Жители островов океании тоже делали деревянные лодки. Самые простые лодки. Употребление папируса в пищу в древнем Египте

Самые простые и древние плавательные средства дожили до наших дней. Небольшие лодки из тростника все еще строят в Ираке и на озере Титикака в Южной Америке точно так же, как сделаем и мы с вами в одном из проектов, описанных ниже. Тростниковые лодки изготавливают, собирая тысячи стеблей камыша в огромные вязанки. Эти вязанки затем скрепляют друг с другом, чтобы создать из них корпус корабля. Именно таким способом в Древнем Египте делали из речного папируса большие лодки. Некоторые историки полагают, что египтяне могли совершать на папирусных судах долгие океанские путешествия.
Модель во втором проекте — это челнок, легкая лодка округлой формы из деревянного каркаса, обтянутого шкурами животных. Такие лодки сегодня могут иметь каркас из стали, а вместо шкур используется просмоленный брезент или парусина. Посудины эти обычно вмещают одного человека и издревле применяются для рыбной ловли или плавания по рекам. Если вам случится побывать на реке или на озере, сфотографируйте или зарисуйте другие простые плавательные средства типа каноэ или плоскодонных яликов. Подумайте, не соорудить ли вам модели и таких судов тоже.

Сделаем тростниковую лодку

Вам понадобится:

Сделаем тростниковую лодку: большой пучок пальмового волокна; ножницы; линейка; резервуар с водой.

Сделайте связки из пальмового волокна (рафии): соедините в пучок несколько десятков жилок и охватите одним из волокон. Вам нужно иметь две связки по 20 см каждая и еще две по 25 см.

Свяжите вместе две длинных вязанки и две коротких таким образом, чтобы последние располагались поверх первых. Натяните тонкую бечевку или крепкую нитку между носом и кормой, чтобы оба конца лодки были изогнутыми и приподнятыми.

Аккуратно опустите свою тростниковую лодку на поверхность воды в резервуаре. Хорошо ли она плавает? Не опрокидывается ли? Оставьте лодку в воде на некоторое время, чтобы посмотреть, не окажется ли в итоге ваш корабль притопленным.

Сделаем челнок

Вам понадобится:

Сделаем челнок: ножницы; тростник или камыш; бечевка или крепкая нить; темная холстинная ткань; белый клей и кисть для него; резервуар с водой.

Отрежьте один длинный и три коротких куска от тростникового стебля. Привяжите ниткой короткие тростинки к длинной, чтобы получилась крестообразная конструкция, как на фотографии.

Сделайте еще один отрезок стебля, но теперь заметно более длинный, чем прежде, формируя из него вытянутую петлю, привязывайте к ней все концы крестообразного каркаса и слегка сгибайте их, чтобы сформировать углубленную форму будущего челнока.

Отрежьте несколько кусочков хлопчатой ткани 15 х 15 см. Промажьте клеем внешнюю сторону каркаса и наложите сверху приготовленные куски ткани. Проклейте также те места, где куски ткани накладываются друг на друга.

Промажьте клеем всю наружную поверхность ткани, натянутой на каркас. Наложите подобным образом два слоя клея, чтобы ткань стала по-настоящему непромокаемой. Оставьте челнок как следует просохнуть.

Когда ваша модель полностью просохнет, опустите челнок в резервуар с водой. Хорошо ли он плавает? Не хотите посадить туда человечка, слепленного из пластилина?

Сегодняшний день участники нашей Третьей весенней противопожарной экспедиции провели в поездке по окрестностям Астрахани и у самой границы Астраханского биосферного заповедника.

Пожаров нам пока не досталось,но, тем не менее, поездка получилась насыщенной событиями и открытиями.

Одна из целей нашей экспедиции заключается в том, чтобы как можно более полно раскрыть возможности применения тростника в различных областях жизни. Многое времени я провела, разыскивая информацию о тростнике и других сухих растительных остатках, которые так безжалостно сжигают каждую весну на огромных площадях.

Сегодня наша группа, проезжая по Астраханской области, видела как местные жители пользуются тростником в обустройстве своей жизни. Об этом расскажут Игорь Подгорный и Анна Баскакова, а я предлагаю вашему вниманию первую часть того интересного материала, который я подготовила к этой поездке.
Итак, что мы знаем о тростнике?

Тростни́к - крупное, широко распространённое многолетнее травянистое растение семейства Злаки или Мятликовые. Образует обширные заросли по берегам и дельтам рек в тёплых странах.

Тростник часто ошибочно называют камышом.
Камыш - совершенно другое растение, относится к семейству Осоковых. У некоторых видов камыша трехгранный жесткий стебель, что не характерно для тростников.
Камыш - прибрежно-водное растение, широко распространённое практически по всему земному шару.

Камыш - название известное всем, но часто им обозначают совершенно разные растения. Нередко камышом называют рогоз.
Рого́з — единственный род растений монотипного семейства Рогозовые. Болотная трава с рыхлым соцветием от светло- до тёмно-коричневого цвета.

Скорее всего, путаница с названиями произошла от распространенности камыша, его название более благозвучно и со временем перешло на другие водные растения.

Тростник влаголюбив, растёт по берегам водоёмов, часто на значительной глубине - до полутора метров, - встречается на болотах и заливных лугах, в близости от грунтовых вод в лесах и на солончаках.
Тростник всегда образует большие заросли, которые имеют важное экологическое значение: поселившись на топких или болотистых местах, тростник со временем превращает их в более сухие участки: большая масса листьев и стеблей испаряет много влаги, как бы выкачивая ее из сырой почвы.

Тростник хорошо фильтрует воду, губчатая структура его стеблей способствует доставке кислорода к прикорневым участкам, обогащая почву дна, что благотворно сказывается на росте других растений и на общем состоянии подобных экосистем. Рыбы хорошо чувствуют себя в тростниковых зарослях, находят много корма, откладывают там икру.

Животный мир тростниковых зарослей богат и разнообразен. Множество птиц гнездится и зимует в тростниках - лебеди, пеликаны, орланы белохвосты, гнездятся цапли, множество видов уток, чаек. Кабаны, волки, болотные черепахи, бобры, камышовые коты, ондатры, горностаи, выхухоль - всем этим животным в тростниках находится корм и место для дома.

Человек использовал тростник и камыш в быту и в строительстве с давних времен.
В Древнем Египте из растения папирус, которое принадлежит семейству Осоковых и является родственником именно камыша, изготавливали веревки, канаты, обувь, лодки.

В 3 тысячелетии до н.э. стеблем папируса древние египтяне питались, изготавливали из него циновки, ткани, плоты, а также материал для письма, который тоже называли папирусом.


«
Для этого разрезали стебли на узкие полоски, мочили их, склеивали в широкие ленты и особым образом укладывали.

Ширина слоёв колебалась от двух до восьми сантиметров, так как работа происходила ручным образом.

Самые качественные слои получались их сердцевины стола. Слои плотно выкладывались друг относительно друга. На выложенные в ряд полосы накладывался второй слой, но перпендикулярно первому. Переплетения слоев не было. Затем всё прессовали. Прочность достигалась за счет клейких веществ самого растения. После прессования папирусные листы выкладывались на солнце для просушивания.

Изготовленные в Египте папирусы пользовались большим спросом в Греции. С помощью египетских папирусов велась вся деловая и литературная деятельность Средиземноморья VII века до н.э. Спрос на сырье был столь велик, что природных запасов не хватало, египтянам приходилось выращивать папирус специально.

В наше время в Египте так же налажено производство папирусов из растительного сырья, но уже в сувенирных целях.
В Древнем Египте из папируса так же строились лодки, и даже целые корабли. Лесов в Египте не было, так что папирус был основным строительным материалом. Самые древние записи о лодках были найдены именно в Египте. На папирусных судах египетские фараоны путешествовали по Нилу, а после смерти фараона вместе с ним хоронили и его лодку.

Тонкие стебли папируса связывались в большие связки, из которых и собирался корпус судна. На таких судах древние египтяне совершали плавание не только по реке Нил, но и по большим аф¬риканским озерам.
Папирусная лодка была достаточно большим сооружением: ее длина могла до-ходить до нескольких десятков метров. Она приводилась в движение с помощью многочисленных рабов, каждый из кото¬рых греб одним коротким веслом. Позднее на подобных судах стали использовать большой квадратный парус, также спле-тенный из папируса. В кормовой части лодки устанавливались крытая каюта или навес, под которыми размещались пасса¬жиры или грузы.

Грузоподъемность и остойчивость подо¬бных судов были таковы, что на них пере-возили даже каменные глыбы для строи¬тельства пирамид.

В наше время норвежский исследова¬тель Тур Хейердал попробовал повторить одно из путешествий, совершенных древ¬ними египтянами вдоль берегов африкан-ского континента. Для этого по старинным чертежам и ископаемым остаткам лодок в 1969 году было построено судно, которое назвали «Ра», по имени египетского бога солнца. На этом судне участники меж¬дународной экспедиции попытались пересечь Атлантический океан, отправившись в путь от побережья Марокко. Однако, из-за недоработок в конструкции папирусной лодки, экспедицию пришлось прервать. Но уже в следующем в 1970 году была построена лодка «Ра-II», и уже на ней, так же из Марокко, была предпринята вторая попытка, увенчавшаяся успехом: Лодка пересекла Атлантику и достигла Барбадоса, подтвердив тем самым прекрасные мореходные качества легких папирусных лодок. Так было доказано, что египтяне были не только великими строи¬телями, но и искусными мореходами.

Папирусная лодка «Ра» и жилое помещение на её борту

Утром 17 мая 1970 г. "Ра 2" вышла из марокканского города Сафи (Северная Африка) и направилась через Атлантический океан к берегам Южной Америки.
Экипаж "Ра-2" состоял из восьми человек: Тура Хейердала (Норвегия), Нормана Бейкера (США), Карло Маури (Италия), Кея Охары (Япония), Юрия Сенкевича (СССР), Жоржа Сориала (Египет), Сантьяго Хеновеса (Мексика), Мадани Аит Уханни (Марокко).
Спустя 57 дней мореплаватели достигли берегов Барбадоса. Общая протяженность плавания составила 5 700 км. Успех экспедиции на "Ра-2" подтвердил гипотезу Тура Хейердала о возможности древних трансокеанских контактов. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединенных Наций.
В настоящее время легендарная лодка "Ра-2" хранится в музее "Кон-Тики" в Осло.


Тур Хейердал и его лодка «Ра»

Документальный фильм о путешествии на деревянном плоту "Кон-Тики" получил "Оскара", а книга о самом плавании стала бестселлером и разошлась миллионными тиражами.

В 1977 году Тур Хейердал предпринял новое путешествие. На этот раз он построил лодку из тростника и назвал её «Тигрис». Это было самое большое судно из построенных Туром Хейердалом. Длина его была 15 метров.
«Тигрис» был построен в Ираке из иракского тростника и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. Тур Хейердал подтвердил свою гипотезу о том, что месопотамский тростник, также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает водостойкими качествами.


Строительство лодки «Тигрис»

В Ираке, между реками Тигр и Евфрат, в заболоченных южных районах Междуречья, уже более 5 тысяч лет живет одна из самых интересных национальных групп — «озерные, или болотные, арабы».

Здесь находится местечко Аль-Курна, окруженное со всех сторон большими и маленькими озерами и болотами, поросшими гигантским тростником, камышом и осокой. «Болотные арабы» ютятся на островках, часто искусственных, размером с небольшой садовый участок, а жилища сооружают из связанных пучков тростника. Общаются с соседними семьями, передвигаясь на небольших лодках-долбленках. Источником существования является продажа традиционных изделий из тростника.

Однако, в наше время, тотальная мелиорация и осушение болот почти полностью уничтожила эту народность. Сейчас болотных арабов осталось совсем мало, однако они продолжают строить себе дома из тростника.

В современном Ираке тростник используют для строительства различных построек. Например, дом для приема гостей.

Но не только болотные арабы живут на плавучих тростниковых островах.
В Южной Америке, в Перу, у высокогорного озера Титикака, племена южноамериканских индейцев уру живут в тростниковых домах, которые строят не на берегу, а на плавучих тростниковых островах.

www.andreev.org

Каждый такой остров состоит из нескольких слоев высушенного тростника. Нижние слои постепенно подгнивают и уносятся водой, а верхние постоянно обновляются жителями.
На островах построены жилые хижины. Вода в озере Титикака довольно холодная, так что жарким климат в тех местах не назовешь. Однако, не одну тысячу лет индейцы уру живут именно в тростниковых домах. На некоторых из них установлены солнечные батареи.
Между островами жители передвигаются на лодках и каноэ, которые так же строят из высушенного тростника. Срок жизни такой лодки около полугода, затем она начинает подгнивать и тогда индейцы строят новую.
Площади таких островов не так уж малы.


Фото Екатерины Андреевы с сайта
Фото Михаила Ушакова. www.mackeyka.ru

Сувениры и украшения из тростника.


Фото Екатерины Андреевы с сайта www.andreev.org

Ценность тростника определяется не только его строительными и теплоизоляционными качествами. С древних времен и до сих пор тростник употребляют в пищу. Корневища тростника не раз служили пищевым суррогатом во время тяжелых и длительных неурожаев. Их выкапывали, сушили, размалывали и в большом количестве добавляли к пшеничной и ржаной муке и пекли хлеб.
В пищу используются богатые сахаром молодые, еще не позеленевшие ростки тростника. Из них делают пюре, варят супы, добавляют в винегреты и салаты. Из поджаренных корневищ приготавливают суррогат кофе.

Корневища тростника содержат витамины (В1, В2, С), белки, жиры, углеводы, аспарамид, аминокислоты, жирные кислоты, стероидные соединения, a-токоферол, кофейную и гентизовую кислоты, алкалоиды и другие азотсодержащие соединения. Соцветия, стебли и листья растения, помимо этого, содержат флавоноиды.

Тростник обыкновенный широко применяется в народной медицине некоторых стран.

В китайской медицине корневища используют как жаропонижающее, желчегонное и противорвотное средство, оно входит в состав эффективного препарата против пневмонии. Отвар корневищ или молодых стеблей и листьев пили как потогонное и мочегонное средство.

В корейской медицине корневища тростника обыкновенного применяют при простудных заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой и сухостью в горле, при задержке мочи и воспалительных заболеваниях мочеточников и мочевого пузыря, а также в качестве противоядия при отравлении рыбой и крабами.

В народной медицине Сибири и на Алтае он применяется при простуде, как жаропонижающее средство, при воспалении мочевого пузыря и предстательной железы у мужчин. С этой целью отваривали корневища, собранные осенью и ранней весной, а также приготавливали напиток, прибавляя к нему траву горца альпийского или щавеля.

В народной медицине российского Дальнего Востока корневища используют как потогонное и противодиабетическое средство. В виде припарок толченые корневища используют при артритах, а свежий их сок пьют при кровохарканье и жажде во время лихорадочных заболеваний, делают из него компрессы, накладываемые на места укусов ядовитых насекомых. Водный настой стеблей и листьев применяют как мочегонное и потогонное средства.

О проблеме выжиганий тростника в нашей стране, а так же о возможных способах использования его в строительстве и быту мы расскажем в следующей части нашего обзора.

История парусников насчитывает не одно тысячелетие. За это время лодки и паруса менялись разным образом. Первые лодки были небольшие и имели только один прямой парус. Со временем лодки увеличивались в размере, к ним добавляли конструктивные элементы для ведения боевых действий или для торговли, стали появляться косые и смешанные паруса. Но все это будет потом, а мы пока перенесемся в Древний Египет.

Прародительницей всех кораблей можно считать камышовую лодку. Точнее это был папирусный плот, потому как в Древнем Египте не было деревьев, пригодных для строительства лодок. Эта лодка была построена приблизительно 3500 г. до н.э., а по некоторым источникам даже раньше У нее не было мачты, но зато был слаженный экипаж для управления лодкой: сзади располагался кормчий с рулевым веслом, он направлял лодку, а по бортам сидели гребцы, работавшие веслами, как на каноэ.

Камышовая лодка. Египет, 3500 г. до н.э.

Следующий этап в строительстве кораблей уже имел значительный прогресс - лодки стали делать из дерева и вооружать парусом. Нильские корабли за три тысячи лет до нашей эры все еще напоминали камышовую лодку, но уже имели мачту и именно тогда были подняты первые прямые паруса. Руль был несколько усовершенствован и прикреплен к шесту прямо под кормой.

Нильское судно. Египет, 3000 г. до н.э.

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен.

Непрочная конструкция не позволяла египтянам выходить в море, поэтому такие корабли передвигались только по Нилу. А вот суда следующего тысячелетия уже имели гораздо большую длину и позволяли морякам выходить в море на тысячи миль. Это были и торговые суда, и военные корабли, при этом военные имели более мощный нос-таран.

Торговое судно. Египет, 1500 г. до н.э.

Военное судно. Египет, 1500 г. до н.э.

Вообще история кораблестроения Древнего Египта весьма интересна и обширна. Все древнеегипетское судостроение делят на несколько периодов:

  1. Додинастический период (5300 – 3500 гг. до н. э.) - именно в это время появились камышовая лодка и первые корабли с парусами.
  2. Эпоха династий фараонов (3200 – 2240 гг. до н. э.) - тогда в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение, корабли уже имели значительно большие размеры, где-то в этот период перешел переход от примитивного гребка к веслу (египтяне заставили весло работать по принципу рычага). Торговые суда уже совершали дальние переходы, например в Индию.
  3. Времена Нового Царства (со II тыс. до н. э.). Египтяне начали использовать высокие хвойные деревья, специально завозившиеся для этой цели из Ливана. Балки, вытесанные из их длинных стволов, позволили делать суда повышенной прочности, делать обшивку судна, увеличить размеры паруса и весел. Соответственно увеличились и размеры судов: длина до 30 – 40 м, ширина до 4,0 – 6,5 м, водоизмещение до 60 – 80 тонн.
  4. Более поздние времена (II тысячелетие - 300 г. до н. э.) - в Египте появляются боевые корабли, которые участвовали в морских сражениях на островах Средиземного моря и на побережье Южной Европы, корабли совершают путешествия вокруг Африки, начинается строительство Суэцкого канала.

Со времен правления царицы Хатшепсут (1500 г. до н. э.) началась гигантомания египетских кораблей. По ее велению было создано торговое судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63м, ширину 21м, высоту борта 6м и осадку 2м, именно на нем перевозили по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. А дальше и того больше - многоярусное судно водоизмещением 3 тыс. тонн, длиной 128м, шириной 17м, высота носа и кормы над водой - 22м, мачта высотой около 40м, длина весел верхнего яруса - до 19м, а управлялся этот корабль четырьмя тысячами гребцов.

Египтяне использовали лодки и корабли не только в реальной, но также и в загробной жизни. Подтверждением тому являются лодки, найденные в разных гробницах. Впрочем, это тоже уже совсем другая история.

А камышовые лодки хоть и являются самыми первыми лодками, но они и в наше время используются в некоторых странах, например, в Перу или в Восточной Африке. Кроме того, известный норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал в 1969 г. построил лодку из папируса и отправился на ней пересекать Атлантический океан. Но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.

Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но .

Укажите, где делается пауза в этих предложениях, какие слова выделяются голосом.

  1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  2. Месяц светит, но не греет.
  3. Туча прошла, а дождя не принесла.

Какой знак препинания ставится в этих предложениях?

203 . Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.

  1. Не гордись, а учись.
  2. Будь приветлив, но не будь назойлив.
  3. Учение и труд к славе ведут.

204 . Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.

  1. Долго с..дел но ничего (не)выс..дел.
  2. Много читает а дела (не)знает.
  3. Зимой и летом одним цветом.
  4. Людей слушай а свой ум имей.
  5. Ум и разум надоумят сразу.
  6. Чужого (не)хватай и своего (не)бросай.

Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но . Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.

205 . Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.

1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разносились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзовые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно. (М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.

206 . Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.

1. Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину задрал хвост и вз(?)ерошил 3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро горячо отчётливо но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.

(А. Чехов)

207 . Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

1. Этот путь короткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).

208 . Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Древние египтяне делали лодки из тростника - папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
  2. На деревянных лодках нёкогда путешествовали по Руси. Двигались по рекам и озёрам.
  3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
  4. Люди построили теплоходы и катера. Люди по-прежнему применяют лодки.
  5. В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам-каналам этого города.

При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. Например: В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы . Слово фрукты - это обобщающее слово .

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие .

209 . К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести ещё однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

Образец . Посуда: чайник, чашка, тарелка, молочник, стакан, блюдце .

1. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. 2. Запятая, тире, двоеточие. 3. Приставка, корень, суффикс. 4. Определение, дополнение, обстоятельство.

210 . Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные - - ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён. 2. В реке мы ловили и мелкую, и крупную - - окуней, плотву, ершей, щук. 3. Весной к нам вернулись - - скворцы, дрозды, дикие утки. 4. Летом на лугах распускаются - - ромашки, васильки, колокольчики.

211 . Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающих слов перед однородными членами.

1. В тайге водятся хищные животные волки, рыси, медведи. 2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года зимой, летом, весной и осенью. 3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. 4. На полке лежали инструменты молоток, долото, пила, клещи.

212. Диктант . Подчеркните однородные члены и запятую между ними. Объясните написание глаголов на -тся и -ться .

С сер..дины лета до поз(?)ней осен.. в лесах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны крас(?)ные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с крас(?)ными, ж..лтыми, белыми шляпками. Большими сем(?)ями селят(?)ся около пней опёнки. Рыжики растут на п..лянках между мол..дыми соснами и елями, забирают(?)ся под сухие опавшие лист(?)я. Надо нагнут(?)ся и поискать их в сухой траве.

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по

смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предлодений.
1. Древние египтяне делали лодки из тросника - папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
2. На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси. Жвигались по рекам и озёрам.
3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
4. Люди построили теплоходы и катера. Люди по прежнему применяют лодки.
5. В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам-каналам этого города

1 задание

(1) В полдень погода изменилась. (2) Стало теплее, мягче. (3) Разорванные белые облака плыли по синим бочагам небосвода не спеша, вперевалочку. (4) Небо отпускало на землю легкие пушинки снега. (5) Ветра не было, и лесные перелески, одетые в новье зимы, выглядели торжественно нарядными. (6) Косачи-черныши стаями мостились на березках, шелушили почки. (7) Кем-то напуганные куропатки с криком перелетали от перелеска к перелеску.

(8) Я шел к реке густой еловой порослью и думал _ Кто же нарушил покой куропаток _ (9) С большой осторожностью стал пробиваться между елок к опушке полянки. (10) Не доходя до опушки на метр, я раздвинул кусты еловых лапок и сразу увидел нарушителей тихой благодати этого мирка. (11) Метрах в двухстах от меня мышковали лисовин и его подруга. (12) Чудная пара! (13) Вот бы нарисовать такую картину! (14) Я взялся за фоторужье.

(По Е. Твердову)
ВОПРОС
Какие предложения (см. текст из вопроса №1) содержат сложные слова (слова, имеющие 2 корня)?

1)
предложение 1

2)
предложение 3

3)
предложение 5

4)
предложение 7

5)
предложение 10

6)
предложение 11

1) Неподалёку от нас, в ложке у Шиловских гладей. завыли волки. (2) С другой стороны реки раздался ответный вой. (3) Тишины не стало. (4) Она ушла с волчье

й песней. (5) На пожню выскочила рысь, остановилась, принюхалась и сразу стеганула в берёзовую райку. (6) Оттуда до нашего слуха долетели хлопки и крики куропаток.
(7)- Это куропеть ночь славит, луне благодарение шлёт зато, что ответила потемки, дала позавтракать,- прошептал Денис и улыбнулся: - (8) Чудно в лесу, как у Лукоморья.
(9) У реки кто-то засмеялся, да так задорно и громко, что заставил меня остановиться, прислушаться. (10) Денис посмотрел на меня, прищурив глаза, передернул плечами, проговорил:
(11) _ Пойдем в избу, а то филин мертвого на ноги поставит_
(12) Я шёл за Денисом, а в моих глазах кадр за кадром проплывали перелески березняка, огненные бореи и боры, мелкие и крупные ельники, осинники, не широкие покосные поляночки, запорошенные снегом. (13) Денис шел неторопливой походкой, мягко ступая сапогами,боясь повредить мелкую поросль. (14) Он часто наклонялся, поднимал всякий упавший с ели или сосны сучок,клал его на корневище, и мне стало ясно: Денис шел большим полем. (15) Это было любимое, исконное поле.

1. Укажите предложения, в которых отсутствует или опущен один из главных членов:
1) Предложение 3
2) Предложение 10
3) Предложение 11
4) Предложение 12
5) Предложение 14
6) Предложение 15

2.Какие средствам выразительности используется в предложении 8-12?
1) Развернутая метафора
2) Эпитет
3) Фразеологический оборот
4) Олицетворение
5) Сравнение
6) Антитеза

3.Среди предложений 9-15 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Укажите номер этого предложения
1) Предложение 9
2) Предложение 10
3) Предложение 12
4) Предложение 14
5) Предложение 15

gastroguru © 2017