Помпеи сообщение. Краткая история помпей. Достопримечательности и интересные места

Вулкан Везувий и Гибель Помпеи. Кто не слышал об этой трагедии? Последний день горожан расписан буквально по минутам. Однако, минуты эти были совершенно в иную эпоху.

Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а молодое поколение усваивает истину сразу. Марк Планк

Настало время, когда критики Новой Хронологии (НХ) предпринимают попытки восстановления исторической справедливости - возвращения знаменитой Помпеи в 79 год от Р. Х.

Дело в том, что в последние десятилетия обнаружены не только отдельные свидетельства более поздней гибели Помпеи и Геркуланума, но и созданы специальные труды, наглядно показывающие, что древнеримские города погребены под лавами Везувия отнюдь не в 1-м, а в 17 веке от Р. Х.

Для того чтобы убить любую теорию, достаточно найти в ней хотя бы единственное противоречие, а в современной научной парадигме их столько, что они уже превратили её в банальную лженауку, основанную на подтасовках и подгонках.

В исторической науке, как и в любой другой, важным элементом аргументации должна являться логика поступательного развития событий.

В истории Древности и Средневековья - это принцип обоснованного становления и продвижении присущих этим эпохам технологий и развития в них соответствующих инфраструктур.

Как всегда, гибель якобы очень древних Помпей историки определили в далёкую старину, в 79 год. Названа даже точная дата - 24 августа! На каком же основании это сделано?

У историков на это есть две версии.

Первая говорит о том, что Помпеи были основаны некими осками в 6 веке до н. э., а само название города с местного наречия обозначает число пять , что должно свидетельствовать о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений.

Вторая версия повествует о существующей в Италии древней легенде, согласно которой города Помпеи и Геркуланум были основаны древнегреческим героем Гераклом, победившим великана Гериона.

Конечно, верить можно во что угодно, даже в древнегреческих героев и сказочных великанов. И мы ведь знаем, как из историографии, так и из религии, как люди даже весьма недюжинного ума, словно креветки на живца, действительно легко оказывались в лапах самых примитивных и лживых идеологем. Но не пришло ли время отбросить старые сказки о прошлом и посмотреть на вещи трезвыми глазами?

Мы покажем, что знаменитая гибель Помпеи не имеет отношения к античным временам. Нам уже известно из предыдущих публикаций, что территория Апеннинского полуострова, принадлежащая ныне современной Италии, ни в 1 веке от Р. Х., к которому относят гибель Помпеи, ни даже ещё в 12 веке не была заселена какой-либо продвинутой цивилизацией.

Первые более-менее «цивилизованные» племена в землях Италии, названные итальянскими историками этрусками , датируются 13-14 веком от Р. Х. Сохранилось множество великолепных, неповторимых памятников этого древнего народа.

Даже знаменитая римская Волчица, кормящая Ромула и Рема, да и многие другие памятники старины - это достижения отнюдь не древнеримских италийцев, как думает обманутый историками обыватель, а подлинные культурные достижения этрусков .

Отметим, что вся древняя археология, обнаруживаемая в последние 400 лет на территории Италии, преднамеренно датируется европейскими историками значительно более поздним временем, чем это есть на самом деле.

Чтобы поддерживать на плаву мысль о глубокой древности Италии (знаменитого античного Рима, папского Ватикана, да и в целом Римской империи), историки вынуждены постоянно подогревать когда-то ими же самими сочинённые мифы об очень глубокой древности античных италийцев.

Что, надо полагать, немаловажно не только для престижа самой Италии в глазах мировой общественности, но и для более приземлённых материй -заманивания таким образом в «исторические» места неиссякаемого потока туристов.

Именно поэтому любые вновь обнаруживаемые «древние» артефакты на полуострове так легко причисляются к античным эпохам, причисляются по так называемому прецедентному признаку .

Скажем, если ранее в некой Флорентийской Тоскане или где-нибудь во французской Бретани найденные там монеты уже датировались, скажем, 6-м веком до н. э., то, стало быть, и любые другие, похожие монеты, раскопанные в любом месте Европы, должны давать тот же самый 6-й век до н. э.

Историки века нынешнего насчитывают гибели Помпей почти 2000 лет. Стало быть, когда Помпеи впервые раскопали, им было около 1700 лет! Как мы говорили, традиционная историография даёт даже абсолютно точную дату смертоносного извержения вулкана - 24 августа 79 года!

Но можно ли по сохранившимся под пеплом предметам утверждать, что жители погибших городов жили в 1 веке, т. е. почти 2000 лет назад? Естественно, что всё, что раскапывается на Апеннинском полуострове, сразу и непременно соотносится с глубокой древностью.

В среде историков давно существует заговор «под старину», если речь идет о раскопках в Европе. А вот древней, античной Руси-России места в традиционной историографии, оказывается, нет. Здесь у историков заговор в другую сторону - «под молодость».

Даже если раскапываются в русской земле ну очень древние свидетельства, они автоматически втискиваются в уже заранее определённую им, сравнительно позднюю хронологию. Как говорится - чтобы не нарушать отчётности. Возникает вопрос - как увязана история Помпей с прошлым античной Европы? Повлияет ли как-то разоблачение античности Помпей на анналы мировой истории?

Считается, что в 1648 году по указанию неаполитанского короля Карла III некий граф Алькубиерре начал раскопки на месте, которое местные жители называли Civita (Чевита, городище), и вскоре обнаружил под слоем пепла и лавы город, впоследствии и названный городом Помпеи.

Человеческая память коротка и ненадёжна. Особенно, если от неё скрывать информацию или просто её замалчивать. Так и случилось с Помпеями.

Ведь ещё не так давно, каких-то 100-120 лет назад многие италийцы прекрасно знали о существовании Помпей, и даже помнили о гибели сразу нескольких городов, расположенных в относительной близости от Везувия.

Но вот прошло, казалось бы, совсем немного времени, и новые поколения италийцев уже ничего не помнят. Старики вымерли, молодежь занята своими проблемами. А внукам и вовсе нет дела до истории.

Существует целый ряд доказательств, рассчитанных на здравость ума и элементарную логику, показывающих, что Помпеи не могли погибнуть летом в 1 веке н. э.:

Выясняется, что не мог. Под пеплом археологи обнаружили людей в тёплой одежде, которую в Италии летом никто никогда не одевает.

А полы погребённых домов жителей Помпей, в свою очередь, были застелены коврами. Кто бывал в этих краях Италии, знает, что там ковры летом никто не стелет.

2. В городище найдены остатки недопитого вина, запечатанного в бутыли.

Из историографии известно, что вино в 1 веке н. э. консервировать не умели, до нового урожая оно просто не доживало, попросту превращаясь в уксус.

Сам же «Праздник молодого вина» (по образцу современного праздника «Божоле Нуво») - это 1 ноября. Такое, старое вино не могло храниться до 1 ноября. В праздник пили молодое вино.

3. В 15 километрах от Неаполя (по дороге от Неаполя к Торре Аннунциата) до сих пор стоит памятник с эпитафией (на фасаде виллы Фараоне Меннела), посвящённой извержению Везувия 15 декабря 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. Везувий потерял 166 метров своей высоты, жерло вулкана расширилось с 2-х до 5,5 километров. Горящие осколки вулкана, оказывается, разрушали крыши домов в радиусе 90 километров от эпицентра Везувия…

4. На одной из фресок изображен фрукт ананас , который, как известно, появился в Европе только после открытия Америки.

5. В то же время, под пеплом Помпей обнаружена «фреска Рафаэля», где изображены «Три грации», две из которых стоят лицом, третья - спиной, и у каждой в руке по яблоку.

При этом грации полуобнимают друг дружку.

Три грации из Помпей (якобы 79 г.), содержащие сюжет Рафаэля из 16 века.

Теперь настоящие «Три грации» Рафаэля (1504 г.) есть возможность сравнить с фреской из Помпей.

Разница в том, что здесь в руках у женщин вместо молодых побегов яблоки.

Надо полагать, Рафаэль попросту подсмотрел у античных помпейских художников сюжет с обнажёнными девушками, чтобы нарисовать себе точно такой же!

Шутка шуткой, а ведь историки давно и хорошо знают об этих находках, но почему-то до сих пор молчат как рыбы!

Обратите также внимание на постановку ног граций. На обеих картинах ноги и расставлены, и подгибаются одинаково. То же самое можно сказать и о руках молодых женщин. На самом деле все это говорит лишь о том, что сами помпейцы, жившие уже после Рафаэля, вероятно в 16-17 веке, позаимствовали сюжет у этого великого живописца.

6. В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания! Спрашивается, каким образом средневековые письмена попали в начало «человеческой» эры, т. е. в 1 век нашей эры?

7. В процессе раскопок обнаружены различные бронзовые инструменты, неотличимые по технологии изготовления от современных. Это - уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты…

8. Рогаль-Левицкий в книге «Современный оркестр» сообщает, что в 1738 году, при раскопках Помпеи, были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы, и с золотыми мундштуками.

Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и по преданию, сохранившемуся с тех пор, этот древний античный тромбон всё ещё хранится в собраниях Виндзорского замка.

9. Также в Помпеях раскопан водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Можно ли изготовить столь технологичную вещь при помощи примитивных инструментов в 1-м веке? Известно, что подводящие и магистральные трубы в Помпеях были изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

Система водоснабжения в Помпеях не может не вызывать восхищения у современника. От водораспределительной станции в виде круглого резервуара диаметром в 6 метров, закрытого куполом у Везувианских ворот, вода по трубам диаметром в 30 сантиметров самотёком поступала к локальным водонапорным башенкам, служащим для снижения избыточного давления в системе и промежуточному накоплению воды для каждого квартала.

10. В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города.

Но ведь известно, что впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века!

А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от своих конкурентов венецианцы. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см.

Но каким образом в 1 веке итальянцы умудрялись изготовлять ровное плоское стекло?

Первые известные оконные (лунные) стёкла (из мутного стекла), для церковных окон даже еще в 1330 году изготовляли примитивным способом «центифугирования на палке». Ну, а первое настоящее оконное стекло методом современного вальцевания произвели только в 1688 г. на «Сен-Гобене».

Стеклянная ваза из Помпей, хранящаяся в национальный археологическом музее Неаполя. Историки уверяют нас, будто бы для античных помпейцев производство таких ваз было обычным делом.

Перечисление всех «странных» находок, собранных на развалинах Помпей и близлежащих поселений здесь не представляется возможным.

Кроме прочего, это ведь еще и холодное оружие 16-17веков, граффити на этрусском языке, это калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

Оказывается также, что помпейцы из железа делали себе замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки и т. д. Что тут скажешь? Мы уже привыкли не удивляться чудесам исторической науки.

Но удивляет даже не это, а то, как историки, будто сговорившись, ни за что не хотят пересматривать историю, несмотря на столь очевидные противоречия.

Примечательно, что в последнее время некоторые экспозиции итальянских городов-музеев, пострадавших от Везувия, становятся для туристов всё менее доступными. Всё больше появляется сообщений о том, что местные смотрители не допускают туристов, а особенно тех из них, кто проявляет прицельное любопытство, к наиболее «опасным» с разоблачительной точки зрения, объектам.

Надо думать, хранители музеев в Италии уже проинструктированы (как в том же Египте и Китае) на предмет возможной опасности разоблачения так называемой итальянской античности .

Всё больше и больше появляется независимых исследователей, подвергающих сомнению не только древность отдельных италийских сооружений или штучных артефактов, не только саму старину так называемой древнеримской культуры, но так же и объявленные древности Англии, Франции, Испании, Германии и многих других.

Однако хозяева и хранители этих древностей быстро научаются работать в новых условиях. Понимая, что время обманов и спекуляций на древностях так или иначе когда-то закончится, пытаются не допускать туристов и исследователей к отдельным, наиболее опасным «древним» экспозициям, запрещают фотографировать, запирают до особого распоряжения начальства конкретные музейные залы и площадки…

Вот и в историческом музее Салоник, хранящем хоть и скудные, но важные с исторической точки зрения экспонаты, почему-то запрещено снимать на фото. С чего бы это? А если и мы запретим иностранцам снимать, например, наш Аркаим на Урале, разве нас после этого не заподозрят в укрывании исторической правды?

Если хотя бы разрешить такой «пустяк», основанный, впрочем, на самых откровенных доказательствах, как Гибель Помпей в 17-м, а не в 1-м веке от Р. Х., то даже это, казалось бы, малосерьёзное хронологическое уточнение, вдруг внесённое в официальную историографию Европы, способно раскачать всё здание исторической науки.

Придётся пересматривать многое и многое, пытаться заново увязывать когда-то столь удобную, «стройную» и «логичную» картину прошлого с новыми данными. И пересмотр этот коснётся не только одной Европы.

Начнётся цепная реакция. Законы логики потребуют от историков увязать тысячи вновь возникших и противоречащих друг другу фактов, событий, ссылок, заставят переписать сотни тысяч основополагающих исторических, археологических, лингвистических и смежных с ними трудов. А это уже - миллионы загубленных учебников, пособий, туристических агентств и музейных хранилищ. Трудно даже представить, сколько на это потребуется средств и сил.

Для человека думающего даже и столь краткий обзор проблемы Помпей способен уже разложить всё по полочкам. Простая логика подсказывает столь же очевидный вывод - перечисленные свидетельства относят гибель городов не то что к 1-му веку, и даже не к раннему средневековью.

Все факты говорят за то, что Помпеи, Геркуланум и другие, близлежащие к Везувию якобы древние поселения Италии, погибли в довольно позднем средневековье. «Технология материальной культуры» - вещь серьёзная, со своими строгими закономерностями. Как говорится, нельзя съесть булочку, не взрастив сначала в поле хлеба, и не поджарив его печке. Законы развития ещё никто не отменял.

Последние 15-20 лет отличаются небывалым подъёмом самосознания представителей некоторой части общества. Их не так много, как, наверное, хотелось бы. Но достаточно, чтобы вызвать головную боль в головах историков.

Непременное желание пытливых современников искать и докапываться до истины лично , невзирая на устоявшиеся в науке и культуре взгляды, авторитеты и догмы, сметает на своём пути любые препятствия.

Наиболее «циничные» из них идут дальше - не доверяют вообще ничему, подвергая сомнению, например, фундаментальные основы физики, химии, астрономии. Человеку уже недостаточно просто слушать кем-то разжёванные истины, ему хочется дойти и вскрыть тайну самому. Возможно, даже переоткрыть основы (что часто и случается на деле), найти совершенно новое решение, ранее не известное.

Да и то сказать, где и как наука добывала свои знания о мире? Не пользовалась ли она своим, раздутым в кабинетах, авторитетом порой в ущерб подлинному знанию? И где гарантия, что наука попросту не дурила обывателя своими «ошеломляющими открытиями» ради обретения славы и хлеба?

Хорошо, когда это реальный эксперимент с исследуемым объектом, а не кабинетное умозаключение. Но какие основания верить, скажем, в научную теорию о строении Земли, возведенную на весьма приблизительных и непроверенных данных?

Или в то, например, что запасов нефти, газа и некоторых других «редких» запасов в недрах планеты осталось всего на несколько десятков лет?

Задумывались ли мы, сколько за историю науки было защищено и положено на полку научных открытий, диссертаций и монографий? Их миллионы. Мы о них почти ничего не знаем.

И вопросов таких много, только успевай руки подставлять.

Ведущий редактор рубрики «Сколько стоит человек»
Фёдор Избушкин

Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.) : "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.



Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения - не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2) : "... правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел..." Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы - его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.



Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.



Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).



Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.



Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще - слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже - вероятно, в 1759 или 1760 - он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок - 18 августа 1763 года - был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.


Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.



Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед - на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

Раскопки древних Помпей – это единственное место, где можно посмотреть, как в действительности выглядел древний римский город. В мире много руин поселений римского периода, например , но именно благодаря извержению вулкана Везувий город Помпеи сохранился в первозданном виде.

Нам не очень повезло во время посещения Помпей, так как шел проливной дождь. На этой странице есть много фото с места археологических раскопок. Многие из них могут показаться вам блеклыми, но мы никогда не редактируем фото, опираясь на актуальность даже в ущерб красоте.

К моменту извержения Везувия население города состояло из коренных жителей наполовину, и вторая половина состояло из римлян, которые переселились сюда. На раскопках постоянно находят керамику или просто рисунки с греческими надписями, свидетельство того, что греческая культура в Помпеях была еще широко распространена.

Архитектура Помпей почти полностью стала римской, вы можете не сомневаться, что посетите именно римский город, и посмотрите как жил народ великих завоевателей, покоривших все Средиземноморье.

Спустя 17 лет после землетрясения в 79-м году произошла ужасная катастрофа, вулкан Везувий начал свое самое сильное извержение. В воздух было выброшено огромное количество вулканического пепла, который покрыл близлежащую область слоем высотой около 6 метров. Весь город был погребен, над поверхностью остались только части колонн и стены самых высоких домов.

Когда в 1748-м году начались раскопки, инженеры обнаружили, что город Помпеи сохранился в первозданном виде и сейчас вы можете посетить его и посмотреть воочию, как жили римляне две тысячи лет назад. Сейчас археологические работы еще продолжаются, еще 25% города не раскопано.

Где находятся и как добраться до раскопок города Помпеи.

Внимание! На итальянском языке город Неаполь называется “Napoli”. Не забывайте об этом, когда будете искать нужный вам поезд или автобус.

Есть два маршрута, который вам подойдут:

Первый: Поезд Неаполь – Сорренто (Napoli – Sorrento). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pombei Scavi”.

Второй: Поезд Неаполь – Скафати (Napoli – Scafati). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pompei”.

У этих электричек немного разные маршруты и станции остановки около раскопок отличаются.

На оба поезда можно сесть в нескольких местах. Станции находятся около метро: Porta Nolana (3 и 4 линии), Piazza Garibaldi (3 и 4 линии), Via Gianturco (4 линия), San Giovanni a Teduccio (4 линия), Barra (4 линия), San Giorgio a Cremano (3 линия). Учтите, что 3 и 4 линии метро находятся не под землей, это фуникулеры.

Самое интересное, что можно посмотреть на раскопках Помпей.

Первое на что стоит обратить внимание – это дороги. Гордость Римского государства, некоторые из них, проложенные две тысячи лет назад, служат в Италии до сих пор. Покрытие улиц в городе выложено из обтесанного крупного камня.

На улице была проезжая часть (в центре на фото) и тротуары для пешеходов. Обратите внимание на крупные камни – это весьма интересное римское изобретение. Камни служили для пешеходов для пересечения улицы в дождливую погоду. Мы оценили такую систему лично, как раз в момент нашего посещения Помпей шел ливень.

В свою очередь повозки свободно проезжали по улице, колеса проходили между камнями. Больше фото дорог в городе смотрите в небольшой галерее фото ниже.

Не все здания в Помпеях сохранились в хорошем состоянии. Некоторые из них не вызовут у рядового туриста серьезного интереса. Мы будем рассказывать о самых интересных местах в городе.

Самый роскошный дом в Помпеях принадлежал Луцию Корнелию Сулле и его племяннику (хотя это скорее догадки, чем факты). Он называется домом фавна.

На входе в дом находится бассейн с бронзовой статуэткой фавна в центре, отсюда и название. Статуя совсем небольшая по размеру, взрослому человеку примерно по колено.

Фавн не совсем обычный. Чаще всего это божество изображают с козьими ногами и копытами. У этой скульптуры ноги человеческие, но черты и выражение лица, прическа и поза точно такие, как принято изображать именно у этого божества.

Дом имел огромные размеры 110 на 40 метров. Такой дом был признаком наивысшего статуса владельца, учитывая, что он находился в пределах городских стен. За стенами можно было построить даже еще большее строение, земля там была дешевая, и ее было много. Внутри стен такой особняк мог позволить себе только самый богатый гражданин города.

При раскопках в доме фавна было найдено огромное количество украшений из золота и серебра, самой ценной находкой из драгоценных металлов был золотой браслет в форме змеи, обвивающей руку владельца.

Но еще более ценными находками были мозаики, которых было найдено несколько десятков. Все они были удалены и заменены копиями. Оригиналы можно посмотреть в музее Неаполя. Самая ценная мозаика называется “Битва при Иссе”. Она показывает важную битву Александра Македонского в персами во главе с царем Дарием. Фото оригинала из музея Неаполя вы можете посмотреть ниже.

К большому сожалению, часть мозаики утрачена безвозвратно. Сама картина датируется 100-м годом до нашей эры, то есть она была создана уже спустя более, чем 200 лет после смерти Александра Великого. Предположительно – это копия еще более древней греческой мозаики.

В Помпеях в доме фавна вы можете посмотреть копию, установленную сюда в 2005 году. Команда из девяти мастеров из города Равенна работал над этой копией два года, возглавлял их Северо Биньями. Ее невозможно сфотографировать сверху и целиком, фото участков вы найдете в небольшой галерее фото ниже.

На территории дома находилось центральное здание с бассейном для сбора дождевой воды, отдельные здания для рабов, кухня, большой сад и несколько других хозяйственных построек. Фото из дома фавна вы найдете в небольшой галерее ниже, сад, конечно, был полностью уничтожен извержением, на фото вы увидите реконструкцию сада.

В Помпеях сохранилось несколько пекарен с жерновами для мола муки и печи для выпекания хлеба. Римляне не пекли хлеб дома, а покупали его прямо около пекарен, которые работали почти круглые сутки. В большинстве домов и квартир обычных граждан вообще не было приспособления для приготовления горячей пищи. Фото пекарни вы найдете в небольшой галерее ниже.

Следующее здание в Помпеях попадает под категорию (18+), поэтому тем читателям, кто не достиг 18 лет, мы запрещаем читать эту часть статьи. Понятно, что это никого не остановит, но попробовать стоило.

Это отлично сохранившийся публичный дом, который находился на втором этаже здания. Такие заведения в римских городах не были шикарными. Обычно бордель состоял из нескольких комнат без окон и даже без вентиляции.

Койки были очень маленького размера и покрывались соломой и шкурой сверху. Клиенты и обслуживающий персонал (мы умеет подбирать приличные синонимы) находились скорее в сидячем, чем лежачем положении. Единственным украшением комнат были фрески и изображениями явно эротического содержания. Фото смотрите в галерее ниже.

Большой амфитеатр сохранился плохо, ступени в нем были деревянными и были полностью разрушены извержением. Он использовался в основном для гладиаторских боев и подобных кровавых представлений для толпы.

Малый театр сохранился лучше, скамьи в нем были сделаны из камня. В малом театре чаще всего устраивали театральные представления, диспуты или выступления ораторов.

Центральным местом города являлась площадь, которая в римских городах называлась форумом, она служила и рынком и местом собраний граждан по политическим вопросам.

Некоторые историки утверждают, что форум вмещал всех жителей города, что сомнительно. Население Помпей в момент расцвета составляло более 20 000 человек. На фото ниже вы видите фигуры людей, думаем, что 20 000 человек на площадь просто не поместятся.

Во время извержения вулкана Везувий и гибели города погибло по разным оценкам от 2 до 16 тысяч человек. Около 1000 тел было найдено при раскопках, но в очень интересном виде. Люди были завалены пеплом прямо в тех позах в которых погибли. В пепле образовались пустоты и их заливают гипсом, чтобы получить слепок.

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы – землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год – на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год – археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

gastroguru © 2017