Самый высокий минарет в мире – Кутб-Минар, Дели, Индия. Самый высокий минарет в мире

Множество величественных достопримечательностей Индии, как Красный форт и мечеть Джама-Масджит , вмещает старая часть Нью-Дели. Но, пожалуй, самой высокой является Кутб-Минар. Эта башня символизирует победу ислама, а в Средние века считалась одним из чудес света. Кутб-Минаром называют не только сам минарет, но и комплекс сооружений, центральным звеном которых он является.

Возведение башни в честь победы ислама

По поводу строительства мечети существует немало предположений и гипотез. Согласно одной из них, башню начал строить Кутб-ад-дин. Ставленник султана Мухаммеда Гурида являлся по происхождению рабом, купленным в Средней Азии. Но своим благочестивым поведением и добрым отношением к товарищам заслужил расположение султана. В награду Мухаммед назначил Кутуб-ад-дина губернатором завоеванных индийских территорий.

Строительство башни началось в 1199 году. Высота минарета – семьдесят два с половиной метра, диаметр основания – более четырнадцати метров, диаметр вершины – около трех метров. Свой современный вид башня получила в 1369 году. В этот период Кутб-Минар был декорирован мраморным облицовочным камнем и принял на свою вершину купол.

Минарет на протяжении всех столетий стойко справлялся со всеми испытаниями. Удалось ему пережить и разрушительное землетрясение в начале девятнадцатого века. Только купола лишился. На башне сохранились цитаты на хинди и арабском языке. Это надписи из Корана и прославления султанов, правивших в Дели.

Кутб-Минар – самая поразительная постройка

В чем уникальность этой достопримечательности Нью-Дели?

Во-первых, это самый высокий минарет в мире.

Во-вторых, конусообразная пятиярусная башня, сделанная из красно-желтого песчаника, выглядит изящной и легкой благодаря тонкой резьбе и искусному мраморному декору.

В-третьих, на территории комплекса стоит Железная колонна высотой около семи метров. Отлили ее в четвертом веке, используя химически чистое железо. Оно до сих пор не ржавеет. Получить такой материал даже в современных условиях представляется проблематичным. Как удалось сделать это в эпоху средневековья, остается загадкой.

Существует старинная примета: если стать спиной к колонне и обнять ее, исполнится самое заветное желание.

Повторить монументальность Кутб-Минара решил Алауддин Хильджи. Но он успел поставить только первый ярус, высота которого – двадцать четыре с половиной метра. Правитель умер, а продолжить его дело никто не решился до сих пор.

Кутб-Минар на карте Нью-Дели

Джама-Масджит, вмещает старая часть Нью-Дели. Но, пожалуй, самой высокой является Кутб-Минар. Эта башня символизирует победу ислама, а в Средние века считалась одним из чудес света. Кутб-Минаром называют не только сам минарет, но и комплекс сооружений, центральным з..." />

Уже год я живу в столице Индии: сумасшедшем, шумном и по-особенному прекрасном городе Нью-Дели. С крыши моего дома можно увидеть большой парк Sanjay Van, который местные жители называют «джунглями», и башню Кутб Минар. С этого тихого уголка я и начала знакомство с Нью-Дели. Позже я узнала, что минарет - это вторая по посещаемости достопримечательность страны. После Тадж-Махала, разумеется. И еще интересный факт: Кутб Минар - самый высокий кирпичный минарет в мире (есть и выше, но они построены не из кирпича).

С точным названием индийцы так и не определились, поэтому Кутб Минар в называют также Кутуб Минур и Кутаб Минар.

Пишут тоже по-разному. В парке Sanjay Van также есть и другие достопримечательности, так что ниже я предложу вам, с осмотром чего ещё можно совместить экскурсию к Кутб Минар.

Как добраться до Кутб Минар

Вариантов, как обычно и бывает, несколько:

  • Пешком. Прогулка через парк может стать прекрасным началом экскурсии. Главный вход в Sanjay Van расположен со стороны улицы Qutub Institutianal Area. Дорога займет 30–40 минут. В парке встречаются павлины, обезьяны, коровы и буйволы.
  • На метро. Нужно доехать до станции Green Park или Qutub Minar, а затем пройтись пешком (около 15 минут) или воспользоваться услугами мото-рикши (5 минут, не больше 0.5–0.6 $ или 30–40 рупий).
  • На автобусе. Остановка Qutub Minar или Saket, далее пешком около 10 минут.

Адрес: Mehrauli, New Delhi, Delhi 110030.

Где приобрести билеты в Кутб Минар

Билетная касса расположена через дорогу от минарета Кутб Минар и музейного комплекса.


Стоимость входа для иностранцев 3 $ или 200 рупий. Аудиогиды можно взять у входа в комплекс. Русского языка нет, но есть английский, немецкий и испанский.


Когда идти в Кутб Минар

Минарет Кутб Минар пользуется в большой популярностью. Лучше избегать выходных и праздничных дней. Самое удобное время по моему мнению - с утра или после обеда.


Музейный комплекс открыт с 7.00 до 17.00.

Что посмотреть в парке Sanjay Van

Безусловно, на территории парка примецчателен не только минарет, хотя именно из-за него, насколько я знаю, большинство туристов и приезжает сюда.

Кутб Минар

В первую очередь - сам минарет. На фото Кутб Минар выглядит впечатляюще. В реальной жизни в окружении исторических руин, ухоженных газонов и цветущих кустов башня, уходящая в небо, запомнится вам, как и мне, надолго. Высота минарета - 72,6 метра. Его начали строить в 12 веке, а закончили в 14.


Кутб Минар использовался, чтобы созывать верующих на молитвы. Минарет также символизировал мощь ислама (в то время большей частью Индии правили мусульмане). Была и еще одна более «приземленная» функция - обозревать окрестности на предмет иноземных захватчиков.

Минарет Ала-и-Минар

Слава Кутб Минара в Индии не давала покоя великим правителям. Один из них, Алауддин Хильджи, решил перещеголять башню и воздвигнуть свой минарет, который будет в два раза выше. Постройка достигла отметки всего в 24,5 метра, когда шейх умер.


Продолжить его дело было некому, поэтому вместо величественной башни, на которую возлагались большие надежды, сейчас можно увидеть строение, напоминающее каменный «пенек». Знаете, мне даже кажется несколько забавным, насколько тщеславию иногда может помешать случайность.

Великая мечеть Дели

Такое громкое название носит мечеть Кувват-уль-Ислам, вернее, то, что от нее осталось.


Когда-то постройка символизировала мощь и красоту исламской культуры. Сейчас на ней лежит отпечаток беспощадного времени.

Гробница Имама Замина

Гробница мусульманского святого, который жил на рубеже XV и XVI веков. Постройка лежит в руинах, однако частично сохранились колонны с прекрасной резьбой по камню, а также необычная балюстрада.


Эти коллонны навели меня на мысль, что в витиеватых узорах будто раскрыт сюжет то ли некоторого исторического периода, то ли будущих подвигов.

Железная колонна

Железную колонну высотой 7 метров и весом 6 тонн создали в период правления династии Гупта (IV - VI века). С тех пор колонна почти не изменилась, только пропала мифическая птица Гаруда, украшавшая вершину. Есть разные теории насчет того, почему железо не подвергается коррозии. По одной из них колонну отливали из метеорита. Однако, наиболее вероятно, что индийские металлурги применили особый (теперь утерянный) метод сплава железа.


Индийцы верят, что если встать спиной к колонне и обхватить ее руками, то исполнится одно самое сокровенное желание. Страждущих проверить, работает ли поверье, было так много, что сотрудникам архитектурного музея пришлось возвести вокруг колонны ограду. Но вы всё равно можете попытать счатья. Я не думаю что то, насколько близко вы подберётесь к постройке, сильно повлияет на результат!

Как одеться, отправляясь к Кутб Минар

Стоит обратить внимание на свой внешний вид, если вы собираетесь посетить комплекс Кутб Минар. – весьма консервативная в плане одежды страна. А в музейном комплексе, который почитается мусульманами, стоит быть вдвойне осторожным. Женщинам обязательно нужно прикрыть колени и плечи. Мужчинам не желательно быть в шортах и майках. В музей вас, конечно, пустят в любой одежде, но гулять под осуждающими взглядами местных жителей не самое приятное занятие.

Сувениры

На выходе из комплекса работает небольшой магазин с сувенирами. Ничего необычного - магниты, брелоки, открытки, книги и путеводители.


Есть небольшой отдел с мусульманскими религиозными книгами и брошюрами.

Внутри комплекса есть скамейки и лужайки, на которых можно перевести дух и отдохнуть от жары. На выходе (втридорога) торгуют газировкой, лимонадом и закусками. Чтобы съесть что-то более существенное, чем чипсы и шоколад, я советую отправиться в близлежащие районы Saket или Katwaria Sarai.


Но я предлагаю взять с собой что-то из еды, а также захватить бутылочку воды, так как после длительной прогулки вам захочется как есть, так и пить. Вместе с этим скромным обедом или ужином вы можете сесть на одну из скамеек или расположиться прямо на лужайке и окинуть взглядом эти величественные строения ещё раз.

В столице Индии находится грандиозное сооружение Кутуб-Минар (Башня Победы) – уникальный памятник индо-исламской средневековой архитектуры. Это самый высокий кирпичный минарет в мире и самая высокая башня в Индии. В 1993 году объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возле минарета находится еще несколько сооружений, составляющих вместе комплекс исторических памятников различных эпох: старейшая индийская мечеть – Кувват-уль-Ислам, минарет Ала-и-минар, гробница Имама Замина, ворота Ала-и-Дарваза и загадочная металлическая колонна, неподдающаяся коррозии.

Кутуб-Минар (также Кутб-Минар или Кутаб-Минар) построен несколькими поколениями властителей Делийского султаната.

Минарет Кутаб-Минар

Уникальный памятник средневековья – кирпичный минарет имеет высоту 72, 6 метров. В 1193 году Кутб уд-Дин Айбек, первый мусульманский правитель Индии, увидев афганский Джамский минарет и пожелав его превзойти, начал строительство минарета, но только завершил фундамент. Еще три яруса построил его наследник Илтутмиш, пятый и последний ярус в 1368 году достроил Фируз-шах Туглак. По внешнему виду сооружения прослеживается развитие архитектурного стиля.

Кроме обычного назначения: собирать людей на молитву в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовали как Башню Победы, чтобы все увидели мощь ислама; также с башни наблюдали окрестности, охраняя город. Историки считают, что минарет назван в память первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой версии – в честь святого из Багдада Кутбуддина Бахтияра Каки, который поселился в Индии и имел большой авторитет у Акбара.

Комплекс украшают необычные орнаменты, которые абсолютно несовместимы с Исламом. Это объясняется тем, что для строительства использовали камни из развалин разрушенных индуистских храмов. Так возникло необычное сочетание или, своего рода, слияние различных вероисповеданий в одном архитектурном культовом сооружении.

Минарет Ала-и-Минар

Алауддин Хильджи начав строить минарет Ала-и-Минар, имел желание создать его в два раза выше Кутаб-Минара. Когда конструкция достигла высоту 24,5 метра, строительство прекратили. После смерти Алауддина построили только один ярус, который сохранился до настоящих дней.

Мечеть Кувват-уль-Ислам

Основатель ордена мамлюков или Династии Рабов Кутб-уд-Дин Айбек начал в 1190 году строительство мечети Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама), многим известную под названием Великая мечеть Дели или мечеть Кутб. Стройматериалы для мечети доставляли с разрушенных двадцати семи джайнских и индуистских храмов. Это первая мечеть, которую построили в индийской столице после исламского завоевания.

Позже мечеть расширяли и достраивали. В настоящее время мечеть разрушена, но по внушительным развалинам можно судить об исламской архитектуре.

Западнее мечети расположена могила Илтутмиша, возведенная в 1235 году. Строительство мавзолея показывает отклонение от индийских обычаев кремации.

Ворота Ала-и-Дарваза

Внушительные ворота Ала-и-Дарваза первый султан столицы Индии династии Хильджи Алауддин.

Гробница Имама Замина

Северо-восточнее ворот Ала-и-Дарваза располагается небольшая гробница суффийского святого пятнадцатого века имама Мухаммада Али, широко известного под именем Имам Замин. Он, будучи уроженцем Туркестана пришел в Индию в период правления Сикандара-шаха Лоди (1488-1517 гг.). Имам Замин принадлежал суфийскому ордену Чишти. Гробницу, площадь которой 7,3 кв. м, построили в 1537-1538 гг. еще при его жизни, а через год он скончался.

Колонна из уникального железа

Интересную загадку представляет железная колонна, имеющая высоту семь метров и вес шесть тонн. Колонну воздвигнул царь Кумарагупта династии Гупта, которая правила в 320-540 года в Северной Индии.

Железная колонна в Дели (Кутубова колонна) расположена приблизительно в двадцати километрах на юг от Старого Дели. Колонна приобрела широкую известность из-за того, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии.

К железной колонне – одной из главных достопримечательностей Дели, с давних пор стекались толпы богомольцев. Существует поверье, что если стать спиной к колонне и руками обхватить её сзади, то это принесёт счастье или исполнится загаданное желание. Чтобы защитить историческое сооружение от вандализма, в 1997 г. вокруг нее установили ограду.

Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II в 415 году. Первоначально она располагалась на западе страны, в городе Матхура, в храмовом комплексе Вишну. Установленную перед храмом колонну венчало изображение священной птицы Гаруды. Царь Ананг Пола в 1050 году перевез её в Дели. А стройматериалы от разрушенных в тринадцатом веке построек храмового комплекса были использованы при строительстве минарета Кутаб-Минар.

Наличие в пятом веке такого огромного железного изделия выступало символом высокого богатства государства. Среди европейцев колонна в Дели приобрела популярность после работ английского востоковеда Александра Каннингема.

Выдвинутые ранее предположения, что железная колонна якобы откована или отлита из цельного куска железа, сейчас подвергаются большим сомнениям. Вероятнее всего колонну изготовили ковкой отдельных криц железа, масса которых составляла 36 кг. В качестве доказательства можно увидеть отчетливые линии сварки и следы ударов, также небольшое содержание серы и достаточно много неметаллических включений, т. е. шлака после плохой проковки некоторых участков.

Главной причиной стойкости Кутубовой колонны к атмосферной коррозии служит явление пассивации металлов, т. е. на её поверхности образовалась естественным образом плёнка оксида, которая предотвращает дальнейшее развитие коррозии. Также причинами являются низкая влажность воздуха в индийской столице, и увеличенное содержание в металле примеси фосфора, который усиливает способность стальной поверхности к пассивации. К электрохимической коррозии конструкция намного менее устойчива: вкопанная в землю часть подверглась значительной коррозии, ее покрывает сантиметровый слой ржавчины. Подобную колонну из Конарака, которая расположена поблизости моря, покрывает сильная коррозия. О железной колонне в Дели сложено много легенд, связанных с ее исключительной стойкостью.

Гиды часто упоминают, что для создания памятника использовали нержавеющую сталь. Но анализ, проведенный индийским ученым Чедари, доказывает, что в делийской колонне не содержится значительных количеств легирующих элементов, способствующих повышенной коррозионной стойкости, тогда как известно, все нержавеющие стали – легированные.

Существовало противоположное мнение, что колонна изготовлена из очень чистого железа. Такая гипотеза даже фигурировала в учебниках по металлургии, как образец высокой атмосферной стойкости чистого железа. Но материал колонны в Дели по содержанию примесей не доходит даже до технически чистого железа. Наиболее корректное название материала колонны – это сварочное, сыродутное или кричное железо.

В свое время, популярным было предположение о том, что колонна изготовлена из метеоритного железа. Давно известно, что оно отлично сопротивляется коррозии. Однако в метеоритном железе всегда находят никель, а в железе древней колонны никеля не обнаружено.

На железную колонну в Дели обратили свое внимание и уфологи, которые связали её происхождение с внеземными цивилизациями.

В Средневековье Кутуб-Минар считали одним из чудес света. А создатели Кутаб-Минара были гениальными математиками, если сумели провести такие точные расчеты. Кроме этого, они обладали редким художественным вкусом. Поэтому башня и остальные комплексные сооружения Кутаб-Минара до сих пор восхищают воображение посетителей.

Минарет Кутб-Минар

Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.

Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Среди историков существует также мнение, что минарет назвали в честь первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой гипотезе - в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, которые переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара.

Диаметр основания - 14,74 м, диаметр верхней части башни 3,05 м.

Минарет Ала-и-Минар

Минарет Ала-и-минар стал строить Алауддин Хильджи, собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутб-минар. Однако строительство было прекращено, когда конструкция достигла 24,5 метров и был построен только один ярус после смерти Алауддина. Первый ярус постройки сохранился до наших дней.

Мечеть Кувват-уль-Ислам

Мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), известная также как мечеть Кутб или Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбеком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Строительство мечети началось в 1190 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

В дальнейшем мечеть расширялась и достраивалась.

Мечеть сейчас разрушена, но внушительные развалины позволяют судить об исламской архитектуре.

К западу от мечети находится могила Илтутмиша, построенная в 1235 году. Постройка мавзолея показывает отход от индийских обычаев кремации.

Ворота Ала-и-Дарваза

Внушительные ворота Ала-и-Дарваза Были построены первым султаном Дели династии Хильджи Алауддином.

Колонна из метеоритного железа

Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 метров и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320-540 годов. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как строй""материалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам.

На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375-413 годы). За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине этого ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье.

Гробница Имама Замина

На северо-востоке от Ворот Ала-и-Дарваза находится небольшая гробница суфийского святого XV в. имама Мухаммада Али, более известного как Имам Замин. Урожденец Туркестана Имам Замин пришел в Индию во времена правления Сикандара Лоди (1488-1517). Он был членом суфийского ордена Чишти. Гробница была построена при его жизни в 1537-38 годах, а через год он умер.

Площадь гробницы 7,3 м².







Башня Кутб-Минар (Kutb-Minar) June 20th, 2013

«Самая высокая башня в Индии, «седьмое чудо Хиндустана», когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора .
(Высота башни-72,55 м, диаметр у основания — 14,4 м, диаметр у вершины - 2,44 м).

Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название - Кутб-Минар .

Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.

И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.

Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.

Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа - также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.

Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками - они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.

-

Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского - “могущество ислама”) - первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.

Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен - 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.

-
Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.

Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота - 7,2 м, диаметр у основания — 41,7 см, у вершины - 30,5 см, вес - около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, - ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.

В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.

Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.

-
С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это - Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.

Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236-1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.

Согласно легендам, довольно часто на долю башни Кутб Минар выпадала тяжёлая миссия – стать орудием сведения счётов с жизнью. Как правило, так поступали жёны султанов.
Само название этой знаменитой башни толкуется по-разному. Одно группа учёных считает, что название этой башни произошло от имени первого из тюркских султанов Кутбуддина Айбака. Вторые предполагают, что она получила такое название из-за имени святого из Багдада, на момент постройки переселившегося в Дели и пользовавшегося особым расположением Акбара. Его звали Кхваджа Кутбуддин Бахтияр Каки.

На сегодняшний день вокруг башни построено ограждение, а чтобы попасть на территорию дл знакомства с этой достопримечательностью необходимо приобрести билет.

Вход на территорию комплекса Кутб-Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений.

gastroguru © 2017