годах. В ходе работ были воссозданы отдельные элементы первоначального архитектурного оформления (колонны, лепной фриз), при этом значительная часть декора 1894 года была уничтожена.

Основной задачей нынешнего этапа реставрации стало воссоздание мраморной облицовки стен. Помимо этого была восстановлена лепка карниза (вензеля и короны), позолота деталей лепки. Камины и двери воссозданы по образцам сохранившихся в Павловске и Мариинском дворце подлинных элементов убранства Мраморной галереи. Освещающие зал люстры являются бронзовыми копиями люстр 1894 года.


Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.



В центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа. В середине XIX века, когда Овальный зал был одним из модельных залов Инженерного училища, он был разделен на два этажа, для чего был сбит карниз и десюдепорты, а также убран один из барельефов, на месте которого была сделана дверь. В конце XIX века перекрытие было разобрано, а вместо снятого барельефа помещена памятная доска. Во время проведенных в 2008 году реставрационных работ были найдены и сохранены фрагменты отделки стен искусственным мрамором.
Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне – Государственный Эрмитаж), давшая название залу.



Помещение прежде имело и другое название - Готлисовый покой, так как стены Галереи в Павловское время украшали изготовленные во Франции гобелены, представлявшие сцены на сюжеты из Священной истории. На потолке размещались три круглых живописных плафона на мифологические темы, сюжеты которых были указаны художникам самим императором.



В XIX веке, во время пребывания в замке Инженерного училища, бывшая Галерея Лаокоона входила в состав Модельных залов Инженерного департамента. Здесь размещалась модель части Дарданельского пролива. В 1858-1859 годах в помещении был устроен антресольный этаж, впоследствии разобранный, где разместили модели городов Ревеля и Свеаборга.



Однако наиболее решительные изменения в бывшей Галерее Лаокоона произошли в 1894-1895 годах в связи с устройством в южной части помещения новой парадной мраморной лестницы, ведущей в вестибюль Николаевского инженерного училища. При этом было разобрано перекрытие между первым и вторым этажами, заложен дверной проём в Галерею арабесок и изменено архитектурное оформление южной стены. В центральной нише, где прежде помещалась скульптура Лаокоона, за металлическим ограждением, украшенным вензелем Павла I и императорскими гербами, установили бронзовый бюст императора Павла I.



Во время Великой Отечественной войны, в результате попадания в здание артиллерийских снарядов, частично обрушилась северная торцевая стена зала. Имелась также пробоина и в полуциркульном завершении южной стены лестницы. В ходе проведенных Русским музеем реставрационных работ вся утраченная лепная отделка зала была восстановлена.

Вы не читали рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», но собираетесь в ближайшее время посетить Санкт-Петербург? Советуем вам незамедлительно...

От Masterweb

03.06.2018 12:00

Вы не читали рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», но собираетесь в ближайшее время посетить Санкт-Петербург? Советуем вам незамедлительно обратиться к этому литературному произведению, где затрагивается история самого мистического из сооружений восемнадцатого века – Михайловского замка. Еще на стадии создания эскизов он был овеян ореолом таинственности, а представ во всей свое красе через несколько лет, он и вовсе создавал ощущение надежной средневековой резиденции рыцаря либо короля.

Архитектура замка была настолько не похожа на все, созданное ранее, что вызвала в обществе недоумение и стала поводом для рождения новых легенд. Сегодня в истории Санкт-Петербурга это, пожалуй, единственное сооружение, носящее два названия одновременно – Михайловский и Инженерный замок. Конечно, взглянув на него сейчас, можно только представлять ту величественную картину, которую он являл собой после строительства. Но, к сожалению, история Михайловского (Инженерного замка) в Санкт-Петербурге тесно переплетена с трагической судьбой его создателя – императора России Павла I.

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.


Краткая информационная справка

Инженерный замок в Санкт-Петербурге стал музеем не так давно. Лишь пятнадцать лет назад он был открыт для посетителей после реконструкции, однако восстановлена только часть залов. Притом их изначальное убранство утеряно безвозвратно и мастера в процессе реконструкции придали им только некое подобие их былой мимолетной роскоши.

Идейным вдохновителем создания Инженерного замка был император Павел I, который вступил в свои законные права лишь в сорок два года. Его судьба является одной из самых трагичных страниц в истории рода Романовых. Отец будущего императора был убит с благословения своей же жены – Екатерины II. Это наложило серьезный отпечаток на характер молодого человека, который, возможно, старался защитить себя, поселившись за толстыми замковыми стенами, отделенными от остального мира мостами и рвами с водой. Поразительно, но после достижения совершеннолетия мать не передала своему сыну власть. Она по-прежнему управляла империей, а он был полностью изолирован от всех государственных дел. И лишь ее смерть вернула на трон законного наследника.

Удивительно, но император очень торопился править. Он будто предчувствовал свою смерть и издавал один указ за другим. Через двадцать дней после смерти матери он уже приступил к строительству замка, куда смог переехать с семьей уже через четыре года. Эти сроки небывало рекордные для восемнадцатого века, а само строительство Инженерного замка обошлось казне в шесть миллионов рублей. В восемнадцатом столетии это было самое дорогостоящее сооружение.

Что же такого особенного в этом замке? Почему он столь таинственен и загадочен? И что за злой рок навис над ним? Давайте разбираться в этом вместе.


История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.


Особенности строительства

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.


Описание замка

Михайловский (Инженерный) замок существенно отличался от всего того, что строилось в России ранее. Само строение имело традиционную четырехугольную форму, но внутри было сделано целых три двора. Самый большой был выполнен в виде восьмиугольника. Эта форма символична для масонов, поэтому неудивительно, что император выбрал для своего внутреннего двора именно ее. Два других двора являли собой треугольник и пятиугольник.

Со всех сторон Инженерный замок в Санкт-Петербурге был окружен водой, создавалось впечатление, что он находится на острове. Этому способствовали и глубокие рвы, пересечь которые можно было только по массивным подъемным мостам.

Интересно, что каждый фасад замка имел разную архитектуру, но общая идея в них прослеживалась. Все они были украшены великолепными мраморными скульптурами, многие из которых представляли собой талантливые копии работ итальянских мастеров.

Цвет Инженерного замка (СПб) до сих пор вызывает массу споров. Дело в том, что он отличается крайне сложным колером. Можно сказать, что это смешение розового, оранжевого и желтого оттенков. Воспроизвести его сегодня в точности довольно сложно. Считается, что впервые этот цвет император увидел, взяв в руки перчатку своей фаворитки Лопухиной, и мгновенно решил выкрасить в него все стены своего любимого детища.

К сожалению, внутреннее убранство замка практически не сохранилось. После смерти императора все было разграблено, а драгоценный мрамор, плафоны с росписями и многое другое перевезли во многочисленные дворцы города.

Единственное, что позволяет составить представление о былом величии Инженерного замка (СПб) – это его парадная лестница. Она выполнена в особой манере, напоминающей о борьбе тьмы со светом или зла с добром. Ее нижний ярус будто заключен в мраморные тиски, здесь явно ощущается нехватка света и пространства. Однако следующие пролеты полностью меняют впечатление о лестнице. Они залиты и словно пронизаны светом, а их ширина поражает воображение.

Судьба замка после смерти императора

Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.

Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.

Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.

За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.

Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.


Легенды Михайловского замка

Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.

Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.


Создание музея

К середине двадцатого столетия замок изрядно пострадал. После революции здесь были различные советские учреждения, ради нужд которых перестраивались залы, комнаты и лестницы. Во время войны в одно замковое крыло попала бомба и оно было разрушено. В середине прошлого века реставраторы заинтересовались этим местом и постепенно начали его восстанавливать.

Однако лишь в начале девяностых годов двадцатого столетия Русский музей смог выкупить Михайловский замок и приступить к масштабным реставрационным работам. В две тысячи третьем году для посетителей открыли Трехпролетный мост, несколько залов и Воскресенский канал.

Экскурсии в Инженерный замок

Сегодня отреставрированные помещения замка открыты для посещения. Это можно сделать самостоятельно или с экскурсией. Если вы решитесь пройтись по залам в одиночку, то билет будет стоить четыреста пятьдесят рублей. Экскурсия с гидом стоит чуть дороже – шестьсот рублей. Однако, если вы хотите увидеть максимальное количество экспозиций и выставок в Инженерном замке, то лучше ходить по нему в составе экскурсии. Только так вам будут доступны покои Павла I и церковь Святого Михаила.

gastroguru © 2017