Покровский женский монастырь в суздале. Суздаль, Покровский монастырь: история, описание, интересные факты Суздальский монастырь

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Покровская
Дата основания: 1364 год
Основные достопримечательности: Покровский собор, Шатровая колокольня, Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь, Зачатьевская трапезная церковь, Приказная изба
Координаты: 56°25"45.9"N 40°26"13.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Своему появлению Покровский монастырь обязан чудом. По преданию, суздальско-нижегородский князь Андрей Константинович плыл из Нижнего Новгорода в Суздаль, и на его ладью обрушилась страшная буря.

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь . Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь. Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя. Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку .

Покровский женский монастырь

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря

1. Покровский собор

Панорама главного храма Покровского монастыря предстаёт перед зрителем во всей красе с противоположного левого берега реки Каменки. Сооружение каменного собора в честь Покрова Богоматери началось в 1510 году по велению Василия III на месте более древнего деревянного храма.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор)

К 1518 году среди низких монастырских келий вознёсся новый собор, стоящий на высоком подклетном этаже. Монументальный, четырёхстолпный храм с трёх сторон окружён двухэтажной открытой галереей, на которую с северо-запада и юго-запада ведут два крыльца. С востока к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами-прорезями. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и опоясаны резным карнизом с мелким рисунком. Стены собора, украшенные аркатурно-колончатым поясом, завершены килевидными закомарами, из которых вырастают три мощных барабана, увенчанных шлемовидными позолоченными главками. Внутреннее убранство Покровского собора изначально отличалось аскетизмом отделки: белые стены, не имевшие росписей, создавали поразительный контраст с полом, вымощенным чёрными керамическими плитками.

Украшением интерьера служили иконы и произведения художественного шитья, выполненные монахинями. Внизу стен оборудованы небольшие ниши, предназначенные для складирования церковных книг, икон и прочих предметов церковного культа. В настоящее время особо ценные иконы Покровского собора хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

2. Шатровая колокольня

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня, примыкающая с юго-запада к Покровскому собору, соединена с ним крытой галереей. Нижняя пластичная, мощная часть колокольни с широкими угловыми лопатками построена в 1515 году. Этот широкий восьмигранный столб, некогда увенчанный главкой, использовался в качестве церкви во имя «Происхождения честных древ креста». В XVII веке над храмом были надстроены арочный ярус звона и стройный шатёр, завершённый тремя рядами слуховых отверстий. Крытая галерея, связывающая звонницу и собор, пышно декорирована рустом и окнами с изящными наличниками. В звоннице сохранился колокол 1589 года, пожалованный дворянином Демидом Черемисиным Покровскому монастырю .

3. Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

В южной стене ограды располагался парадный вход в Покровский монастырь - Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные около 1515 года по приказу Василия III. Святые ворота сочетают в себе элементы крепостного и культового зодчества. Нижняя часть строения, выполненная в виде башни, имеет проездную арку. Верхнюю часть массивного четверика занимает трёхглавая церковь, по декору напоминающая Покровский собор.

Надвратная Благовещенская церковь

Её фасады покрыты узором, состоящим из валиков, поребриков и ширинок разных размеров. Центральная глава церкви опирается на массивный барабан, поднятый на ярусе кокошников. По углам храма помещены два миниатюрных придела, увенчанных барабанами со шлемовидными куполами. По преданию, в юго-восточном приделе находилась молельня великой княгини Сабуровой. Своим главным фасадом церковь обращена на «Стромынку» - главную московскую дорогу. По этой дороге в Суздальский Покровский монастырь приезжали высокопоставленные гости из Москвы, в том числе Иван Грозный, привозивший в обитель ценные дары.

4. Зачатьевская трапезная церковь

К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная церковь, первоначально освящённая во имя зачатия святой Анны. В 1551 году на месте деревянной церкви Иван Грозный воздвиг каменный храм в память о своей умершей дочери Анне .

Зачатьевская трапезная церковь

Зачатьевская церковь напоминает гражданское здание: её основу составляет прямоугольный трапезный зал, перекрытый двускатной кровлей. С юго-запада к трапезным палатам примыкает шестигранная часовая звонница, а с востока - собственно объём церкви, обозначенный небольшой главкой. Здание украшено ромбовидным орнаментом из мелкого кирпича, характерного скорее для польской, чем для русской архитектуры. Возможно, зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер, приглашённый Еленой Глинской. На втором этаже здания размещается просторный трапезный зал с мощными сводами, опирающимися на единый столп. Нижний этаж занимают хлебопекарня, поварня и другие подсобные помещения.

5. Приказная изба, или судный дом

Приказная изба, или судный дом

В юго-западной части Суздальского Покровского монастыря находится приказная изба. Вытянутое прямоугольное здание состояло из трёх помещений: северное занимал архив, центральное - вотчинная канцелярия, а в крайнем южном помещении проводились допросы провинившихся монахинь и крестьян, привезенных сюда за недоимки. Вотчинную канцелярию возглавлял дьяк, управляющий монастырским хозяйством. Сегодня в здании открыта экспозиция, воссоздающая интерьер приказной избы конца XVII века . Под приказной избой располагается подвал - тюремный «мешок» размером 2х4 метра, где содержались узницы.

История Покровского монастыря

Согласно сказаниям, когда князь Дмитрий Константинович держал путь в Суздаль из Нижнего Новгорода, его ладья попала в сильную бурю. Молясь о спасении, он пообещал возвести иноческую обитель, если выживет. Князь сдержал слово, заложив в 1364 году Покровский монастырь. Все постройки были выполнены из дерева и в дальнейшем неоднократно переделывались.

Жизнь в монастыре оживилась, когда в XV веке неподалеку от его стен проложили дорогу на Москву. Нынешний архитектурный ансамбль сложился в XVI столетии. Этот период связан с драматическими событиями в семье царя Василия III, который решился пойти на неслыханное нарушение церковных правил и развестись с супругой Соломонией Сабуровой, обвиняя ее в бесплодии. Выбранная из 500 невест представительница древнего боярского рода за 20 лет брака не родила детей, за что была сослана в стены Покровской обители.

В 1551 году Зачатьевская церковь на территории храмового комплекса была перестроена в камне. Работы финансировались Иваном Грозным, решившим почтить таким образом память дочери Анны. В XVII веке сюда же были пристроены апсида и поварня, продолжено возведение ограды, заложенной еще в XVI веке.

В 1923 году в связи с приходом к власти большевиков богатства Покровского монастыря были раскрадены, а сам храмовый комплекс – закрыт. В 1933-1936 годах на территории обители работала секретная лаборатория тюремного типа, которую в народе называли «шарашкой». Здесь над разработкой биологического оружия трудились опальные ученые. Уже в 1934 году объект передали Институту биохимии РККА. В 1935 году заключенные здесь микробиологи Б. Я. Эльберт и Н. А. Нагайский создали первую эффективную сыворотку против туляремии.

В период 1950-1960-х годов Покровский монастырь подвергся капитальной реставрации, вернувшей ему облик XVI века, и превратился в музей. Но уже в 1970-1980-е обитель переделали под гостиничный комплекс, выстроив отдельные деревянные домики для постояльцев. В зданиях монастыря открыли ресторан и бар, а главный храм переоборудовали под концертный зал.

Духовная жизнь возродилась в обители только в 1992 году. Последние постройки перешли в собственность храмового комплекса недавно в качестве подарка от частного лица. 11 деревянных изб длительное время использовались для сдачи туристам («Гостиница Покровская»), но в 2008 году были переделаны под кельи монахинь и приют для девочек.

Сегодня все постройки Покровского монастыря охраняются ЮНЕСКО. Интересно, что пруд, который находится с правой стороны от входа в обитель, получил известность благодаря фильму «Женитьба Бальзаминова».

Соломония Сабурова – первая узница Покровского монастыря

Наиболее громкой историей, связанной с Покровским монастырем в Суздале, стало заключение здесь Соломонии Сабуровой. Этот инцидент положил начало жестокой традиции ссылки в обитель неугодных жен и дочерей, волей судьбы оказавшихся вовлеченными в политические интриги.

Вознамерившись жениться на литовской княгине Елене Глинской, Василий III начал финансировать монастырь, подготавливая место для пожизненного заключения первой супруги. На его деньги деревянный собор и Святые врата перестроили в камне, возвели ограду и кельи, не сохранившиеся до наших дней. Согласно сказаниям, царица сопротивлялась решению мужа и даже растоптала ногами поднесенный ей монашеский куколь, воскликнув, что Бог не оставит такую несправедливость без возмездия.

В 1505 году Соломонию Сабурову разместили в Покровском монастыре под именем инокини Софии. Это решение вызвало возмущение патриархов, осудивших поступок царя. Уладить ситуацию Василий III сумел только интригами и крупными пожертвованиями. Так, по его воле митрополит Варлаам был лишен сана, что стало беспрецедентным событием в истории Руси.

Иерусалимский патриарх Марк заявил, что несправедливость правителя будет отомщена – в новом браке родится «злое чадо», превосходящее по жестокости предыдущих правителей. Можно говорить, что предсказание сбылось, поскольку через 4 года Елена Глинская стала матерью Ивана IV, получившего прозвище Грозный.

Считается, что на момент заключения Соломония Сабурова уже была беременна и в Покровском монастыре родила сына Георгия. Опасаясь за жизнь царевича, она инсценировала смерть и похороны ребенка перед московскими дьяками, которые прибыли проверить весть о новорожденном. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.

В пользу данной версии говорят результаты археологических исследований А. Д. Варганова. В 1935 году ученый вскрыл предполагаемую могилу царского наследника в монастыре, но обнаружил там только тряпичную куклу, одетую в детскую шелковую рубашку, обильно расшитую жемчугом. Не исключено, что с помощью фальшивых похорон царица хотела доказать свою возможность иметь детей и пристыдить жестокого мужа, но эта тайна так и осталась нераскрытой. Экспозиция, посвященная данной теме, представлена в Суздальском кремле.

Соломония была похоронена здесь же. Рака с ее мощами установлена в Покровском храме справа от входа. В 1650 году царица была канонизирована и с тех пор она почитается как София Суздальская – покровительница города, которой паломники молятся об исцелении детей, излечении от бесплодия. Благодаря этому в Покровский монастырь ежегодно приезжают сотни верующих, что обеспечивает процветание обители на протяжении веков. Говорят, что сам Иван Грозный специально приезжал в Суздаль, дабы возложить на гроб Сабуровой пелену, пошитую его женой Анастасией.

В усыпальнице монастыря находятся останки и других благородных жительниц обители, в их числе: Анна Васильчикова (супруга Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Евпраксия Пожарская, Евдокия Нагая (жены Владимира Старицкого) и многие другие. Имена и места упокоения можно увидеть в большом склепе, устроенном в подвальном помещении главного храма.

Основные святыни Покровского монастыря

  • Мощи Софии Суздальской.
  • Икона целителя Пантелеймона.
  • Лик святых Петра и Февронии.
  • Икона Луки Крымского.
  • Лик Николая Чудотворца.
  • Икона Матроны Московской.

Большинство святынь содержит частицы мощей праведников.

Главные элементы храмового комплекса

Свято-Покровский женский монастырь производит впечатление чистого, светлого, благостного места. В архитектуре белокаменного комплекса нашли свое место как древнерусские, так и западноевропейские элементы.

Покровский собор

Покровский собор – это основное здание монастыря, построенное в период 1510-1514 годов на месте более древней деревянной церкви. Массивная постройка, соответствующая архитектурным канонам того времени, является центром храмового комплекса. Четырехстолпный собор возведен на высоком цокольном этаже и окружен двухэтажной галереей. С северо-запада и юго-запада оборудовано два широких крыльца с крытыми лестницами.

С восточной стороны пристроена алтарная часть на три апсиды, которые разделены гладкими колоннами со сложным резным рисунком. Дополнительным украшением являются высокие узкие окна, визуально вытягивающие сооружение. Стены церкви обнесены килевидными сводами, а три основных барабана украшены шлемовидными позолоченными полусферами. Дополнительной декоративной деталью являются глубокие порталы с яркими резными дыньками.

Изначально интерьер собора был аскетичен: белые стены, черный керамический пол. Этот эффектный контраст дополнялся иконами и художественным шитьем местных монахинь. В нижней части стен предусмотрены ниши «печуры», в которых ранее хранили церковную утварь, литературу, прочие необходимые для службы предметы. Наиболее ценные экспонаты Покровского монастыря сегодня размещены в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга. В подвальном помещении постройки находится усыпальница, открытая для посещения туристами и паломниками.

Собор много раз перестраивался, менялись его внутреннее и внешнее убранство, но в ходе реставрации 1962 года под руководством И. А. Столетова зданию придали облик, максимально приближенный к образцу XVI столетия. Украшена церковь в стиле Рождественского храма Суздальского кремля.

Шатровая колокольня

С северо-запада Покровский собор соединен галереей с Шатровой колокольней. Она была построена в 1515 году, но от здания того периода осталась только нижняя часть. Это была высокая восьмиугольная церковь с колоколом и престолом Происхождения честных древ, украшенная кирпичным сводом.

В XVII веке башня получила арочный ярус и острый вытянутый шатер с тремя рядами слуховых окон (люкарн). В этом же столетии основной собор и колокольню соединили галереей закрытого типа на арочном подножии. Окна коридора украшены роскошными наличниками и рустованными пилястрами. В звоннице сохранился старинный колокол, который храму пожаловал дворянин Демид Черемисин в 1589 году.

Святые ворота с надвратной церковью

Святые ворота с надвратной церковью были возведены в 1515 году. Они одновременно выполняли роль храма и мощного оборонительного укрепления. Общая композиция напоминает основной собор: между двумя арками для транспорта и пешеходов устроен массивный четверик, в верхней части которого разместилась небольшая церковь. Оба придела увенчаны блестящими золотыми куполами, а центральная башенка украшена узкими окнами и опирается на двойной ряд килевидных сводов.

Фасад декорирован мелким узором, который похож на искусную резьбу по дереву. Данный элемент архитектурной композиции многократно перестраивался, но первоначальный вид обрел только после реставрации 1958 года под руководством А. Д. Варганова. Церковь обращена в сторону «Стромынки» – дороги на Москву.

Зачатьевская церковь

Ранее на этом месте находился деревянный храм, освященный в честь зачатия дочери Ивана Грозного, но после 1551 года и смерти девочки его заменили каменным сооружением. Интересно, что Покровский монастырь получил право беспошлинного ввоза камня для возведения этой части комплекса. Крупное здание с одной главой стилистически выделяется на фоне окружающей архитектуры.

Церковь имеет необычный декор в виде красных ромбов, а стены и купол выполнены из мелкого кирпича в польской технике. Некоторые исследователи считают, что архитектором был иностранный мастер, приглашенный Еленой Глинской.

Основой сооружения является трапезная, разместившаяся на втором этаже. Главным украшением стали впечатляющие внутренние своды, опирающиеся на единственный столп. Шестигранная колокольня достроена с юго-запада, а собственно церковь располагается с востока и обозначена миниатюрным куполом. Нижний этаж и прилегающие здания отведены под пекарню, ледник, прочие подсобные помещения. Отреставрированная поварня XVII века является уникальным образцом русской архитектуры.

Судная изба (приказная палата)

Канцелярское здание было возведено в XVII веке, а сегодня переделано в музей с историческими интерьерами. В северной комнате располагался монастырский архив, центральное помещение занимала канцелярия, а южная часть была отведена для дознаний провинившихся крестьян и монахинь. Главой приказной палаты являлся дьяк, заведующий хозяйством святыни. В подвале здания находится каменный карцер 2х4 метра, где содержались узницы.

Башни и ограда

Каменная ограда с башнями представляет собой отдельное произведение искусства. В северной части монастырского комплекса сохранился фрагмент стен XVII века. Башни с округлыми куполами, разделенные на ярусы, образуют изолированный двор. Возможно, ранее они имели шатровые верхушки и выглядели наряднее. Первая капитальная реставрация ограды прошла только в XX веке.

Туристам

Вход на территорию Покровского монастыря бесплатный, проводятся экскурсии на пожертвования. Для посещения святыни желательно оставить заявку на официальном сайте обители. К осмотру открыта большая часть территории, кроме хозяйственных построек и келий служительниц.

Экскурсии проводятся с 10.00 до 17.00 во все дни, за исключением среды, четверга и последней пятницы месяца. Паломники могут посещать святыню с 7.00 до конца вечерней службы. Остаться до утра в монастыре не получится – ни туристов, ни паломников на ночлег не размещают.

На территории Свято-Покровского женского монастыря работает церковная лавка, где можно приобрести иконы, свечи, духовную и историческую литературу, нательные крестики и другие освященные сувениры. Здесь же вы сможете заказать молебен, поминовение на Литургии, панихиду, сорокоуст. По субботам и воскресеньям для гостей открыта трапезная, где предложат отведать блюда, полностью соответствующие монастырскому уставу.

Как добраться

Адрес Покровского монастыря: город Суздаль, улица Покровская, 43-76.

Из Москвы до Суздаля легко доехать прямым автобусом или рейсом до Иваново с последующей пересадкой. Местный автовокзал расположен за городом, поэтому до монастыря необходимо добираться на общественном транспорте, такси или пешком. Ближайшая к обители автобусная остановка – «Поселок Сельцо», откуда придется немного пройтись, ориентируясь на белоснежные храмы.

Путешественники на автомобиле должны ехать по трассе М-7 в сторону Владимира, затем свернуть на Иваново, а через 12 километров повернуть налево к Суздалю. Также с Курского вокзала в Москве отправляются поезда. Есть прямые рейсы до Владимира, с вокзала которого до Суздаля каждые полчаса отходят автобусы.


В Суздале имеется пять монастырей.

Самый большой и наиболее хорошо сохранившийся - Спасо-Евфимиев монастырь. Он основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. По его просьбе монах Нижегородского Печёрского монастыря Евфимий ("сопостник и сомолитвенник" Сергия Радонежского) выбрал на высоком берегу реки Каменки место для обители.

При Екатерине II, во время секуляризации церковных имуществ, монастырь лишился своих вотчин и крестьян, число монахов сократилось до 17.
В наши дни обитель включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это целый "музейный град" - комплекс, включающий 10 экспозиций.

От стен Спасо-Евфимиевой обители хорошо виден девичий Покровский монастырь.

Он расположен в северо-западной части города, в низине правого берега Каменки. Его древние церковные здания обнесены каменной монастырской стеной с девятью башнями.

Основание монастыря относится к 1364 году (это самый "молодой" из суздальских монастырей). Как повествует сказание, поводом для основания монастыря послужило чудесное спасение от гибели суздальско-нижегородского князя Андрею Константиновичу . Как-то, когда Андрей плыл по Волге из Нижнего Новгорода в Суздаль, на княжескую ладью обрушилась поднявшаяся буря. В горячей молитве Андрей дал клятвенное обещание Богородице, что в случае спасения он построит в Суздале девичий монастырь. Буря улеглась, а благодарный князь украсил Суздаль обетным монастырем в честь Покрова Богоматери.

В стенах обители содержались две царицы. Первая - это Соломония Сабурова, первая супруга Василия III. После 21 года бездетного брака она была насильно пострижена в монахини и сослана в Суздаль, где под именем София прославилась 17-летней праведной жизнью. В 1995 г. произошло обретение ее мощей. Память прп. Софии отмечается 1(14) августа и 16(29) декабря.

Спустя три с половиной столетия в стенах монастыря поселилась первая супруга царя Петра - Евдокия Лопухина. Не сойдясь с женой характерами, Петр нашел себе сердечную отраду в любовных отношениях с Анной Монс , дочерью виноторговца из Немецкой слободы. А несчастная Дуня 1698 году была сослана в суздальский Покровский монастырь, где ее насильно постригли в монахини под именем Елена.
Молодая женщина не смирилась с навязанным ей «ангельским житием». В 1710 году в Суздаль приехал для набора рекрутов майор Степан Глебов . Из любопытства и вежливости он сделал визит в Покровский монастырь, поднеся расстриженной царице меха и роскошную шубу. И получилось так, что стал он после этого захаживать к Евдокии-Елене все чаще, и не только днем, но и по ночам…
Евдокия горячо полюбила красавца майора. «Где твои мысли, батько мой, там и мои, где твои желания, там и мои - я вся в твой воле», - писала она ему. Однако их счастье продолжалось недолго. Глебов вскоре охладел к тайной любовной связи и через два года порвал с Евдокией.
Спустя много лет, во время следствия по делу царевича Алексея, правда об их отношениях всплыла наружу. Месть Петра была жестокой. В лютый мороз Глебова посадили на кол, и чтобы продлить его муки, укутали в теплую шубу. Благодаря заботливости палачей, он умер только на третьи сутки.
Царица Евдокия провела в монастырях и тюрьмах еще целых 10 лет и получила свободу только в 1730 году, незадолго перед смертью. Могила ее находится в московском Новодевичьем монастыре.

Основные монастырские постройки, в т.ч. трехглавый Покровский собор, относятся к 1510-1518 гг.

В советские годы монастырь был местом "шарашки", где работали репрессированные профессора-микробологи. Сестер изгнали, а настоятельницу - матушку Марию расстреляли в 1937 г.
В 1950-х гг. монастырь отреставрировали, моастырский ансамбль внесен в каталоги ЮНЕСКО. Монахини вновь поселились в кельях в 1992 г. Сейчас их около 30-ти.

Рядом с Покровским монастырем через речку находится ансамбль Александровского монастыря.

Эту обитель, предназначенную для вдов и сирот и некогда титуловавшуюся Большой Лаврой , основал в 1240 г. князь Александр

Это древнейший суздальский монастырь, основан в 1207 году. Прославлен св. Евфросиньей (память 25 сентября/8 октября). В миру ее звали Феодулия. Она была дочерью черниговского князя св. Михаила Всеволодовича. Ее отослали к ее жениху, боярину Мине, но по пути она узнала о его смерти и приняла постриг с именем Евфросинья. Канонизирована в 1581 г.

Старейшая постройка - Ризоположенский собор (1520-е гг.).

Преподобенская колокольня - самая высокая (72 м) постройка и монастыря, и города в целом.

На колокольне - антенны сотовой связи.
В 1923 г. монастырь закрыли, на его территории размещался особый дивизион ОГПУ.
Ныне только часть из монастырских построек передана монахиням, коих сейчас около дюжины.

И, наконец - Васильевский монастырь. Полагают, что своё название обитель получила потому, что обязана своим основанием самому равноапостольному князю Владимиру, который, как известно, крестился с именем Василий. По преданию, он сам в 990 г. крестил на этом месте суздальцев.
Однако первое упоминание монастыря относится к 1253 г. До XVII в. монастырь был деревянным. В 1662 г. началось строительство трехглавого собора, которое продолжалось по бедности монастыря целых 7 лет.

Указ 1764 г. оставил монастырь без вотчин. В 1899 г. обитель приписали к Ризоположенскому монастырю, обратив в женскую.
Здесь, в частности, похоронен известный суздальский врач Д.П.Моренков (ум. в 1830) - "друг страждущего человечества", как было написано на часовне над его могилой, снесенной в ХХ в.
Закрытый в 1923 г., монастырь был превращен в хоз. двор, но в 1950-х гг. отреставрирован. Братская община вновь зарегистрирована в 1995 г. Насельников монастыря - человек 10. Однако часть построек по-прежнему заняты горожанами.

Васильевский монастырь находится в городе Суздаль, считается православным действующим монастырем. Его постройка началась в XIII веке, он имеет форму кубовидную, и в нем практически нет декораций, лишь только украшенные ворота.

Красивый вид монастырю добавляет блеск чистоты стен и позолоченный купол.

Изначально были построены ворота для обороны, после чего уже в 1662-1669 годах построен главный собор монастыря Васильевский. Собор расположился на месте старой церкви, где князь Владимир проводил крещение местных жителей.

Если взойти на вершину, вы увидите смотровую площадку. Стретенская церковь и старинная ограда со Святыми воротами сохранена в Васильевском монастыре, так же около него находится кладбище, на котором расположена могила Христа ради юродивой Евдокии.

В 1995 году на 31 января вновь возобновлен монастырь как мужской, и передан в правление русской православной церкви.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь - мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка, на севере города Суздаля. Его основание датируется 1352 годом, основателем был нижегородский князь Борис Константинович.

Первоначально монастырь строился как крепость. Она предназначалась для защиты города как от внешних, так и от внутренних врагов. Тогда монастырь назывался просто Спасским - Спасо-Евфимиевым стал называться позже, в честь первого игумена монастыря, преподобного Евфимия Суздальского.

До наших дней первые деревянные постройки монастыря, к сожалению, не дошли. Нынешний вид монастырь приобрёл в XVI-XVII веках. Постройки того времени были построены на деньги княжеско-боярской знати. Монастырь со всеми постройками занесён в список культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Александровский монастырь (Суздаль)

Александровский монастырь - это женский монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка в Суздале. В исторических летописях сказано, что этот монастырь был построен по приказу Александра Невского в 1240 году.

Первоначальные многозначительные памятники архитектуры до наших дней, к сожалению, не сохранились. В 1695 году на территории монастыря возвели церковь с колокольней Вознесения Господня. Она была построена на деньги матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны. Особый интерес представляет именно эта церковь. Её окна украшают резные наличники, с простыми колонками в первом ярусе, и с фигурными колонками во втором. Высокие барабаны украшены такими же резными колонками. Монастырь окружён невысокой оградой, которую сделали в первой половине XVIII века.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь является одним из самых древних монастырей Руси, просуществовавших до наших дней. Он был основан в 1207 году и расположился в северной части города Суздаля. Недалеко от него протекает река Каменка и стоит старый кремль. В XVI веке в монастыре появились первые каменные постройки, но ни одно из наиболее старых зданий до наших дней не сохранились. В древности монастырь находился вне городской защиты, за пределами укреплений и насыпей.

Любителям красивой архитектуры, помимо зданий, обязательно приглянутся Святые ворота. Они имеют две арки разной величины, каждая из которых украшена каменной резьбой с изразцами.

Покровский монастырь (Суздаль)

В северной части города Суздаля, на правом берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году князем Дмитрием Константиновичем.

Вид ансамбля монастыря, который дошёл до наших дней, был придан ему в XVI веке. В те времена в монастырь отсылали в заточения представительниц аристократических фамилий, постриженных в монахини. Многие известные женщины, каждая из которых вложила свой вклад в развитие истории России, приняли постриг и были переведены в Покровский монастырь.

Сейчас он является действующим. Богатое оформление и старинные постройки привлекают большое количество туристов, желающих полюбоваться красотой монастыря.


Достопримечательности Суздаля

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря высокому примеру его жизни и его наставлениям Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о монастыре святым подвижником: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.

Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.

При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда Петром в 1698 году. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. Она ежедневно ходила к богослужениям, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М. И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа была сослана в Александровский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их принимали к себе местные жители.

После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.

Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале.

Возрождение монастыря вернуло к вопросу о возобновлении почитания преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.

Первые годы были наполнены трудами по восстановлению обители. Ремонтировался переданный в 1993 году Покровский собор. Его освящение было торжественно совершено владыкой Владимирским и Суздальским Евлогием 24 апреля 1994 года. С того времени в обители богослужения стали проходить ежедневно. Открылась воскресная школа для детей. Одной из сторон социального служения обители стала помощь городскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. В монастыре с первых лет обустроены швейная и иконописная мастерские. Для нового четырехъярусного иконостаса Покровского собора сестры сами написали иконы. В 1996 году в селе Менчаково Суздальского района строится монастырское подворье.

В январе 2005 года обители был передан зимний храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. Деревянные дома, расположенные по периметру монастыря, в которых размещались номера гостиницы "Покровская", были переданы обители в 2008 году, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения.

Возрожденная сегодня обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных городов. В 2014 году обитель отметила большой исторический юбилей - 650 лет со времени основания. В 2017 году было отмечено 25-летие со времени возрождения.

gastroguru © 2017