Тропа троллей норвегия на карте. "лестница троллей" - туристическая дорога в норвегии. На что обратить внимание путешествуя по дороге

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet ) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей»..

Как добраться

Лестница троллей

Ондалснес

Ейрангер

Расстояние

  • -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км
  • Молде-Ондалснес 50 км
  • Олесунн-Ондалснес 120 км
  • Ейрангер-Ондалснес 85 км

от Домбоса (норв. Dombås ) (Осло)

  • по трассе E136 на запад от Домабаса через долину Румсдаль (норв. Romsdal ) в направление к городу Ондалснес (норв. Åndalsnes )

от Олесунн (норв. Ålesund )

Дорога троллей в Норвегии является одной из популярных достопримечательностей страны, имеющим интересную историю и красивейший уникальный ландшафт. Крутые подъемы и спуски, суровые северные пейзажи, скалы, водопады и фьорды - вот что привлекает сюда туристов.

Дорога Троллей (Норвегия): описание

Эта современная дорога представляет отрезок трассы Norwegian County Road 63, проходящий через юго-западный регион Вестлан, губерния Мере-ог-Ромсдал в Норвегии. Почти 100 лет назад она связала два небольших городка - Олданснес и Валлдал, которые расположены в соседних долинах и уже несколько столетий разъединены ущельем и реками. Местные жители дали ей свое название - «Лестница Троллей» (норв. Trollstigen).

Маршрут ее имеет протяженность 106 км, а сама она являет собой узкий серпантин, имеющий 11 очень крутых поворотов, по всей длине огороженный невысокими заборами из камня. Ширина трассы в самых узких местах достигает 3,3 м, поэтому езда по ней - «не для слабонервных» и представляет самое настоящее эмоциональное испытание.

В некоторых местах дорога поднимается на высоту несколько сотен метров над уровнем моря, а перепад между крутыми виражами иногда составляет 12%.

Из-за неблагоприятных погодных условий Дорога Троллей (Норвегия) не всегда пропускает туристов: она открыта только с мая по октябрь, причем точные даты начала/окончания работы зависят от погоды.

История

Начало строительству было положено еще в конце 19 века, когда в регионе назрела необходимость соединить поселки и города дорогами, проходящими через ущелья. В городе Румсдалене начиная с 16 столетия каждый год проходила самая крупная региональная ярмарка, при этом транспортной связи между соседним Валлдалом тогда не было.

Проект строительства горной дороги в Норвегии в этом месте был впервые представлен в 1894 г., однако местные власти признали его непригодным из-за сложного ландшафта. И только в 1905 г. постройка трассы была начата, при этом успели проложить только первые 8 км, а закончили ее уже в 1913 г.

Позднее архитектор Ховендак предложил свой вариант трассы, предназначенной для автомобилей. Он же и отметил всю живописность местного ландшафта и сделал предположение о будущей популярности его у туристов.

Очередное строительство затянулось на много лет из-за непродолжительного теплого сезона, ему препятствовали также снежные лавины, камнепады и снегопады. Закончить стройку смогли только в 1936 году, в период правления короля Хокона 7, который торжественно принял готовую дорогу. По просьбе местных жителей тогда и было ей присвоено название «Лестница Троллей».

Сейчас дорога имеет идеальное современное покрытие, такое же, как и другие транспортные артерии Норвегии. По мере роста интереса туристов к такой достопримечательности назрела необходимость в строительстве смотровой площадки, пунктов питания и продажи сувениров, туристического центра. Со временем все эти здания были возведены на самом высоком месте дороги.

Пейзаж

Самое сильное впечатление производит не сама трасса, а окружающие ее пейзажи, демонстрирующие дикую северную природу страны: фьорды, зеленые холмы, остроконечные скалы и красивые парковые зоны. Созданная руками человека, дорога органично вписывается в ландшафт и гармонично сочетается с ним.

Дорога начинается сразу за специальным знаком, изображающим силуэт тролля, на котором многие туристы оставляют свои комментарии о впечатлении. При каждом повороте Дороги Троллей (Норвегия) открываются потрясающие виды на горы, водопады, леса посреди ущелий и т. д.

На различной высоте по всей длине трассы построены специальные карманы для машин, которые позволяют припарковаться и осмотреть окружающий ландшафт. Здесь каждый желающий может выйти из машины и пройти по тропинке к небольшим смотровым площадкам и местам, предназначенным для пикника. Туристы с удовольствием могут пообедать прямо на свежем горном воздухе, сидя на уступе скалы и любуясь прекрасным водопадом или другим, не менее живописным пейзажем.

Мосты и водопады

На середине трассы расположено удивительное, впечатляющее сооружение — узкий мостик над водопадом Стигфоссеном. При проезде по нему кажется, что вода бурлит прямо под колесами автомобиля. Извергая массивные потоки воды с высоты 180 м, водопад вызывает у людей ощущение вечного движения и мощи природы.

Вдоль трассы также сделаны ступенчатые бассейны, в которых можно искупаться. Вода, конечно, холодная, однако ко второй половине дня нагревается под солнечными лучами.

Кроме этого, на Дороге Троллей есть еще три моста: Гудбранн, Холь и Крихе. Все они выложены камнями по бокам, такими же, как и вся дорога.

Сервис для туристов

Специально для тех, кто совершает путешествие по Норвегии, по ходу маршрута Дороги троллей на середине пути расположена зона для парковки машин, где есть множество сувенирных лавочек и магазинчиков. Здесь же стоят трейлы для катания на велосипеде и другие развлечения, позволяющие скрасить досуг посетителей.

Отсюда можно пройти к основной точке интереса туристов — смотровой площадке Aurland Look. Это позволит осмотреть долину Валльдален с высоты 600 м, фьорды и стену Троллей, а также увидеть город Ондалснес и водопад Стигфоссен. Именно здесь фотографируются все туристы, однако в плохую погоду площадка погружается в плотный туман.

Тем, кто хочет прокатиться по дороге с ветерком, лучше сразу следует знать, что:

  • в разгар сезона количество автомобилей на дороге достигает 2,5 тыс. ежесуточно;
  • установлено ограничение скорости в 80 км/ч.

Дорога Троллей в Норвегии имеет интересные особенности:

  • высшая точка дороги называется Стигрере (858 м);
  • максимальный уклон дорожного полотна на некоторых участках достигает 9 %;
  • проезд транспорта длиной более 12,4 м запрещен из-за слишком узких мест, где машины не могут разъехаться;
  • в зимнее время трасса закрыта из-за повышенной опасности;
  • название «Лестница» трасса приобрела за внешнюю схожесть серпантина, поднимающего ступенями вверх.

Как добраться

Ехать в такие места лучше на собственном автотранспорте. При путешествии по Норвегии на машине с севера сюда можно попасть следующим образом: не доезжая до города Ондалсанеса 5 км, следует повернуть на трассу № 63, которая и позволит доехать до Тролльстигена. Если же добираться из Осло, то надо выбирать трассы Е4 или Е6 и ехать до Лиллехаммера, затем по Е6 до Думбоса, где надо свернуть на трассу Е136 и дальше аналогично первому маршруту.

При отсутствии своего транспорта, можно воспользоваться экспресс-автобусом, следующим по маршруту от Ондалснеса, который сопровождает гид, рассказывающий по дороге обо всех местных достопримечательностях. Добраться до ближних населенных пунктов можно и на поезде от станций Осло и Тронтхейма, а дальше все равно на автобусе.

С 2012 г. в начале Дороги Троллей основан туристический центр, который оказывает любую помощь туристам, даже в самых трудных ситуациях. Там же можно пообедать в кафе и купить местные сувениры.

Заключение

Дорога Троллей в Норвегии ("Тролльстиген") является инженерным шедевром, которые был возведен благодаря нестандартной дизайнерской мысли. Воплощенный в жизнь проект позволил оптимизировать торговые коммуникации региона и увеличил его туристический потенциал. Дорога окружена уникальным северным ландшафтом и буквально пропитана атмосферой норвежских мифов и преданий.

Любителям активного туризма, всем тем, кто ценит северную красоту Норвегии, мечтает полюбоваться на водопады и фьорды, такая жемчужина среди достопримечательностей страны позволит провести отпуск захватывающе и незабываемо. Пикник на высоте 858 м станет запоминающимся событием. Только обязательно надо помнить, что «Лестница Троллей» открыта только несколько летних месяцев.

Причудливая нитка асфальта с крутыми поворотами в западной Норвегии и есть известная во всем мире Дорога троллей (Лестница троллей). Даже в современное время дорога, построенная в 1936 году, считается эталоном инженерного мастерства.

Из истории.
С 16 века в Румсдалене функционировала ярмарка. Она же вследствие и послужила толчком в постройке пути в Валльдален. Уже в 1891 г. от Веблунгснеса проложили первые восемь километров дорожного полотна. В это же время уездные власти Грюттен и Нордаль составили обращение к амтману, где говорилось о помощи в разработке плана постройки дороги через горный массив. Обращение было принято, и в 1894 году инженер Нильсон Ховденаку обследовал окрестности предполагаемой дороги и сообщил о том, что путь необходимо прокладывать до Стигфьелльрёр от Эвстестёля. Связывал он это с потенциалом трансформации дороги в автомобильное шоссе. Тем не менее, данный дорожный участок Стиген обходился весьма затратно, но он был пригоден для тропки, где свободно могли передвигаться лошади и люди. Директор Крагского ведомства не верил в вероятность постройки дороги для автомобилей, но в году 1896 другие исследователи подтвердили это. В дальнейшее время инженер сделал многое для воплощения своей задумки в реальность. Его упорство принесло свои результаты, и бюджет государства выделил внушительную сумму на строительство.

Уже с 1905 года началось строительство дорожного полотна и в 1913 году было полностью завершено. Но Ховденак не мог остановиться на достигнутом, и продолжал грезить о прокладке дороги для автомобилей, начиная с Валльдалена до самого Румсдалена. Он также упоминал о том, что данная дорога станет туристическим маршрутом, поскольку местный пейзаж поражает своей красотой. Он составил новый план, а также смету на строительство и в 1916 году власти дали на это добро. Укладка знаменитой дороги закончилась в 1936 году.

Примечательно, что серпантин дороги видно полностью снизу доверху. Петли серпантина насчитывают 11, а перепад высот достигает 12%. При подъеме, на середине пути, располагается мост, проложенный над водопадом Стигфоссен . Высота водопада составляет 180 метров.

На вершине располагается парковка, весьма внушительная по размерам, а также обилие сувенирных магазинов. Всего в паре минут пешего хода от парковки находится обзорная площадка, откуда открывается впечатляющий вид на водопад и дорожный серпантин.

Стоит отметить, что ширина дороги в самой широкой части не более 3,3 метров, что делает невозможным проезд машин, у которых длина более 12,4 метров.

Осенью и зимой здесь запрещен проезд, открытие данного участка зачастую приходится на конец весны. В 2005 году норвежскими властями были осуществлены починочные работы. Направлены данные работы, прежде всего, на защиту автомобилистов от камнепадов.

Выше дороги проложен туристический маршрут для пеших туристов. На более опасных участках установлены крепкие цепочные дорожки. Наверху тропы есть небольшая и своеобразная смотровая площадка. Если пройти в самый угол этой площадки, то можно очутиться у края сказочного пейзажа, а также насладиться самым полным и живописным видом на Лестницу троллей.


Национальная туристическая дорога "Лестница троллей" (Trollstigen), протянувшая среди горных вершин в норвежском регионе Вестланн, является одной из самых популярных достопримечательностей юго-запада страны. Узкая трасса длиной 106 километров - образец инженерного искусства: серпантин насчитывает 11 крутых поворотов, окаймленная невысокими ограждениями из природного камня. На некоторых участках ширина дороги не превышает 3,3 метров.

Путешественникам, отважившимся преодолеть "Лестницу троллей", открываются живописные ландшафты фьордов и холмов, национальных парков и заповедников. Дорога была открыта королем Хоконом VII 31 июля 1936 года после восьми лет строительства. Смотровые площадки, с которых можно наблюдать впечатляющие рельефные пейзажи "Лестницы троллей", расположены на одном из горных хребтов на высоте 200 метров. Выступ смотровой платформы, будто бы парящей над пускающейся вниз дорогой, ограничивается стеклянной панелью: пройти до конца смогут только смелые туристы.







Бассейн в туристическо-информационном центре "Лестница троллей", Норвегия // terraverde.squarespace.com




Летом 2012 года возле "Лестницы троллей" был открыт туристический центр, где помимо информационного офиса также расположены кафе и сувенирный магазин. Пообедать можно и в специально выделенных местах для пикника, откуда ведут тропы к новым оборудованным смотровым площадкам. В летнее время туристы могут искупаться в ступенчатых бассейнах, вода в которых нагревается от солнечных лучей.

Как добраться

Туристический маршрут Trollstigen совпадает с трассой RV63, протянувшейся от озера Лангеватн на плато Стринефьель до моста в Согге в долине Румсдал. Горная дорога соединяет город Ондалснес, расположенный в коммуне Рёума, и Валлдал в коммуне Нордаль. Будьте внимательны: трасса открыта только в теплое время года; проезд разрешен с мая до октября.

Проехать по дороге лучше всего автомобиле, арендованном или собственном. В случае, если вы путешествуете с севера Норвегии, к примеру из Тронхейма, то, не доезжая примерно 5 км до Ондалснеса, на мосту Согге сверните на трассу fv. 63. Дорога приведет к горному маршруту Trollstigen. Расстояние от Тронхейма до петляющей "Лестницы троллей" - порядка 310 километров.

Если вы путешествуете на автомобиле из Осло, то следуйте по шоссе E6 через Хамар до Лиллехаммера или по E4 через Йовик до Лиллехаммера. Далее по трассе Е6 до Думбоса. Сверните на шоссе E136 через Леша к Румсдалену. Далее на мосту Согге (примерно за 5 км от Ондалснеса) поверните на трассу fv. 63, по которой можно доехать до "Лестницы троллей". Расстояние от Осло до Trollstigen - 450 километров.

Город Ондалснес (в случае, если вы путешествуете на общественном транспорте) - отправная точка для путешествий по живописной "Лестнице троллей". Автобусы-экспрессы, совершающие дневные и ночные рейсы, соединяют Осло с Ондалснесом, минуя Гудбрандсдален и Румсдален (время в пути - около восьми часов). В Ондалснесе необходимо пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера; маршрут проходит по горной дороге Trollstigen. Будьте внимательны: эти рейсы совершаются только с 15 июня по 31 августа.

Поезда Норвежских железных дорог (NSB) несколько раз в день отправляются из Осло и Тронхейма до Ондалснеса с пересадкой в Думбосе (в большинстве случаев). Время в пути на поезде из Осло - 5 часов 30 минут, из Тронхейма - 4-5 часов, в зависимости от времени года и рейса. В Ондалснесе нужно пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера и проходящий по "Лестнице троллей".

Расположение

Горная дорога "Лестница троллей" (Trollstigen) находится в губернии (фюльке) Мёре-ог-Ромсдал, в регионе Вестланн, в юго-западной части .

Верите ли вы в троллей, этих безобразных существ из скандинавской мифологии? В поисках подтверждения реальности их существования отправимся в заснеженные горы Норвегии. А точнее, на протянувшуюся среди них Лестницу троллей.

Небольшое углубление в норвежскую мифологию позволит лучше раскрыть образ этих загадочных существ и сделать вывод о том, стоит ли вообще игра свеч или же лучше избегать любой возможной встречи с ними. Тролли – важные персоны не только в Норвегии, но и во всей скандинавской мифологии вообще. Упоминание о них отмечено в Швеции и Исландии, но в последнем случае их принято называть третлями.

В вопросе о происхождении троллей мы неизбежно наталкиваемся на суровые исторические факты: после того, как сохранявший девственность территории ледник начал свое движение на восток, освобождая место для первых поселений людей, высокие горы, тяжелые условия и зловеще пенящееся море сыграли с человеческим воображением злую шутку, и люди придумали себе вечно досаждающих иллюзорных врагов – троллей.

Фото: bubblegothinspired.blogspot.com

Придумали? Иллюзорных? Вы правильно подметили: отраженная выше точка зрения есть ни что иное, как взгляд умудренного прогрессом рационалиста, далекого от веры в сверхъестественные силы в целом и живущих среди гор безобразных великанов в частности. Однако присутствует и другая позиция, намного более романтичная и привлекательная. Согласно ей, тролли были единственными живыми существами среди покрытых многолетними льдами гор. Появление на их территории людей вызвало определенное движение в рядах троллей, и они стали активно вторгаться в частную жизнь первых человеческих поселений.

Фото: use-it.unginfo.oslo.no

Это и есть типичный норвежский тролль: отдаленно напоминающая пень голова с растущей на ней травой, усеянный отвратительным бородавками большой мясистый нос, хитрые и прищуренные глаза – всем своим видом, тролль выражает если и не саму опасность, то как минимум скорое ее приближение.

Тролли всегда волновали умы творчески мыслящих людей. Выдающийся норвежский писатель и драматург Генрих Ибсен сделал тролля частью галереи персонажей в одном из самых известных своих произведений – «Пер Гюнт». В образе милых и дорогих сердцу каждого ребенка мумий-троллей легко читаются внешние черты типичных норвежских троллей, но у Туве Янссон они значительно уменьшились в размерах и окончательно встали на сторону добра.

Волнуют умы людей искусства эти необычные существа и поныне. Так, современный финский писатель Олаф Куртен сделал троллей частью своей фантастической вселенной, отводя им чрезвычайно важное место еще в эпоху первобытных людей. Многие голливудские и не только кинематографисты, уставшие от потока однообразных злодеев в растиражированных ужастиках, пытаются напугать зрителя новыми зловещими образами, и тролли как нельзя лучше годятся на эту роль. Фильм норвежского режиссера Андре Овредала «Охотники на троллей (Trolljegeren)» в доступной каждому занимательной форме рассказывает о вполне возможном существовании великанов на самом севере Норвегии, где нога человека если и касается земли, то принадлежит, очевидно, какому-нибудь неисправимому энтузиасту-исследователю.

Если все вышеперечисленное вас не отпугнуло, и вы все еще полны желания ступить на Лестницу троллей, то вот вам точные пространственно-временные координаты: теплое время года, а именно – с мая по октябрь; губерния Мёре-ог-Ромсдал региона Вестланн; внушительный участок национальной дороги RV63 (более 106 километров, 11 действительно опасных поворотов). Именно в это время скромное местечко на юго-западе Норвегии пробуждается от зимней спячки и любезно открывает свои условные двери перед каждым туристом, решившим удовлетворить свое любопытство по поводу присутствия/отсутствия тут настоящих троллей.

Фото: thebkspecial.blogspot.com

Все, как известно, с чего-то да начинается – и проложенная между городами Ондалснес и Валлдал дорога являет собой пример сложнейшего технического решения, воплощенного в жизнь для осуществления оптимальной торговой коммуникации и реализации всего туристического потенциала уникального в плане рельефа региона. Идея пришла в голову чиновникам еще более ста лет назад, но конкретно за строительство взялись лишь в 1928 году, после того, как был решен вопрос с выделением немалых средств и приведена в порядок документация по объекту. Формально дорога проходила через крутой перевал с внушительным плато, что серьезно усложняло работу строителям, а тяжелые погодные условия, в которых им приходилось возводить объект, вкупе с постоянным риском для жизни из-за угрозы камнепада отпугивали даже видавших виды мастеров. Тем не менее, Лестница троллей была построена за восемь с небольшим лет – в 1936 году состоялось торжественное открытие дороги.

Название объект получил от самого короля Норвегии Хокона VII, подписавшего акт о сдаче участка и присвоившего тому говорящее название – Лестница троллей (Троллстиген). Эта дорога являет собой настоящий инженерный шедевр, плод работы нетривиальной дизайнерской мысли и создана, казалось бы, на века. Но это ничуть не мешает инженерам в последнее время расширять дорогу и устанавливать на ней дополнительные элементы защиты. Так, несмотря на то, что технически по дороге может проехать машина длиной более 13 метров, фактически проезд разрешен только для транспорта не более 12,4 метра длиной.

Как уже было отмечено выше, если вы желаете насладиться всеми красотами Тролльстиген, следует спланировать свой визит таким образом, чтобы он попал во временной промежуток с конца мая по начало октября. В другой период дорога представляет реальную угрозу для жизни и потому засыпается снегом для исключения различного рода эксцессов.

Настоящим украшением Тролльстиген является водопад Стигфоссен. С высоты более 180 метров обрушиваются массивные потоки воды, создавая неповторимое ощущение вечного движения. Венчает эту красоту элегантный мост, раскинувшийся посреди дороги.

С высоты птичьего полета эта дорога напоминает невероятно крутой и опасный серпантин, по которому хочется от всей души прокатиться, нажав педаль газа до упора. Но на деле всех любителей покуражиться на дороге ждет жестокое разочарование: высокий автотрафик в разгар сезона (до 2500 автомобилей в день) и ограничение по скорости до 80 километров в час выбросу адреналина в кровь никак не способствуют. Да и какой смысл гнать, если перед тобой открываются виды такой магической красоты, что впору поднимать упавшую куда-то в салон автомобиля нижнюю челюсть.

Тем не менее, находятся такие смельчаки, для которых Дорога троллей представляет собой реальный вызов: речь идет о мотоциклистах. Местные байкеры регулярно устраивают многодневные заезды по объекту, бросая вызов природе, Богу и, очевидно, троллям.

Однако чаще всего наблюдается следующая картина: машина аккуратно припаркована на специальной площадке, а приехавшие на ней люди любуются открывающимся природным великолепием и сражаются от души со светящим во все четыре стороны солнцем. Особый шик – момент, когда его огненный диск медленно скрывается за перевалом. Невероятная красота с острым привкусом романтики!

Помимо своих естественных красот Тролльстиген может предложить туристам отлично налаженную инфраструктуру: на плато в изобилии представлены различные автокемпинги, кафешки, небольшие сувенирные магазинчики, трейлы для катания на велосипедах и прочие развлечения, помогающие скрасить досуг гостей Лестницы троллей и сделать их путешествие действительно запоминающимся и увлекательным.

Фото: nonsprecareiltuotempo.blogspot.com

Одна из примечательностей Лестницы – смотровая площадка Aurland Look: с высоты в 600 метров открывается шикарный вид на один из красивейших фьордов Норвегии. Сама площадка являет собой настоящее дизайнерское откровение: исполнение в виде деревянной горки, круто уходящей вниз, вкупе с практически незаметным стеклом рождает иллюзию уходящей из-под ног реальности.

Глядя на эти венчающие горный серпантин вершины, носящие имена Король, Дроннинген (Королева) и Бископ (Епископ), невольно проникаешься характерным нордическим спокойствием и ощущаешь пронесенное сквозь время величие монархической традиции. Высшая точка перевала Тролльстиген называется Стигрёре. Высота 858 метров над уровнем моря вызывает если и не шок, то, по крайней мере, серьезное уважение.

Некоторые пейзажи настолько совершенны, что любое вмешательство человека кажется грубым и ненужным варварским актом. В такие минуты и приходишь к мысли о том, что реальные хозяева здесь не люди, а как раз те самые тролли, прячущиеся где-то за перевалом либо на заснеженных горных вершинах.

Кстати, о троллях. О них здесь напоминают вот такие симпатичные таблички «Осторожно, тролли!» на манер привычных нам дорожных знаков. На вопрос местным жителям о том, видели ли они когда-нибудь хоть отдаленно напоминающего известного персонажа норвежской мифологии, следуют чаще всего скупые и толком ничего не проясняющие ответы, за которыми стоит некоторое подобие пиетета к этим обитателям горных вершин. И хотя присутствие троллей на Лестнице зафиксировано не было, никто из гостей этого уникального туристического объекта не остался разочарованным. Глядя на такую захватывающую дух красоту, как-то забываешь о безобразных мифологических хулиганах напрочь. И кто знает, быть может, это и к лучшему?

gastroguru © 2017