Старый гоа достопримечательности. Старый Гоа (Old Goa). Полезное по Old Goa

Адрес: Панаджи, Индия. Как добраться: Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи, оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа - музей под открытым небом

Гоа - жемчужина индийского побережья, обласканного солнцем. Крошечный штат, благословенный богами, где воды Аравийского моря сливаются на горизонте с безоблачным небом, а легкий ветерок шаловливо играет с ветвями стройных пальм и густых мангровых зарослей - изумительно красив. Как только не называли его прежнюю столицу: Восточный Рим, маленький Лиссабон, миниатюрный Амстердам. Современники зовут ее городом храмов за их множество. Безмолвными свидетелями драматичного и, несомненно, богатого прошлого застыли на улицах святыни - магнит для туристов и паломников.

Вехи истории

Сложно представить, но на фантастически красочном кусочке плодородной земли поселенцы появились впервые в эпоху неолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Каджур и Усгалималь. Около 200-го г. до н. э. взморьем владела династия Маурьев, достигшая расцвета при императоре Ашоке, правившем 50 лет. После его кончины не одно поколение правителей боролось за право контроля над гоанской территорией. Шли годы, миновали века, рождались и умирали империи. В XIV ст. Гоа попал под власть Делийского султаната. Несметные богатства края привлекали внимание многих заморских гостей. Кстати, первый европеец, посетивший Индию, был тверской купец Афанасий Никитин (1471 - 1474 гг.), оставивший после себя рукописный труд в форме путевых записей "Хождение за три моря". Ему воздвигли памятник в Ревданде (2002 г.). Приблизительно через 20 с лишним лет после русского путешественника до Индостана добрался легендарный мореплаватель Васко да Гама. После чего португальцы, разгромив войско султана Юсуфа Адиль-Шаха, превратили лакомое прибрежье, приносившее баснословную прибыль, в свою колонию. Корабли, груженные доверху невесомым шелком, фарфором, слоновой костью, драгоценностями и, конечно же, специями, отчаливали от пристаней.
Old Goa объявили духовной метрополией. Для насаждения христианства сюда хлынул поток миссионеров. Вначале иноверцев просвещали убедительными доводами, ласковыми, вовремя произнесенными речами. Больше всех преуспел прибывший неутомимый проповедник Франциск Ксаверий (1542 г.). Все же местные жители обращались в чужую веру неохотно, поодиночке. Полномочный посол Ватикана попросил Иоанна III (Папу Римского) срочно ввести инквизицию для искоренения ереси. Усилия увенчались успехом. На площади запылали инквизиторские костры, куда бросали еретиков. Признавшихся в греховности перед сожжением "милосердные" палачи душили, облегчая их муки.
Запрещалось свершать национальные свадебные обычаи, носить традиционную одежду, завязывать нити, указывающие на принадлежность к касте. Детишек крестили насильно, без согласия родителей, сирот определяли в колледж, воспитывая в христианском духе. Разрушили более 500 индуистских святилищ. К XVII в. сменили веру 175 тыс. гоанцев, преимущественно бедняков. К концу того же столетия обрушилась беда, принеся разорение. Страшные эпидемии малярии потом холеры собирали немалую жатву. Перепуганные люди массово бежали, покидая родные жилища. Мор вынудил администрацию заняться строительством нового городка, отдаленного от болот, кишащими комарами - переносчиками болезней. Так родился стольный град Панаджи. Свобода от европейцев-колонизаторов наступила 30 мая 1987 г., когда регион официально провозгласили 25-ым штатом Индии.

Сегодняшний день

Португальское господство не минуло бесследно: сейчас 40% населения - католики, причем истинно преданные. Словно в калейдоскопе колоритно перемешались здесь индийские и европейские культуры. Нередко возле домов - кресты, статуи Богородицы. Удивляет внешний облик горожан, в чьей крови слились воедино изящество Востока и открытость Запада. Многие католички предпочитают носить современные стильные западные наряды. Замужние женщины заменили алые полоски в проборе прически (синдур-дана) обручальными колечками. Напоминающие о былых временах сакральные архитектурные шедевры - визитная карточка старого Goa.

Кафедральный собор С Е

Сердце наполняется благоговейным трепетом, глядя на столь величественное белоснежное сооружение, выстроенное с невообразимым размахом. Его считают наибольшей католической святыней в Юго-Восточной Азии (76х55 м). В честь Св. Екатерины возвели не зря. В марте 1510 г. знаменитый воевода Афонсу ди Албукерки, прорвав оборону мусульманской армии, ворвался в город. Но торжествовать было рано. Защитники стояли насмерть и уже через пару месяцев вытеснили неприятеля. Окончательная победа чужестранцам досталась нелегко, лишь после повторного ожесточенного штурма удалось захватить цитадель. Знаменательное событие совпало с празднованием памяти Св. Катерины (25 ноября). Решив, что это - знамение свыше, приняли решение построить храм, посвятив его великомученице. Костел, выросший из камня и соломы с глиной, выглядел весьма скромно.
В 1562 г. вместо него дон Франсишку Коутинью (вице-король Индии) велел построить намного грандиознее здание, призванное олицетворять непобедимое могущество колонизаторов, господствующих на территории от Атлантического до Тихого океана. После освящения (1640 г.) его достраивали на протяжении 12-ти лет.
Асимметричность фасадной части за счет одной 33-метровой башни производит странное впечатление. Непроизвольно возникает вопрос: "А где вторая?" Оказывается, она рухнула от попавшего грозового разряда (1776 г.). Восстанавливать не стали, постройка приобрела оригинальный асимметричный вид. Резные детали, витражные стрельчатые окна подчеркивают вертикаль.
На колокольне - "золотой колокол", отлитый в Кандолиме (1652 г.), нареченный так за великолепнейшее звучание. Он все еще звучен и по-прежнему громок. Когда-то раздававшийся мелодичный перезвон, слышимый на расстоянии 14 км, пугал индусов неимоверно, оповещая о начале публичной казни, проводимой прямо пред фасадом на рыночной площади, где зловеще полыхал огонь, стояли орудия пыток, ожидая очередных жертв.
Сейчас здесь радуют взор благоухающие цветы, растущие посреди сочной зеленой травы, кустарники, раскидистые кроны деревьев-долгожителей, под которыми мог бы укрыться целый супермаркет. Пред входом расположена прославленная восьмигранная купель, где проводился обряд крещения новообращенных. Напротив ворот возвышается на постаменте фигура Иисуса, раскрывшего объятия всему человечеству.
Над порталом - пятиконечная звезда, символ Рождества Христова. Внутреннее убранство, выполненное в античном стиле, смотрится роскошно. Вызывают чувство восторга высокий свод, ровные ряды колонн, украшенных вверху орнаментом из листьев аканта, похожих на медвежьи лапы. Восемь арочных капелл заполняют пространство центрального нефа. Главный позолоченный алтарь (всего 15) предназначен Екатерине. На шести панелях показаны сценки ее земного жития. По бокам - изображения праведников Петра и Павла. Рядышком - орган, датируемый XVIII в.
Самая ценная реликвия - чудотворный крест, помогающий избавиться от разных заболеваний. Как гласит легенда, его вырезал из дерева набожный пастух, установив на горе Боа-Вишта. В феврале 23 числа 1619 г. на распятии случилось явление Господа, после чего оно выросло в точности до голгофского. Пришлось расширять дверной проем, чтоб внести его. В специально приготовленном футляре, где поместили ценность, сбоку проделали небольшое отверстие, позволяющее проникнуть руке. Прикоснувшись, надо загадать желание, доброе непременно сбудется.
До сих пор здесь ведутся службы, собирающие толпы прихожан. В полу, стенах - захоронения священнослужителей и высокопоставленных знатных особ, на что указывают таблички с надписями. Живые и мертвые предстают пред Всевышним вместе. Одни воздают ему хвалу молитвой, другие спят вечным сном по соседству.

Сокровища археологического музея

Он разместился недалече, в бывшем монастыре францисканцев. У основного портала - вылитая из бронзы скульптура адмиралу Афонсу, достигающая вышины 3, 6 м. Выдающемуся воину при жизни дали прозвище "Португальский Марс". Здесь прописалось бронзовое изваяние лиссабонского лирика Луиса де Камоэнса, умершего 56-летним. Его именем назван кратер на Меркурии.
Взирает на пришедших с портрета Васко да Гама. Особый интерес у посетителей вызывает макет флагманского судна с поэтическим названием "Сан-Габриэль", на котором бесстрашный навигатор достиг "страны пряностей". Статуи индуистских божеств, лингам Шивы, старинные свитки, манускрипты, барельефы, морские карты, выставка оружий представлена на суд зрителей.
Верхний этаж занимает портретная галерея, где можно познакомиться с губернаторами и вице-королями Португалии. Разглядывая различные лица, написанные художниками под влиянием талантливых мастеров Италии, как бы соприкасаешься с историческими моментами, наполненными захватывающими приключениями и невероятной жестокостью при открытии загадочных неведанных земель.

Базилика Бом-Джесус

Пожалуй, не отыскать во всем государстве более намоленного, энергетически сильного места, чем находящееся через дорогу крестообразное в плане здание (56х17х19 м) в стиле барокко, известное всему римско-католическому миру. Возведение велось по проекту флорентийского архитектора, скульптора Джованни Баттиста Фоджини. В качестве стройматериала выбрали гранит и довольно распространенный для тропиков красный латерит. Строительные работы, стартовавшие в 1594 г., завершились в рекордные сроки, спустя 11 лет. Освятил церковь архиепископ Алексий де Менезес (май 1605 г.). Название ее означает в переводе "Благой Иисус".
Прорезанный шестью окошками фасад разделен на 3 яруса, имеет три двери. Декором служат колонны дорического, коринфского и ионического ордеров - классические элементы архитектуры Древней Греции.
Внутри царят умиротворение и покой. Интерьер поражает утонченной изысканностью. Пол, выложенный беломраморными плитами, инкрустирован полудрагоценными каменьями. Под хорами с правой стороны - алтарь Св. Антония, слева - деревянная фигура Ф. Ксавьера. У северной стенки - кенотафий благодетеля Херонимо Маскаренаса, погибшего в 1593 г. На завещанные им деньги производились работы. Напротив - резная кафедра с балдахином для ведения службы, разукрашенная обликами Сына Божьего, евангелистов, церковных учителей. В центральной части - барочный золоченый алтарь высотой 16 м, шириной 9, на возвышенности - очаровательный Божественный Младенец в неземном сиянии. За его спиной - трехметровое изваяние основоположника иезуитского Ордена Игнатия Лойолы. Взгляд заступника христианского учения обращен вверх, к солнечному медальону, где выгравирована аббревиатура "I H S" - монограмма иезуитов.
Миллионы верующих, даже из дальнего зарубежья, устремляются сюда с единственной целью: поклониться останкам Ксаверия, причисленного к лику блаженных (1622 г.). Падре Санто, как прозывали его, сумел направить на путь праведный сотни тысяч еретиков и язычников. Он грезил христианизировать Поднебесную, куда и отправился (сентябрь 1552 г.). Читая мессу на острове Шангчуан, потерял сознание. 48-летний апостольский нунций, недолго мучаясь лихорадкой, скончался 2 декабря этого же года. Верный прислужник Антонио, поместив покойного в сколоченный им гроб, заполнив известью, похоронил временно на чужбине.
Через два с половиной месяца, когда его перевозили на корабле, капитан приказал открыть надгробную крышку. Люди не верили глазам: тело превосходно сохранилось. По прибытию в Малакку, его перезахоронили в саване, как требовала тогдашняя традиция. В хрониках отмечено: свирепствующая на азиатском континенте чума прекратилась во время его похорон.
Доставленные в церковь мощи после 16 месяцев остались нетленными. Трое суток желающим разрешали к ним приближаться. Много чудес произошло. Казалось, сама смерть отнеслась с уважением к рыцарю-миссионеру, коего здешний люд считает покровителем.
Серебряный гроб установлен в усыпальнице из мрамора и яшмы. 10 лет над ней трудился ваятель Джованни Фоггини, получив в благодарность на вечное сохранение подушку, где некогда лежала голова Франциска. За длительный усердный труд щедро заплатил мастеру тосканский герцог Козимо III Медичи. Говорят, хрустальный колпак добавили после печального случая, когда прихожанка в порыве экстаза оторвала кусочек священной плоти. Единожды в десятилетие останки выносят на обозрение. Последний раз важное событие припало на 2014 г.

Церковь Св. Каэтана

Проходя по улице Ruo Direita, нельзя не задержаться возле снежной белизны чудо-здания, увенчанного двумя близнецами-башенками и огромнейшим куполом, видимым издалека. Оно единственное в своем роде. Появилось благодаря монахам-театинцам.
Основали орден К. Тиенский (заступник рожениц) из знатной дворянской семьи и архиерей Театинский, ставший в будущем понтификом Павлом четвертым. Их цель - через проведение реформ в среде духовенства спасти души человеческие. Священники, живя в обществе, должны были трудиться на пользу морального и религиозного совершенства, приняв строгие монашеские обеты: целомудрие, полное послушание, отказ от богатства. Их благородные деяния процветали в Европе, Америке, Персии.
Однажды по распоряжению Урбана VIII иноки приехали распространять истину Христа в Голконду, но их не пустили (1639 г.). Пораздумав, слуги божьи осели в гоанской местности. Решив возвести больницу, вновь столкнулись с препятствиями. Вице-губернатор категорически был против лечебницы, ультимативно потребовав немедленно убираться за пределы колонии. Один из братьев направился на аудиенцию к Его Высочеству Жуану IV с просьбой позволить продолжить начатое дело. Монарха настолько поразила решительная настойчивость пресвитера, что он согласился, а через пять лет дал добро на построение монастырской обители и церквушки. Так выросла красивейшая базилика, похожая на римский собор Петра не случайно: его и брали за образец (1661 г.). Вначале строение назвали в честь Богородицы Божественного Провидения, потом переименовали.
При входе, на порожке, написана фраза: Domus mea Domus Orationis, означающая в переводе с латыни "Дом мой - это дом молитвы". Во внутреннем убранстве гармонично соединились элементы причудливого барокко с изысканным рококо. На своде, пропускающем льющийся поток мягкого дневного света, - выдержка из Евангелия. Центральный алтарь предназначен Богоматери. Слева и справа - еще по три, расписанные растительными диковинными узорами, фигурками парящих ангелочков. Оформлением алтарных образов занимались выпускники итальянской школы живописи. В нишах - статуи святых.
Под нефом при раскопках обнаружили колодезь. Мнения о происхождении находки разделились. Одни исследователи утверждали, что зодчий умышленно предусмотрел водный источник, дабы муссонные ливневые дожди не подмывали фундамент. Другие указывали на находившееся там ранее языческое святилище. Родник - его частица.
Крипта - хранилище свинцовых гробов с забальзамированными телами иноземных чиновников. Отсюда их отправляли в последний путь на родину для погребения. Некоторые пробыли в склепе свыше 30 лет, пока уехали домой.
Среди ухоженного церковного сада застыл задумчиво на пьедестале каменный Каэтан, окруженный живой изгородью из подстриженных, как под линейку, кустов. На плечах - черная ряса, в руках - книга, четки. За ним виднеется семинария. Учебное заведение, готовящее пастырей, функционирует и ныне. В глубине видятся фрагменты королевских ворот, ведущих к некогда роскошному прекрасному дворцу, которого больше нет.

Это всего лишь маленькая крупица того, что можно здесь увидеть. XVIII век внес кардинальные изменения: правящие круги запретили любую миссионерскую деятельность. Культовые постройки опустели, паства разбежалась, кто куда, столица переехала. А жизнь продолжается, бьет ключом, и каждый в ней счастлив своим счастьем. Сегодня действующих храмов осталось единицы, большинство - немое напоминание о значимых фактах истории, канувших в вечность.

Даже сегодня величие Старого Гоа не уменьшилось, а множество захватывающих дух ориентиров и привлекательных архитектурных сооружений способны очаровать даже видавших многое любителей истории. Большинство зданий и достопримечательностей Старого Гоа были хорошо сохранены, что привело к присвоению этому району статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лучший способ исследовать Старый Гоа это пешая прогулка, так как район на самом деле небольшой. Он расположен в довольно удобном месте, недалеко от большинства пляжей штата Гоа.

На этой странице:
1. Расположение на карте
2. Как добраться
3. История
4. Достопримечательности
4.1. Церковь Святого Кайетана
4.2. Часовня Богоматери на горе
4.3. Архитектура
4.4. Мероприятия
4.5. Арка Викероя
4.6. Базилика Бом-Иисуса
4.7. Кафедральный собор Се
4.8. Руины святого Августина
4.9. Археологический музей

Старый Гоа на карте

Основанный португальским исследователем Альфоносо-де-Альбукерке в 1510 году Гоа-Велья или Старый Гоа стал столицей обширной империи, разделяющей те же гражданские привилегии, что и Лиссабон. Это удивительное место находится на берегу реки Мандови, примерно в 9 км от столицы Гоа, Панаджи. Отметим, что до основания здесь города на месте Старого Гоа уже было небольшое поселение.
Старый Гоа - историческая часть Гоа, которая находилась под властью португальцев в течение 450 лет. Лучшее время для посещения этого района - период с октября по май. С декабря по февраль здесь может быть особенно много народу.
Основные достопримечательности области включают: церковь святого Франциска Ассизского, Базилику Божьей Матери, монастырь Святой Моники, мавзолей Фрэнсиса Ксавьера, Кафедральный собор, археологический музей, церковь и монастырь Святого Иоанна Богослова и другие старые памятники.

Как добраться до Старого Гоа

Если вы хотите приехать сюда из другого региона Индии, то можете добраться по воздуху или по железной дороге. Железнодорожная станция Васко-да-Гама соединена с крупнейшими городами Индии.
Для того чтобы доехать до Старого Гоа из других районов штата, можно воспользоваться такси или автобусами. Конечно, если вы планируете брать в аренду байк, то можете поехать на нем. Для этого достаточно знать, где находится этот район.

История Старого Гоа

Было бы неправильно говорить, что Старый Гоа сегодня - это просто тень того, что было в прошлом. Старый Гоа охватывал обширную территорию и имел население 200000 человек, что в два раза больше, чем население сегодняшней столицы Панаджи. Город также назывался "Римом Востока".
Как будто проклятый с момента его основания город страдал от вспышек смертельных болезней, таких как холера, малярия, чума. Экономический спад в торговой деятельности также привел к сокращению инфраструктуры.
Старый Гоа был основан Султанатом Биджапуром в 15 веке в качестве порта на берегу реки Мандови. Он использовался порт во времена правления Кадамбы и Империи Виджаянагар. Это также место, куда зашел Афонс-де-Альбукерке после его завоевания 17 февраля 1510 года. Впервые с того момента, как Александр ушел из Индии в 326 году до н.э., индийская территория оказалась под европейским контролем.
30 мая 1510 года город был отбит Султанатом Биджапур, что заставило Альбукерке отступить в море. Из-за начала муссонов Альбукерке не смог отправить свои корабли в плавание, поэтому должен был провести весь сезон дождей на якоре за пределами города, на достаточном расстоянии от орудий противника.
В августе 1510 года Альбукерке, наконец, смог отправиться домой, чтобы вернуться через три месяца с более сильным флотом. Он отвоевал город, победив силы Султаната Биджапура и их османских союзников 25 ноября 1510 года. После этого последовало массовое убийство мусульманского населения.
Поскольку город был взят в день Святой Екатерины, в ее честь была построена церковь. Месторасположение церкви также является важным пунктом битвы и тем местом, откуда Афонс-де-Альбукерке вошел в город.
Старый Гоа вскоре стал столицей португальской колонии (ранее он служил второй столицей Султаната Биджапур). По мере того, как португальцы доминировали в торговле в Аравийском море, этот город процветал. В этом районе было построено много красивых зданий, настолько красивых, что даже европейские гости были в восторге.
В 1543 году в Гоа-Велью пришла холера, так как примитивные канализационные системы не смогли справиться с растущим населением. Проблема была вызвана просачиванием через пористую почву отходов, загрязнявших систему водоснабжения. Малярия еще больше увеличила численность погибших.
В середине 17 века начался экономический спад, из-за которого инфраструктура города начала рушиться. В 17-м веке население города, которое когда-то превышало 200000 жителей, было сокращено до 20000 человек. Снижение население и ухудшение инфраструктуры продолжилось, и в 1684 году были выдвинуты предложения о переносе столицы. Мормугао был выбран в качестве места для основания новой столицы, и здесь даже началось строительство, которое позже было приостановлено, а потом и вовсе заброшено. В конце концов, королевским указом столицей португальского Гоа в 1843 году был объявлен город Панаджи.
После того, как столица была перенесена в Панаджи, Гоа-Велья продолжал уменьшаться, и в какой-то момент население сократилось до 2000 человек. В основном сокращение населения было вызвано смертельными заболеваниями, охватившими город, что сделало его опасным местом для жизни.
Поскольку многие здания были либо снесены, либо заброшены, пустынный район медленно покрылся лесом. Сегодня почти ничего не осталось из славного прошлого этого города. Но все, что осталось сегодня, находится под защитой ЮНЕСКО.

Достопримечательности Старого Гоа

Хотя многие отдыхающие приезжают в Гоа, чтобы исследовать длинное и красивое побережье штата, здесь есть много интересных в плане культуры и истории районов. Одним из лучших мест для знакомства с интересной историей региона является Старый Гоа, который демонстрирует прошлое богатство, которое было здесь в португальскую колониальную эпоху.
В XVI веке Старый Гоа назывался "Римом Востока", что ясно говорит о его былом величии и значительном положении в Азии. Сегодня многие из сокровищ того города находятся в руинах, а Старый Гоа включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь вы можете увидеть некоторыми хорошо сохранившиеся здания и достопримечательности, которые перенесут вас в ушедшую эпоху.

Церковь Святого Кайетана

Этот собор находится в полукилометре к северо-востоку от Кафедрального собора в Старом Гоа. Построенная в 1655 году церковь первоначально называлась Церковью Богоматери Божественного Провидения, поскольку главный алтарь был посвящен ей. Позже итальянский католический священник и религиозный реформатор, Кайетан, был признан святым в католической церкви, а его днем было объявлено 7 августа.
Поскольку святой Кайетан был соучредителем Театского ордена, современника святого Франциска Ксавье, церковь была названа в его честь. Ему был посвящен один из алтарей на правой стороне входа.
Церковь имеет большой купол с латинскими надписями из Евангелия от Матфея на внутренней стороне. Фасад церкви создан в коринфском стиле и имеет четыре гранитных статуи святых Петра, Павла, Иоанна Евангелиста и Матфея. В церкви есть семь алтарей, а главный алтарь посвящен Богоматери Провидения.
Строительство церкви осуществлялось под руководством итальянских архитекторов Карло Феррарини и Франческо Марии Милаццо. Фасад этой прекрасной церкви, как говорят, был смоделирован по проекту базилики Святого Петра в Риме. Построенный из латеритного камня и оштукатуренный известью собор имеет внешний вид и интерьер в коринфском стиле, а сложная резьба по алтарям внутри сделана в стиле барокко. Грандиозный фасад церкви дополняют две башни с обеих сторон, которые служат колокольнями. Есть коринфские колонны и пилястры, поддерживающие фронтон, и четыре ниши, в которых хранятся статуи апостолов.
Если вы войдете в церковь, то с левой стороны увидите три алтаря, посвященные Святой семье, Богоматери Благочестия и Святому Клэр. Справа располагаются алтари Святого Иоанна, Святого Кайетана и Святого Агнеса. Самый большой алтарь на правой стороне церкви посвящен Богоматери Провидения. У алтарей также есть картины итальянской школы на холсте, некоторые из которых изображают сцены из жизни святого Кайетана. В нишах по бокам свода имеются деревянные статуи святых.
Под куполом на поднятой квадратной платформе находится колодец, который в настоящее время покрыт. Присутствие колодца привело к убеждению, что на месте когда-то был индуистский храм. Кладбище под алтарем было в 1842 году превращено в хранилище для тел мертвых португальских солдат, прежде чем их отправляли в Лиссабон.
Здание, в котором расположен Театский монастырь возле церкви, в настоящее время является местом епархиального пасторального центра. На территории церкви находятся остатки дверного проема, который когда-то был входом в исламский дворец, принадлежащий Адиль-Шаху, правителю Гоа до того момента, как португальцы взяли область под свой контроль.
Церковь Святого Кайетана - прекрасная работа архитекторов и является обязательным местом для посещения для всех и каждого.

Часовня Богоматери на горе

На холме, высоко над бывшей столицей Гоа во время португальского режима, стоит красивая часовня. Она известна как Часовня Богоматери на горе или Капела-да-Носса Сеньора-ду-Монте на португальском языке.
Часовня Богоматери на горе имеет очень интересную историю. Она была построен Альфонсо-де-Альбукерке после его победы над мусульманским правителем Гоа Адиль-Шахом в 1510 году. Из-за ее уединенного расположения часовня часто остается упущенной из виду. Она была реконструирована дважды и отреставрирована в 2001 году и теперь находится в первозданном состоянии.
Альфонсо-де-Альбукерке впервые начал атаку на армию Адиль-Шаха, чтобы овладеть Гоа, в марте 1510 года. Его попытки были сорваны. Вторую атаку он начал 25 ноября 1510 года, и она завершилась успехом. Альфонсо осознал важность высокого холма и его стратегического расположение. Часовня Богоматери на горе была построена спустя много лет после завоевания Гоа, чтобы отметить место, где армия Адиль-Шаха заняла свою позицию. Старый храм уступил место церкви. Португальский археологический комитет разместил надпись на мраморе в 1931 году: "Здесь магометанская артиллерия стояла против Альфонсо-де-Альбукерке в мае 1510 года".

Архитектура

Построенная в стиле маньериста и имеющая длину 33 метров и ширину 14 метров структура имеет довольно большие размеры для часовни. Стены ее имеют толщину 2,7 метра и поддерживают крышу из плитки Мангалора. Часовня состоит из трех секций. Секция первого этажа имеет входы с окнами, увенчанными треугольными фронтонами на верхней части.
На протяжении многих лет в часовню было внесено множество дополнений, самой ранней из которых является двухэтажная лоджия, прикрепленная к северной стене. Некоторые расширения были также проведены на северо-восточной стене и восточном фасаде, который находится за алтарем.
В часовне есть три алтаря. Главный алтарь имеет в центре изображение Богоматери на горе, где находится ребенок Иисус. Над ним изображена коронация Девы Марии, а внизу - изображение Богоматери Успения.

Мероприятия

Обычно часовня не открыта для публики ни по какому событию. Для проведения здесь свадьбы требуется специальное разрешение из дворца епископа. Каждый год в часовне проводится фестиваль музыки, который направлен на интеграцию индийской и западной форм классической музыки. Люди приезжают сюда из разных стран мира, чтобы принять участие в фестивале, а также стать его свидетелем. Это поистине потрясающий праздник для глаз и ушей всех любителей музыки.
В заключение хотелось бы сказать, что ранее до этой часовни можно было добраться, поднявшись по ступенькам на одной из сторон холма, но теперь есть дорога, ведущая к ней. Полиция также проявляет бдительность в отношении людей, посещающих часовню, поскольку в темное время суток это, вероятно, не самое безопасное место в Гоа.

Арка Викероя

Эта арка была построена в память о Васко да Гаме в 1597 году его великим сыном Франсиско да Гамой после того, как он стал наместником. При португальском правительстве имело место церемониальное значение. Каждый губернатор, который отвечал за Гоа, должен был пройти через арку.
Арка Викероя построена с использованием красного латеритного камня. На ее входе стоит статуя Васко да Гамы, смотрящего на реку Мандови. Он был первым европейцем, который обогнул мыс Доброй Надежды, чтобы добраться до Индии.
Надпись внутри арки описывает причины ее строительства. Еще одна украшенная плита отмечает независимость Португалии от испанского короля в 1640 году. Надпись на ней переводится: "Законный и истинный король Дом Жоао IV, реставратор португальской свободы".
На задней стороне арки находится статуя дамы. На ней есть корона и длинный украшенный халат. Она держит меч в одной руке и открытую книгу в другой и смотрит вперед. Под ее ногами лежит фигура человека в таком же украшенном халате, тапочках и тюрбане, что подтверждает его высокий ранг. Голова этого человека подперта локтем. Считается, что статуя имеет символическую ценность.
Арка Викероя была местом, где новому вице-королю вручали ключи от города Старого Гоа. Структура потеряла свое торжественное значение, когда столица Гоа была перенесена в Панаджи в 1843 году.

Базилика Бом-Иисуса

Эта Базилика славится тем, что хранит останки святого Франциска Ксавье и считается лучшим примером архитектуры барокко в штате. Базилика была построена в 1605 году и сегодня является одной из самых популярных достопримечательностей в Гоа.

Кафедральный собор Се

Он является крупнейшим собором во всей Азии и одним из самых знаменитых религиозных зданий в Индии. Конечно, это одна из самых увлекательных достопримечательностей в Старом Гоа. Построенный в 1563 году собор имеет одну из самых известных особенностей - большой колокол, известный как "Золотой колокол". Это самый большой колокол в Гоа, и он также признан одним из лучших колоколов в мире благодаря своему богатому тону.

Руины святого Августина

Рассыпающиеся останки церкви Святого Августина, возможно, служат прекрасной метафорой для падшей эпохи португальской колонизации. Все, что осталось от старой церкви, - это башня высотой 46 метров, которая когда-то была колокольней данного строения. Церковь была построена в начале 1600-х годов. Вскоре она была заброшена и постепенно разрушилась в период между 1842 и 1938 годами. Колокол церкви, однако, все еще сохранился, но он находится в церкви Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи.

Археологический музей

Археологический музей и портретная галерея превратились в место, где каждый желающий может получить широкое представление об археологической и художественной истории Гоа. Многие артефакты, скульптуры и предметы из португальского владычества являются одними из самых интригующих экспонатов музея, который имеет восемь галерей и охватывает даже доисторическую эпоху.

Старый Гоа является одной из достопримечательностей индийского курортного штата, сегодня в этот археологический заповедник возят экскурсии (по ссылке самые ТОПовые экскурсии) и приезжают самостоятельно.

На осмотр достопримечательностей желательно выделить целый день, но при нехватке времени, всё можно осмотреть на несколько часов. Посетив этот место, вы сможете увидеть, насколько грандиозным было присутствие португальцев на индийский земле.

Большинство храмов и церквей Старого Гоа находятся под защитой ЮНЕСКО, но несмотря на такой высокий статус, посещение их абсолютно бесплатно.

История Старого Гоа

История Старого Гоа тесно связана с историей штата и португальцами, которые имели на эти земли свои интересы. Незадолго до прихода португальцев, весь Гоа был частью Биджапурского султаната, управляемого династией Адил Шахов. Уже во времена правления султана Юсуф Адил Шаха Старый Гоа был успешным торговым центром. Но португальцы решили изменить ход истории и в 1510 году генерал Афонсо де Альбукерке отбил штат у султана Юсуфа Адил Шаха.

Примерно в теже годы в Гоа усилилась роль и влияние христиан, о чем свидетельствуют многочисленные храмы и церкви по всему штату (в португальский период их было еще больше). В 1542 году сюда прибыл Франциск Ксаверий, который трепетно и усердно распространял христианство по всей Азии.

Для местных жителей Франциск Ксаверий является очень авторитетной персоной, а значит его миссия была успешной. В Гоа Франциск Ксаверий прожил недолго и отправился дальше нести христианство в людские массы.

В 1552 году Франциск Ксаверий скончался и был погребен на одном из китайских островов. Спустя два года останки Франциска перевезли в Индию, где некоторые его части (часть останков было решено передать в другие храмы Азии) хранятся по сей день.

В 1622 году Франциск Ксаверий за свой вклад в дело святой инквизиции (и прочие заслуги) был причислен к лику святых.

Старый Гоа являлся столицей вплоть по 1847 года, когда из-за страшной эпидемии холеры было принято решение перенести столицу в иное место. На пике своего рассвета, население города превышало население Лондона. Но история распорядилась по-своему и столица переехала в город Панаджи, где существует по сей день.

Португальское правление в Индии длилось практически 450 лет. После обретения страной независимости (в 1947 году), португальцев культурно попросили убраться к себе домой, но европейцы сделали вид что это не про них.

В итоге, в 1961 году в ходе военной операции индийская армия не менее культурно попросила португальцев отбыть домой. Сопротивляться было уже бесполезно и Гоа был объявлен союзной территорией Индии.

Как добраться до Старого Гоа

Осмотреть все достопримечательности Старого Гоа можно несколькими способами:

  • купить экскурсию и наслаждаться , кроме Старого Гоа в ней ещё много всего интересного;
  • ехать самостоятельно на мопеде, моя первая поездка в Старый Гоа была именно на мопеде . Дорога простая, но есть несколько неприятностей, местные менты, которые дежурят на мосту через реку и небольшой опасный участок дороги (сразу после Панаджи в сторону Олд Гоа), где дорога очень узкая и большегрузы норовят занять всю ширину дороги (на байке чувствуешь себя некомфортно);
  • ехать самостоятельно на автобусе, это очень просто, дешево, безопасно и весело. Все подробности про гоанские автобусы читайте в посте «Как ездить по Гоа на автобусах ». О том как добраться до Старого Гоа на автобусах читайте в посте «В Старый Гоа на автобусах ».

Расположение Олд Гоа на карте

Для понимания, где же искать Олд Гоа, приведу гугл карту , на которой указано точное расположение города.

Все достопримечательности Старого Гоа

Основными достопримечательностями Старого Гоа являются храмы и церкви португальской эпохи. Большинство христианских храмов португальцы строили на месте индуистских храмов, которые заблаговременно уничтожали, видя в них что-то демоническое и противоречащее европейской вере.

Храмы в городе разные, есть очень величественные и красиво украшенные, но есть и очень простые и заброшенные. Большинство храмов, по своему внешнему виду походят друг на друга, так что можно запутаться.

Все достопримечательности Старого Гоа я обошел пешком, так что готов ответить на любые вопросы по их расположению и целесообразности осмотра.

Карта Старого Гоа со всеми достопримечательностям

Приведу бумажную карту и гугл карту города, гугл карта поможет понять масштаб, а бумажная даст полную картину расположение достопримечательностей.

Бумажная карта

Карта минималистская, но основные дороги и достопримечательности на ней обозначены, именно по ней я исследовал город.

Гугл карта

Это грандиозное строение выполнено из темного латерита и этим отличается от остальных церквей Старого Гоа, которые имеют белоснежные стены. Внутри базилики находятся мощи Франциска Ксаверия, а на втором этаже устроили что-то похожее на музей. Церковь начали строить 24 ноября 1594 года.

Собор Святой Екатерины (Собор СЕ)

Благодаря своим размерам, собор Святой Екатерины является самым крупной церковью во всей Азии, и наверное самой старой. Начало строительства церкви датировано 1510 годом и приурочено к дате завоевания Гоа.

Собор Святой Екатерины неоднократно перестраивали, так что сегодняшнее здание не старше 1652 года. Обратите внимание на огромную площадь перед собором (Террейро де Сабайо), тут инквизиторы зачитывали свои приговоры, а об начале вынесения приговоров звонили в золотые колокола, которые располагались на башнях собора. Со временем, одна из башен не выдержала и рухнула, так что теперь собор выглядит несимметрично.

В третьей капелле справа находится чудотворный растущий крест, который исполняет желания и продолжает расти и по сей день, всем верующим стоит обратить на него внимание.

Прямо за Собором расположена галерея современного христианского искусства, если у вас много свободного времени, то можно заглянуть, в противном случае смело игнорьте эту достопримечательность.

Церковь и монастырь святого Франциска Ассизского

Церковь Святого Франциска Ассизского, построена в 1619 году, она не такая огромная, как Собор СЕ но имеет свое очарование. Все стены внутри церкви украшены сценами из жизни Франциска Ассизского, а пол выстлан надгробными плитами с фамильными гербами знатных португальцев, выглядит очень круто.

В рядом расположенном монастыре находиться археологический музей. В основном тут скульптуры из разрушенных индуистских храмов и небольшая галерея португальских вице-королей и губернаторов.

Рядом с церковью Франциска Ассизского построена небольшая часовня святой Катерины. Именно эта часовня была построена одной из первой, сразу же после завоевания Гоа (25 ноября 1510 года, в день святой Катерины).

Все что осталось от сооружений - это развалины высокой колокольни, высотой более 40 метров, да несколько стен. Колокол с этой церкви теперь находится в Панаджи, в церковь Мадонны Непорочного Зачатия.

Большинство артефактов еще покоятся в земле и от этого вызывают огромный интерес у местных археологов, так что копающихся в земле людей тут встретить можно в любой сезон.

Расположена напротив развалин церкви святого Августина. Часовня посвящена покровителю португальской армии и флота. Часовня святого Антония является одной из старейших в Гоа, она была заброшена в 1835 году и пришла в полный упадок. Однако в 1961 году была полностью восстановлена губернатором Гоа Вассалу ди Сильвой.

Церковь расположена напротив монастыря святой Моники. К сожалению, туристическое посещение этого здания затруднено, так как тут располагается дом престарелых.

Церковь и монастырь святой Моники расположены по соседству с часовней святого Антония и руинами церкви святого Августина. Монастырь святой Моники имеет долгую историю и множество покровителей. Датой основания принято считать 2 июля 1606 года, в тот день архиепископ дон Алешиу де Менезеш распорядился о начале строительства монастыря.

Монастырь святой Моники перестал существовать после смерти последней сестры в 1885 году, и лишь в 1968 году вновь получил статус религиозного учреждения. Сейчас здесь расположен Теологический Центр для монахов, но туристов тут особо не ждут.

Музей христианского искусства

Здание музея расположено вблизи монастыря святой Моники, когда-то это строение принадлежало монастырю. Здание музея полностью отреставрировано и выглядит точ-в-точ как при постройке, а построено он было в 1627 году. Высокий потолок (высотой в несколько обычных этажей) аутентичные деревянные балки, терракотовая штукатурка и немногочисленные музейные экспонаты переносят вас на несколько веков назад и происходит это очень естественно и непринужденно.

Церковь Богоматери в Розари

Если от кругового движения (там где памятник Ганди) идти в сторону паромной переправы и на первом Т-образном перекрестке свернуть направо, то дорога приведет вас к церкви Нагорной Богоматери.

Небольшая церковь была построена на небольшом холме в 1557 году, в месте где была артиллерия Адил-шаха. Тут же есть памятная табличка, говорящая о противостоянии армии Адил-шаха и португальцев.

Осмотреть церковь изнутри вам скорее всего не удастся, но вид на весь Старый Гоа отсюда великолепный.

Напротив собора Святой Екатерины (Собор СЕ) расположена церковь Святого Каэтана - это очень правдивая копия римского собора Святого Петра. Если быть внимательным, то можно увидеть красивые базальтовые ворота, которые остались от когда-то тут расположенного дворца Адил Шаха.

Если идти в сторону паромной переправы, то вы увидите еще одни красивые ворота которые называют «Арка Наместника».

Про старый Гоа будет совсем маленький пост. По-моему ничего интересного там особо не пофоткала. Поехали туда только чтобы отметиться. Мне было скучно и лениво. Где высадил автобус, там пошоркалась и обратно на Арамболь. Мы вообще в Гоа были теми еще амебами. Готовы были только нефига не делать целыми днями, а под вечер выплывать из своей норы в центр жизни, о которой, кстати, тоже попозже напишу.

Итак сначала немного истории. Олд Гоа раньше был столицей завоевонного португальцами штата Гоа. Основан он был около 1500 года и численность населения составляла поболее чем в Лиссабоне. Со временем из-за инквизиции и эпидемий (и сюда добрались две заразы) слава былого величественного города поутихла. Столица была перенесана в Панаджи. Кстати, это совсем рядом, буквально в получасе на автобусе.

Вообще городок и правда интересный. Там маленькие симпатичные домики, узкие, португальского типа, улочки, на которых не разъедутся два автобуса, а по реке ходят кораблики. Вообще мило. Но на это все я пялилась из окна автобуса.

Когда же вышла на нужной остановке, то не увидела ни улочек, ни домиков, а только несколько торгашей какими-то сладостями и церкви… и еще раз церкви. Справа, слева, впереди, сзади на горе и т.д. Ну красиво, но как бе я не сильно люблю достопримечательности, мне бы лучше быт аборигенов поглядеть. Но идти куда-либо по страшнущей жаре не было желания, два с половиной часа пути с тремя пересадками итак уже подшатнули мое физическое и моральное состояние. Поэтому тупо почапала в сторону, где толпились все туристы:(

Первой на пути встречается Базилика младенца Иисуса. Построена она в классическом стиле Римской Католической церкви.

При ближайшем рассмотрении весьма впечатляет.

Признаться честно, в католическом соборе я была впервые.

Жалко, что настроение тогда было так себе, а то может быть и заценила бы прекрасные залы.

Кабинку для исповеди, прямо такую же как видела прежде только в фильмах.

Мощи святого Франциска, благодаря которому и пришло христианство на индийскую землю.

Алтарьчики и еще какие-то штуки для поклонения, о которых я не в курсе, ибо так далека от всех этих католических деталей.

Какие-то путанные коридоры с картинами и мебелью. На картинах, что повеселило, все святые были сплошь исключительно людьми с явно выраженными чертами жителей Пиренейского полуострова.

Моя болезнь к потайным дверькам и ступенькам проявилась и здесь. Пыталась куда-то подняться, но там оказалось, конечно, все закрыто.

Внутренний дворик базелики, конечно, умиляет. Очень так уютно, зелено и с душой.

Есть так еще куда-то выход, но не впустили охранники. Даже не разрешили навести камеру на дверь.

Чуть сбоку от базелики есть крест, что, собственно, не удивительно:)

Достаточно перейти дорогу…

И мы видим Sé de Santa Catarina. Эта церковь считается самой большой в Олд Гоа. LP утверждает, что построена она в португальско-готическом стиле. Возможно под готикой у португальцев подразумевается нечто иное, но мне ни капли это не напоминает ее хоть отдаленно.

Внутреннее убранство поражает роскошью. Тут мне понравилось больше.

К тому же было гораздо прохладнее, такая радость средь зноя добраться до спасающего теневого зала.

Без алтаря, конечно, тоже церковь не обошлась.

Прямо напротив входа стоит статуя Иисуса Христа (ну мне показалось, что это он).

Кстати, судя по названию собора, которое я узнала только что из LP, алтарь посвящен какой-то святой Катерине. Там же я думала, что это Дева Мария, потому что у нас, в православной церкви, остальным святым так не поклоняются. Конечно, есть и Николай и Михаил и другие, но все-таки в основном Дева Мария и Иисус Христос. У католиков же чего-то все, кто себя типа хорошо вел при жизни, в святые заделываются. Я не смеюсь, конечно, над чувствами этой религии, но… тут какой-то подвох будто, чес слово, то же самое, что продавать индульгенции, мол Бог тебе все грехи простил или жечь всех женщин, у которых есть месячные, мол они от этого ведьмы. Извините, но извращение.

Прямо рядом (я бы сказала в том же здании, но вход с другой стороны) с церковью Катерины находится женский монастырь Святого Франциска. Но уже не того Франциска, чьи мощи лежат через дорогу (там Ксавьер), а другого, Ассизского, родом из Италии. В подробности не вдавалась, куда мне, свое мнение про святых католиков я уже высказала выше.

Зайти туды не удалось, шел какой-то ремонт. На улице только увидели нечто похожее на пушку.

Видимо пушка стоит в предверии Археологического музея, который по совместительству находится в этом же здании.

Буквально на заднем дворе этого здания стоит маленькая часовня святой Катерины.

Внутри пустые абсолютно стены и больше ничего. Есть правда какая-то милая терасса.

Ну вот и все. Ничего особенного. Жалко не удалось прогуляться побольше. Вышли обратно на дорогу и прыгнули в первый попавшийся автобус.

Полезное по Old Goa

Ну а теперь еще к рассказу добавлю некоторые полезности для путешественников, кто вздумает когда-либо до туда добраться.

Карта Старого Гоа

Обратите внимание сколько в округе соборов, церквей, базилик и часовен. Советую посетить побольше, чем обошла я, они все абсолютно разные и, наверняка, не менее красивые.

Как добраться на автобусе

Расскажу подробнее как добарться на автобсе из Северного Гоа. В моем случае была дорога с Арамболя. С Вагатора, Чапоры, Анджуны и т.д. путь будет в принципе таким же.

1. Сначала едем на автобусе до Мапсы (Мапусы), столицы Северного Гоа. Проезд стоит 8-15 рупий в зависимости от удаленности вашего пляжа. От Арамболя оф. цена по состоянию на весну 2008 и весну 2009 была 12 рупий.

2. В Мапсе садимся на автобус до Панаджима (Панаджи), столицы штата Гоа. Найдете автобус на той же станции, на которой сошли. Там кричат зазывалы. Билет до столицы стоит 8 рупий.

3. В Панаджиме идете налево, на площадь, где стоят автобусы в сторону юга и спрашиваете в Олд Гоа, вам укажут. Там автовокзал один, но просто в зависимости от направления автобусы кучкуются в разных местах. Запомните, что надо налево чуточку пройти. Проезд стоит 7 рупий. Ехать около получаса. Автобусы не набиты, если только в выходной или в праздники. Остановку, где выйти, вам люди или кондуктор укажут, только предупредите заранее, чтобы они вам сказали.

Вот вроде и все:) Задавайте вопросы, если что, не стесняйтесь;)

Знакомство с колониальным стилем и португальским наследием в Гоа можно считать неполным и даже несостоявшимся, если вы не добрались до Старого Гоа. Городок хоть и маленький, заплутать и пропустить все самое интересное, предавшись созерцанию неожиданных для Индии видов, можно весьма легко. Мы подготовили свой личный перечень того, что обязательно нужно посмотреть в Старом Гоа.

Часто в сети при запросе «Что посмотреть в Пананджи?» или «Что посмотреть в Гоа», «Достопримечательности Гоа», можно встретить фотографии полуразрушенной церкви, широкого проспекта и отреставрированных белых храмов. Их можно очень долго искать потом в городе, плутая по узким улочкам некогда португальского города, и так и не найти. Почему? Ответ очень, прост – все эти фото сделаны не в Пананджи, а в соседнем городе.

Хотя, наверно называть Старый Гоа городом, значит слукавить. По большому счету, речь идет лишь об отдельно взятом районе, которому удалось избежать разрушения и перестроек, и который теперь включен в список всемирного наследи ЮНЕСКО (о своих сомнениях относительно пользы включения в этот самый список, ).

На достаточно небольшой площади разместились несколько соборов, колоколен и даже музей, правда тоже перестроенный из церкви. Кстати, большинство из церквей действующие, и требования к одежде при их посещении, предъявляются те же, что и в Пананджи в .

Все они с одной стороны похожи – все же период создания весьма короткий, назначение построек схожее, да и архитектурные тенденции в те времена не менялись так быстро и кардинально как сейчас. А с другой стороны, именно благодаря своей схожести, формируют весьма интересный и заслуживающий внимания архитектурный ансамбль.

Первое что бросается в глаза – это непривычная для Индии чистота: мусора нигде нет, впрочем урн тоже; газоны ровно пострижены, политы и облагорожены; жухлая трава убрана. Если бы я только приехала из Европы или , то наверно, даже не обратила на это внимания – ну а что здесь необычного, он в Индии суай ☺. Но прожив в Гоа 5 месяцев, я пониманию, что для Индии такая любовь к напидара наведению марафета не свойственна. Вот, кстати, интересно, как их заставили так трепетно следить за порядком в Олд Гоа? Понятно, что деньги решает многое. Но кто осуществляет контроль качества? Португальцы? Англичане? Цапли ☺?

Начать знакомство, пожалуй, стоит с Базилики Бом Иисуса . Не заметить ее невозможно – она весьма сильно отличается от всех остальных построек, кроме того именно к ней вас будут заманивать экскурсоводы всех мастей, так лучше сразу покончить с этим вопросом и с чистой совестью, но не с пустым кошельком, отправиться дальше.

Базилика была построена и освещена в конце 16 – начале 17 века и считается ярким примером португальского барокко. До сих пор она является одной из самых богато отделанных церквей в Гоа: пол из белого мрамора с вставками из полудрагоценных камней, позолоченный алтарь с искусной резьбой, расписные стены.

Довольно интересно и само название церкви «Бом Иисус» — это своеобразный способ выказать почтение и любовь к Богу, так как с португальского переводится примерно как «благой, святой младенец Иисус».

Около нее толпится огромное количество помогал всех мастей, но основное направление – это гиды–экскурсоводы. Вестись на эту удочку не стоит по нескольким причинам.

  • Вещать они могут только при выходе, а дальше вас попросят соблюдать молчание;
  • Академическими знаниями в английском они так же похвастаться не могут, так что рассказ будет вестись на хинглише (адская смесь английского, хинди и невероятного акцента), насколько он будет вам понятен – бооольшой-большой вопрос;
  • Историческим или культурологическим образованием местные экскурсоводы тоже похвастаться не могут, поэтому у каждого будет своя версия событий, весьма далекая от правды (например, по одной из их чудесных версий, базилику построил Васка де Гамма – ага, лично ☺).

Так чем же так знаменита эта базилика, что вызвала такой небывалый ажиотаж? В ней хранятся останки португальского миссионера Франциска Ксавьерия, который, как мы уже рассказывали, позже был канонизирован и считается небесным покровителем Гоа.

Вообще, личность Франциска Ксавьерия, как и многих других исторических персоналий, более чем неоднозначна. Он сумел весьма сильно отличиться не только в истории Гоа, но и во всем католическом мире. Франциск Ксавьерий отбыл из Португалии в 1541 году и больше никогда уже не возвращался в Европу. Его миссионерская деятельность затронула не только Индию, но и многие другие страны: Китай, Японию, Мозамбик.

В португальской Индии под патронажем Франциска Ксавьерия строились школы, храмы, больницы. Кроме того, он возглавлял колледж Святого Павла в Гоа, который в дальнейшем стал первым миссионерским пунктом иезуитов в Азии. Естественно, он так же занимался просветительской деятельностью, обращал в христианство неверных, а, кроме того, был одним из главных поборников нравственности и морали среди самих колонизаторов и миссионеров.

Мощи Франциска Ксавьерия (правда не все: его ногти, инкрустированные бриллиантами, переданы в Чандору) хранятся в серебряном гробу, который открывают для всеобщего обозрения раз в 10 лет. Последний раз это происходило в 2014 году. Раньше каждый желающий мог прикоснуться к его нетленному телу, но теперь оно отгорожено стеклянной крышкой гробницы. Причина проста: одна особо истовая верующая, вместо того чтоб просто прикоснуться к мощам или поцеловать их, откусила Святому Франциску палец.

Помимо размеров (длина 76 метров, ширина – 55), Собор Се может похвастаться и сроками, правда в плохом смысле: его строительство заняло почти 90 лет. С этой церковью связано несколько легенд и культовых артефактов (фотографировать, естественно, ничего нельзя):

  • Золотой колокол (Golden Bell) — он находится в колокольне собора и является самым большим в Азии (сделан, естественно, не из золота);
  • Капелла чудотворного креста (Chapel of the Cross of Miracles) – в ней находится крест, который, по легенде, волшебным образом увеличился в размерах, уже после своего создания.
  • Позолоченный̆ и украшенный орнаментом экран, расположеный̆ за алтарем (Reredos), который̆ изображает жизнь святой̆ Катерины, которой, собственно, и посвящен собор. Она была обезглавлена в Египте в Александрии, так как отказалась отречься от своей веры.

Около собора находится Археологический музей , вход в который стоит символические 10 рупий, бумага, на которой печатают билеты обходится и то дороже. Сам музей не представляют ничего особенно интересного — галерея портретов португальских вице-королей, бронзовые статуи разных времен, фрагменты индуисткой храмовой скульптуры, нечто под названием «героические камни» (hero stones) и т.д. и т.п. Музей штата Гоа в Пананджи показался нам намного интереснее, хотя, конечно, каждому свое.

На той же ухоженной территории находится еще несколько церквей, храмов и прочих построек разной степени разрушенности. У каждой, наверно, есть богатая история, но визуально они ничем особо не примечательны.

Если после этого экскурса в историю и религию еще остались силы, можно побродить по городу и добраться до развалин монастыря святого Августина . Сами развалины весьма живописны, но при этом депрессивные. Весьма меланхоличное место, навевающее мысли о вечном и о смерти. Наверно, именно такое настроение и должны создавать католические постройки.

А вообще, в Старом Гоа можно бесконечно перемещаться от храма к храму: большой храм сменится маленьким, действующий – закрытым, разрушенный – отреставрированным. Их так много, но они так похожи, что через какое-то время начинает рябить в глазах и они сливаются в одно большое пятно без каких-либо опознавательных знаков. Так что, тут главное не переусердствовать.

Если честно, то я долго думала, что Старый Гоа – это еще одно название города Пананджи – нынешней столицы Гоа или его района, но я ошибалась. Последнее время это происходит довольно часто, но мы ведь для того и путешествуем, чтобы узнавать что-то новое и развеивать свои заблуждения и стереотипы ☺. Так вот, Старый Гоа – это бывшая столица и оплот португальской и католической власти в Гоа. Сегодня это совершенно кукольный город – музей.

Никакой настоящей жизни в этом месте искать не стоит. Все выглядит так, как будто из-за угла сейчас выбежит злой помощник режиссёра и начнет тебя выгонять, чтоб ты не мешался в кадре ☺. Даже туристы здесь очень колоритные: яркие, сочные – таких обычно в кино показывают. Видно, что ткани и украшения у мумбайских гостей очень и очень недешевые, разительный контраст с арамбольской модой.

Здесь нет лотков с местной едой – только фрукты, вода и мороженное. И все, естественно, втридорога. Так что о перекусе лучше позаботиться заранее. Зато полно «помогал», которые организовали платную парковку в ста метрах от бесплатной и навязчиво направляют на нее зазевавшихся водителей; не в меру пылких экскурсоводов, готовых передраться между собой за туриста, а так же вездесущих собак.


gastroguru © 2017