Дуомо милан официальный. Миланский собор. История и призраки. Смешение архитектурных стилей и математика

Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Полезный совет: Из этой статьи Вы узнаете самое важное для посещения Дуомо. Но если Ваши интересы в Милане не ограничиваются собором, скачайте себе наш аудиогид по центру города для iPhone [ссылка] , чтобы пройти весь маршрут из 60 главных достопримечательностей.

Аудиогид работает даже без интернета, а встроенная карта с GPS поможет легко сориентироваться в городе. В пробной бесплатной версии доступны 5 первых точек, чтобы попробовать, а полная версия обойдется всего в 5 Евро. Это гораздо дешевле даже самых бюджетных экскурсий.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только , над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане , появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице .

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора - воспользоваться метро («желтая» линия 3) от (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно

Миланский собор - яркий образец архитектуры эпохи «пламенеющей готики» и самый крупный готический храм в мире. Всей своей колоссальной и торжественной формой он словно воздает хвалу божественному величию. Это один из самых узнаваемых храмов в мире.

Собор находится в самом сердце исторического Милана. По замыслу градостроителей в радиально-кольцевой структуре города миланский кафедральный собор, или Дуомо, как его здесь называют, является местом пересечения всех городских дорог.

История

Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.

Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.

На месте миланского кафедрального собора в дохристианские времена располагалось сперва кельтское святилище, а затем храм, посвященный Минерве, богине мудрости и полезных открытий.

Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.

Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.

В Милане существует исключение из этого правила, это небоскреб «Пирелли». Однако на вершине высотки установлена точная копия статуи Мадонны.

Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.

Архитектурные особенности

В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.

Величественность сооружения обусловлена его назначением - представлять собой символ божественного миропорядка.

Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо - 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.

Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.

В городе распространен речевой оборот «a ufo», что означает «на халяву» или «бесплатно». Выражение берет начало со времен возведения Дуомо. Дело в том, что мрамор для отделки храма был предоставлен церкви герцогом Висконти совершенно безвозмездно. Телеги с мрамором подписывались буквами A.U.F, которые представляли собой аббревиатуру, означающую в переводе на русский язык «для строительства». Благодаря этой надписи ввозимый груз не облагался налогом.

Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники - традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.

Внутреннее убранство

В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.

Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.

Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.

Достопримечательности

Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:

  • Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия - гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.

Существует легенда, что подъемник, который поднимает священника к реликвии, спроектирован самим Леонардо да Винчи.

  • Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
  • Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
  • На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.

Как оказалось, приспособление показывало не только время полудня. Благодаря тому, что часы регулярно ошибались, удалось вовремя обнаружить проседание фундамента, угрожающее целостности всего сооружения.

  • Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.

Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.
Официальный сайт: www.duomomilano.it

Часы работы: с 7:00 до 19:00 , вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00 .

Вход - бесплатный . При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.

График подъема на террасы:

  • Понедельник - среда: с 9:00 до 19:00.
  • Четверг - воскресенье: с 9:00 до 21:00.

Посещение террас платное, цена - 12 евро . Подъем наверх по лестнице - 7 евро .

На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.

Как добраться?

Доехать до собора проще всего на метро . К станции Дуомо идут первая и третья линии.

Вконтакте

Сердце города Милана – это большая Соборная площадь. Она подобна серебряному подносу, на котором сверкают главные жемчужины Милана – кафедральный собор Дуомо, Королевский дворец и галерея Витторио-Эммануэле II.

Кафедральный собор Дуомо в Милане (Duomo di Milano) – это поистине уникальный памятник архитектуры в стиле Пламенеющая готика (Flamboyant).

Формирование внешнего облика

Миланский собор был посвящен рождеству пресвятой Девы Марии, что архитекторы умело обыграли в процессе наружного украшения здания. Франческо Кроче выполнил расчеты и составил проект для шпиля длиной в 102 метров. Этот шпиль занимает центральное место над куполом собора Дуомо, венчает его – 4-х метровая позолоченная скульптура Девы Марии (La Madonina). Эта святая является покровительницей города.

Сам Наполеон Бонапарт, итальянец по происхождению, избрал кафедральный собор в Милане для предстоящей коронации. Последующие 7 лет, в здании активно велись отделочные работы. Позднеготические элементы с вкраплением неоготики довершили необычный стиль собора. Пышная церемония вступления Наполеона на пост короля Италии состоялась 20 мая 1805 года под ажурными сводами Дуомо. В честь этого памятного события была изготовленная статуя Бонапарта, которая украшает один из шпилей собора.

С тех пор прошло еще полтора столетия, в ходе которых продолжалась отделка внешних и внутренних поверхностей. И только в 1965 году строительство собора был официально завершено, и он стал функционировать в полную силу. Со средины 16 века и до этого момента церковь была частично открыта для прихожан, в ней совершались обряды только в исключительных случаях. Последние работы по реконструкции собора были осуществлены в 2003-09 гг.

Чем знаменит миланский собор

Великолепный готично-ренессансный памятник в самом сердце Милана обладает рядом поразительных черт. Если обратиться к цифрам, то собор имеет приличную вместимость, порядка 40 тысяч прихожан, что несколько уступает объемам собора святого Павла в Риме. Если взглянуть на здание с высоты птичьего полета, то станет ясно, что оно напоминает католический крест, у которого вертикаль составляет 158 м, а горизонтальный неф – 92 м. Наивысшая точка собора – шпиль, украшенный статуей Девы Марии, объединенная высота которого – 106 м. Однако первое знакомство с Дуомо начинается отнюдь не с сухой статистики, а с визуального восприятия. И в этом плане, зданию есть чем похвастаться, белоснежная громада собора растет в ширину и высоту по мере приближения к нему. С каждым шагом, человек, очутившийся на Соборной площади, будет открывать для себя новые красоты этой церкви. Пятинефная базилика устремляет в небо острые копья 135 шпилей. Каждый из них затейливо отделан лепниной в стиле поздней готики.

Фасад здания, его шпили и внутренние помещения, украшены невообразимым числом статуй – 3400. В это число входят изображения исторических личностей, святых, мучеников, пророков и прочих библейских персонажей. Не обошлось и без верных символов средневековья – горгулий и химер. Они, как верные атрибуты готики, угнездились на стенах здания, отгоняя нечисть. Среди наружной отделки здания попадаются весьма любопытные экземпляры, например, изображение Муссолини или же древний прототип статуи Свободы, что ныне стоит в США.

Еще одна изюминка Дуомо – вид бело-розового мрамора при различном освещении. Кому-то нравится собор в лучах рассветного солнца, другие люди предпочитают мягкие отблески заката. Известный же немецкий поэт Гейне утверждал, что нет ничего мистичнее и прекрасней, чем миланский Дуомо, освещенный серебряным лунным светом.

Посетителей, ступивших за порог собора Дуомо, ожидает прохлада и приглушенный свет. Множество красочных витражей иллюстрирует библейские сюжеты, отблески синего, красного и желтых стекол причудливо отражаются на полах и стенах церкви. А над центральным алтарем, высоко под куполом, находится большая реликвия – гвоздь, которым был распят Иисус Христос.

Раз в год, 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господнего, миланский архиепископ поднимается под потолок, с тем, чтобы снять гвоздь и предъявить его прихожанам.

Под закат 18 столетия в соборе был установлены солнечные часы, меридиан, призванные отмечать наступление полудня. Выглядит это устройство, как металлическая полоса, укрепленная на полу постройки. Она протянулась от входа в собор через всю церковь. На полоске нанесены изображения знаков зодиака и соответствующая разметка. Ровно в полдень, солнечный луч, коснувшийся металлической линейки, покажет на то созвездие, которое характерно для текущего месяца. Помимо своего основного назначения, чудо-меридиан указал на невидимую опасность, угрожающую целостности Дуомо. Систематические ошибки в показаниях прибора, обнаруженные в 20 веке, косвенно указали на проседание фундамента здания.

Внутри собора можно полюбоваться на искусно украшенные саркофаги известных людей прошлого. Так, тело архиепископа Альберто де Интимьяно хранится в каменной тумбе, выложенной тонкими медными пластинками, образующими орнамент в виде распятья. Также можно увидеть мавзолей Джан Джакомо Медичи, украшенный тремя великолепными статуями, колоннами и мраморными плитами.

Упомянутый мавзолей был одним из последних захоронений внутри кафедрального собора. В конце 16 столетия, был издан указ, запрещающий хранить останки умерших в стенах церкви, во избежание возникновения эпидемий и распространения заболеваний.

Если вам посчастливится побывать в Милане в конце осени, то обязательно загляните в собор Дуомо. В ноябре и декабре каждого года в его стенах выставляются Квадрони святого Карла Борромео – серия из 54 картин, иллюстрирующая жизнь и деяния этой персоны. Целая плеяда знаменитых итальянских мастеров кисти написала полотна специально для миланского кафедрального собора.

Отдельной достопримечательностью Дуомо можно назвать захватывающий дух вид, открывающийся с террасы, расположенной на крыше здания. Удобно устроенная обзорная площадка позволяет свободно перемещаться по крыше собора. Настоящий подарок для всех посетителей, поскольку лучшего вида на город просто невозможно найти во всем Милане. А, кроме того, посетители смогут рассмотреть вблизи ажурное кружево шпилей, внешнюю отделку собора, точеные силуэты статуй и оценить все великолепие собора, возрастом в 7 веков.

Адрес

Собор Дуомо находится по адресу: Милан, Соборная площадь (Piazza Duomo).

Добираться до этой удивительной достопримечательности удобнее всего на метро. Подойдут первая и третья линии, выход на станции Дуомо.

Время работы и стоимость билетов

Собор Дуомо открыт для посещений ежедневно с 7:00 до 19:00, последняя группа посетителей запускается не позднее 18:45. Посещение самого собора для верующих – бесплатно утром, обязательное условие – соблюдение приличий в одежде и поведении.

Билет для туристов стоит 3 евро, зайти можно с 8 утра.

Посетители также могут осуществлять фотосъемку внутри собора, однако заранее необходимо оформить документы, подтверждающие личность (цена – 2 евро). Все фотоматериалы не должны быть использованы в корыстных целях. В субботу и воскресенье график работы собора – с 8:30 до 18:00. В церковные праздники – особый режим работы. Подъем на террасы в Зимний сезон осуществляется с 9:00 до 19:00, последняя загрузка лифта в 18:10. Открытие зимнего сезона 16 сентября.

Для посещения собора, крипт и смотровой площадки существуют разные типы билетов, стоимостью от 3 до 25 евро. Различия между билетами представлены на фото ниже:

Существуют также варианты комбинированных билетов:

Полный билет с ходом во все части собора без очереди подъёмом на террассы на лифте обойдется в 26,5 евро. Покупается заранее .

Подъем на террасы

С понедельника по среду – с 9:00 до 19:00, последний подъем лифта в 18:10. С четверга по воскресенье — с 9:00 до 21:00, последний подъем лифта в 20:10. Начало Летнего сезона – 10 апреля.

Стоимость посещения террас: с подъемом на лифте –14 евро; прогулка вверх по лестнице, для самых сильных и экономных туристов, обойдется в 10 евро с одного человека. Если не хотите стоять в очередях в кассы, которые в сезон могут быть до часа, то советую приобрести заранее билеты +1,5 евро онлайн.

Билеты можно купить в официальных билетных кассах www.ticketone.it . Заходим на страницу мероприятий в соборе и выбираем, например, подъём на лифте (Ascensore), нажимаем Acquista ora.

Выбирайте нужную вам дату, билеты в продаже есть на ближайшие полгода. Например, я в апреле, знаю, что прилечу в Милан в сентябре и заранее планирую культурную программу.

Нажимаем – положить в корзину (Metti nel carello). Проверяем дату, время. Стоимость трёх билетов получилась 36,50 + 2,50 евро за онлайн резервацию. Нажимаем – оплата (Procedi con l`acquisto).

Дальше вам нужно ввести свой логин пароль на сайте или создать новый аккаунт – это интуитивно просто, но если вдруг возникнут затруднения, то вот . После оплаты билеты придут к вам на почту, а также будут всегда доступны в личном кабинете. Вам остаётся только прийти в назначенное время к входу минуя все очереди.

Помимо этого, за отдельную плату можно посетить Сокровищницу собора Дуомо (3 евро), а также Баптистерий святого Джованни алле Фонти (4 евро). Существует возможность покупки комбинированных билетов, по сниженной цене.

  • Официальный сайт собора Дуомо на английском, актуальные цены билетов и время работы: www.duomomilano.it
  • Индивидуальные экскурсии в Милане на русском:
  • Групповые экскурсии в собор на английском: www.tiqets.com – 27 евро, полтора часа, билеты на лифт уже включены в стоимость.

Достопримечательности рядом – что посмотреть?

Как уже было отмечено выше, на Соборной площади есть и другие интересные строения, помимо кафедрального собора.

Если же осуществить пешую прогулку через стеклянный пассаж с множеством бутиков и элитных магазинов для , посвященный Витторио-Эммануэле II, то можно вскоре попасть на Via Filodrammatici, 2. По этому адресу находится самый известный оперный театр в мире – , а также музей, расположенный при нем. Хотя внешне здание, театра не идет ни в какое сравнение с ослепительной отделкой Дуомо, интерьеры его также могут преподнести сюрприз. А главная ценность Ла Скала в том действии, что происходит на его сцене.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Адрес: Италия, Милан
Начало строительства: 1386 год
Начало строительства: 1965 год
Координаты: 45°27"51.4"N 9°11"29.9"E

Duomo di Milano - символ Милана, посвященный рождению Девы Марии

Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… - какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano - собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!

Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта

Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.

Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора - Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором .

Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д"Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне . По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических - собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения - 11,3 тыс. кв. м, высота - 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.

Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры - это далеко не единственное его достоинство.

Фасад собора

История строительства собора - дорога длиною в… 5 столетий

Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.

Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.

Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии , Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии . Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза - Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз - Жан Миньо.

Вид собора с площади Милана

Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов . За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.

В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы - первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).

Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.

Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.

Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.

Фрагмент фасада собора

Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.

Восьмое чудо света и его достопримечательности

Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн , соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.

На крыши собора

Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.

Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора - священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию - это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.

В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе - статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д"Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.

Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» - солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.

Миланский собор в 21 веке

Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) - Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды - после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.

Готический Миланский кафедральный собор (Дуомо) является грандиозным творением рук человеческих и одной из достопримечательностей Италии, что называется, «must see» - то есть обязательной к просмотру. Побывать в Милане и не увидеть кафедральный собор… Это практически невозможно!

В самом деле, ведь он находится на главной площади города Дуомо ди Милано, рядом с Галереей Виктора Эммануила II . Наивысшая точка собора - золотистая статуя Мадонны, устремленная в небеса на самом высоком из шпилей собора, хорошо заметна из многих районов города.

Это тщательно спроектированное строение - не только важнейшая достопримечательность Милана, но и одно из известнейших зданий в Европе. Миланский собор занимает второе место по величине среди всех католических соборов в мире.

Из истории

Строительство кафедрального собора началось в 1386 году, хотя решение по поводу возведения здания было принято задолго до этого. На месте Миланского собора в течение нескольких веков стояли две базилики. Однако в 1075 году обе они были полностью уничтожены внезапным пожаром.

Работа над собором продолжалась столетиями. Главный шпиль, венчает который статуя Мадонны, был возглавлен в 1762 году. Именно Мадонне, кстати, и посвящено все сооружение.

Больший объем работ был завершен в 1880 году.

В 2009 году завершена капитальная реконструкция собора, и ослепительный фасад по сей день радует местных жителей и туристов.

Достопримечательности Собора Дуомо

На что следует в первую очередь обратить внимание туристам?

  • На гвоздь, что находится непосредственно над алтарем. Говорят, что его привезли с распятия Христа.
  • Необходимо как следует рассмотреть покровительницу Милана - Мадонну.
  • Не забудьте и про крышу собора - обзор, открывающийся с нее, не сравнится ни с одним в Милане. Пройти на вершину можно с помощью специальной лестницы либо воспользовавшись лифтом.
  • Следующая достопримечательность, которая способна завладеть Вашим вниманием - это мавзолей Джан Джакомо Медичи.
  • И, конечно, не стоит забывать и о статуе мученика Святого Варфоломея, подвергшегося ужасным испытаниям - с него живьем содрали кожу.

Следуя традициям готического стиля, Миланский кафедральный собор декорирован бескрайним количеством различных скульптур. В основном это крайне примечательные экземпляры. К примеру, женские фигуры, расположенные в центре фасада, принято считать прообразом статуи Свободы в Нью-Йорке.

Полезная информация

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Milano MI, Италия

Часы открытия

Кафедральный собор — ежедневно с 08:00 до 19:00.

Крипта св. Чарльза:

  • понедельник - пятница: с 11:00 до 17:30;
  • суббота: с 11:00 до 17:00;
  • воскресенье: с 13:30 до 15:30.

Музей собора — ежедневно с 10:00 до 18:00 (выходной день - среда).

Терраса (смотровая площадка) — ежедневно с 9:00 до 19:00.

Баптистерий св. Стефано — ежедневно с 9:00 до 18:00.

Стоимость входного билета:

  • «DUOMO PASS» на лифте — € 16,50 (дети до 12 лет - € 8,50);
  • «DUOMO PASS» по лестнице — € 12,50 (дети до 12 лет - € 6,50);
  • «Терраса на лифте» — € 13,50 (дети до 12 лет - € 7,50);
  • «Терраса по лестнице» — € 9,50 (дети до 12 лет - € 5,00);
  • «Собор + Музей» — € 3,50 (дети до 12 лет - € 2,50);
  • «Собор + Музей + Баптистерий» — € 7,50 (дети до 12 лет - € 3,50).

Собор Дуомо на карте Милана

Готический Миланский кафедральный собор (Дуомо) является грандиозным творением рук человеческих и одной из достопримечательностей Италии, что называется, «must see» - то есть обязательной к просмотру. Побывать в Милане и не увидеть кафедральный собор… Это практически невозможно!

В самом деле, ведь он находится на главной площади города Дуомо ди Милано, рядом..." />

gastroguru © 2017