Норвегия путеводитель. Путешествие по норвегии на собственном автомобиле. Проживание в Норвегии

Путешествие продолжалось 2½ недели. В первые дни мы стремительно пронеслись через всю Финляндию с юга почти до самого севера. Затем неспеша проехали по Норвегии с северо-запада на юго-восток, посетив большое количество природных, исторических и городских примечательных мест - от Нордкапа до Прейкестулена. А в последние дни не менее стремительно пронеслись с запада на восток через Швецию и Финляндию обратно до Питера. Итого получилось примерно 6800 км (по автомобильному одометру) плюс многочисленные короткие и длинные паромные переправы, которые мы не считали.

Главное впечатление поездки: суровая северная природа прекрасна! Море, фьорды, горы, ледники, бурные реки и водопады, необычная растительность на севере - мхи и лишайники, олени бродят повсюду, как будто бы нет людей вокруг, солнце светит всю ночь, мосты и тоннели - десятки каждый день, высота постоянно меняется от 0 до 1000 метров над уровнем моря, что аж уши закладывает. Хотелось останавливаться каждые 50 километров и массово фотографировать всё это, чтобы потом три года показывать.

Главное разочарование поездки: на пятый день путешествия у меня умер фотоаппарат, не выдержав сурового северного климата, поэтому фотографий не будет.

[ | ]
2. Путешествие начиналось через Финляндию, а Финляндия каждый раз дарит нам неожиданные сюрпризы. На этот раз сюрпризом был музей колоколов под открытым небом, встретившийся нам около 4-й дороги где-то на юге северной Остроботнии.

[ | ]
3. Заехали в Оулу погулять несколько часов и переночевать. Оулу оказался большим и симпатичным финским городом, как и ожидалось. На фото - скульптура полицейского на рыночной площади, один из символов города.

[ | ]
4. На следующий день был Рованиэми - самый большой по площади город Европы, но довольно небольшой по населению. Рованиэми, в отличие от Оулу, не понравился. Застройка хаотична и не интересна, не ощущается финского уюта. На фото - площадь Лорди, центральная площадь Рованиэми, названная в честь известной современной финской панк-рок-группы.

[ | ]
5. Рядом с Рованиэми мы пересекли полярный круг туда-сюда несколько раз:-) и погуляли по “музейной” деревне Санта-Клауса, точнее говоря, Йоулу-пукки, если по-фински. Хотели ещё зайти в подземный Санта-парк, расположенный под полярным кругом, но в те дни он был закрыт в связи с “летним Рождеством”. Это последняя финская фотография, а дальше будет, собственно, Норвегия.

[ | ]
6. Самая северная точка нашего путешествия - мыс Нордкап, самая северная точка материковой Европы, расположенная на 300-метровой скале на острове, связанным с материком 6-километровым тоннелем 250-метровой глубины. Сюда мы стремились попасть в неделю летнего солнцестояния и непременно в полночь, чтобы насладиться максимально высоким полуночным солнцем. К сожалению, в полночь не повезло с погодой (поливающие облака начинались на 50-метровой высоте, а Нордкап находится на высоте 300 метров), но северная погода внезапно меняется по несколько раз в сутки, и через пару часов было уже вполне солнечно.

[ | ]
7. Ледник (или снежник?:) на горе летом в солнечную ночь прекрасен! Все ледники-снежники расположены на разных высотах, поэтому таять начинают в разное время, поэтому в норвежских горах непрерывно текут горные ручейки-речки водопады в течение всего лета.

[ | ]
9. А вот Хаммерфест считается самым северным настоящим городом Европы, хотя находится несколько южнее Хоннингсвога. Достопримечательностей в городе почти нет, есть только музей полярных медведей, который находится прямо в здании городской администрации. После мокрого Хаммерфеста мой фотоаппарат отсырел и отказался включаться, поэтому больше подробных фотографий не будет, все остальные снимки сделаны на мобильный телефон, чтобы хоть как-нибудь разбавить текст этого поста картинками.

[ | ]
10. В Альте зашли в музей наскальной живописи. Во второй половине XX века здесь совершенно случайно нашли многочисленные выдолбленные наскальные рисунки, возраст которых - от 6 до 3 тысяч лет, почистили, дорисовали-подкрасили и выставили на всеобщее обозрение. Лоси-олени, медведи, люди, лодки, сцены охоты и рыбалки и прочих шаманских действий. А в правом верхнем углу мы увидели что-то похожее на компьютерную клавиатуру.

[ | ]
11. На следующий день были Лофотенские острова. Раньше здесь занимались рыболовством, а теперь в основном туризмом (с тех пор, как несколько лет назад сюда проложили новую дорогу Е10 и построили пару десятков мостов и тоннелей). На фото - историческая рыбацкая (а ныне музейная) деревня Нусфьорд. Раньше здесь жили рыбаки, а теперь в этих домиках - музей, гостиницы и рыбные рестораны.

[ | ]
12. Лофотенские острова тоже находятся за полярным кругом, поэтому летом ночью здесь светит солнце. Фотографировать на телефон в контровом свете - конечно, изврат. Но зато, в отличие от Нордкапа, этот снимок честно сделан в астрономическую полночь.

[ | ]
13. Ещё один бывший рыбацкий, а ныне туристический городок на Лофотенских островах - О! Населённый пункт с самым коротким названием. По-норвежски его название пишется как «Å». Кстати, домики стоят на ножках не только из-за того, что так удобнее рыбакам, а потому что это открытый Атлантический океан и тут бывают приливы и отливы по несколько раз в день, уровень воды колеблется примерно на метр.

[ | ]
14. Чтобы не ехать ещё раз той же самой единственной дорогой, с Лофотенских островов мы переправились обратно на материк на 100-километровом пароме в Будё. Вид Норвежских гор с моря тоже прекрасен. К сожалению, на мобилофото это не передать.

[ | ]
15. В этот же день (точнее говоря, в этот же самый полярный день, ибо к этому времени у нас начался полный расколбас между днём и ночью, и календарный день был уже совсем другой) мы пересекли полярный круг ещё раз и постепенно начали возвращаться в более привычные широты. Полярный круг на территории Норвегии на дороге Е6 более суров, чем тот, что близ Рованиэми: здесь он находится на плато на высоте 680 метров над уровнем моря на лысом плато, продуваемом всеми ветрами, и всё это плато посетители застроили традиционными саамскими пирамидками из камней.

[ | ]
17. Тронхейм, он же Нидарус - древняя столица Норвегии. Здесь есть старинная крепость, старинный готический собор, построенный в XI–XIII веках, и набережная с домами необычной архитектуры. К сожалению, к концу этого дня погода опять испортилась (в Норвегии она меняется по несколько раз в день на абсолютно противоположную), а к этому дню у нас наметилось некоторое отставание от графика, поэтому Тронхейм мы осмотрели весьма поверхностно и под дождём, времени ждать хорошей погоды у нас уже не было.

[ | ]
19. После Тронхейма нас ждали интересные и живописные дороги. Например «Атлантическая дорога», проложенная по островам на западном побережье Норвегии с многочисленными мостами причудливой формы. Поскольку это самое-самое побережье перед открытым морем, это то самое место, где во время приливов вода начинает затекать в длинные узкие фьорды, в такие моменты здесь под мостами наблюдается очень стремительное течение.

[ | ]
20. «Лестница Троллей» (она же известна и как «Дорога Троллей») - одна из популярнейших норвежских природно-антропогенных достопримечательностей. Живописная 7-километровая дорога-серпантин с уклоном 10%, поднимающаяся среди водопадов на высоту почти 700 метров.

[ | ]
21. В нашем путешествии были дороги и покруче, и поэкстремальнее, но «Лестницу Троллей» выделяет среди них то, что сверху она выглядит очень живописно, и там оборудованы смотровые площадки, нависающие над обрывами.

[ | ]
22. Гейрангер-фьорд - самая раскрученная природная достопримечательность Норвегии. Очень длинный и узкий (около полукилометра) фьорд с изумрудного цвета водой, извилисто протянувшийся среди живописных гор. Все подъезды к Гейрангеру - либо по экстремальным дорогам-серпантинам, либо на пароме.

[ | ]
24. Отправившись из Гейрангера дальше по нашему маршруту, мы случайно заметили указатель на какую-то природную достопримечательность, и свернув на неприметную извилистую дорожку с указателем, что сюда вы ведёте машину на свой страх и риск, через несколько минут очутились на горе Далснибба на высоте 1500 метров над уровнем моря (она оказалась самой высокой точкой нашего путешествия). Хорошо, что на машине, а не пешком, потому что весь запас одежды постоянно возится с собой, и часто по несколько раз в день приходилось переодеваться с лёгкой футболки и шортов до тёплой куртки с двумя свитерами и шапкой.

[ | ]
27. А это - антропогенная достопримечательность - фломская железная дорога, ведущая с берега одного из фьордов на 800-метровую высоту к магистральной железнодорожной линии Осло - Берген. Раньше у этой железной дороги была транспортная и грузовая функция, но в наше время она стала исключительно туристической. Во время часового подъёма из окон вагонов открываются совершенно замечательные виды на горы, долины, ущелья и водопады.

Сказочная Норвегия нас ждет

Для начала мы выбираем город отправления, удобнее всего получится отправится из г. Санкт-Петербург, потому что ближе по расстоянию и от него ходят автобусы luxexpress за 670 руб. до г. Таллин (Эстония), но также можно отправиться из г. Москва, из г. Киев в Таллин бюджетными автобусами компаний Ecolines, Eurolines и др. от 1800 руб. в одну сторону.

Пример покупки билетов на автобус до Таллина с тарифом в 670 руб.

Скидочные предложения

Бывают скидочные дни

Автобусы самые комфортабельные.

Они часто предлагают:

  • Отдельная зона Lounge в задней части автобусов;
  • Комфортабельные кожаные сидения со столиками, на которых удобно работать с ноутбуком;
  • Бутылочка воды и закуска;
  • Бесплатные горячие напитки и газеты;
  • Простой бесплатный доступ в интернет WiFi*;
  • Электрические розетки (220 В) расположены у каждой пары сидений;
  • Аудио-видео программа «Lux Express TV» : свежие новости, прогноз погоды, музыкальные клипы для развлечения;
  • Возможность приобрести комплект из подушки и одеяла;
  • Климат-контроль;
  • Постоянно работающий туалет.

Комфортное перемещение на автобусах до Таллина

Оформить визу онлайн:

Либо сразу отправляемся самолетом от бюджетного авиаперевозчика Ryanair за 20 евро (800-1000 руб.) в столицу Норвегии Осло.

Пример покупки авиабилета до Осло за 20 евро

От аэропорта Осло, до центра города каждые 20 минут ходит специальный поезд «Фли тог» (fly toget), он стоит 50 крон на человека (около 200 руб.).

Идет он 15 минут и приходит на Центральный вокзал Осло (Oslo Sentralstasjon), в самом центре. Оттуда легко добраться практически до любой гостиницы, забросить вещи, отдохнуть малость и можно погулять вечер по Осло.

Прогулки по столице Норвежских фьордов – Осло.

Ночной город Осло

Стоит погулять вокруг Королевского дворца. От дворца начинаеться главная улица города – Карл Юханс гате (Karl Johans gate), найти ее очень легко.

Если стать спиной к зданию Центрального вокзала, то прямо перед вами и будет эта главная улица. На ней состредоточены магазины, рестораны и прочие развлечения.

Она не длинная, ее легко пройти минут за 15. Королевский дворец стоит на возвышении и хорошо виден.

крепость Акешхюс

Направо от Королеского дворца расположена Ратуша и Аккер Бригге (Akker brygge) – набережная Осло, самое дорогое место города.

Рестораны там весьма кусачие, но можно просто дешево посидеть на ступеньких набережной, съесть мороженое, полюбоваться видом Осло- форда и крепости Акешхюс (Akershus).

Ниже видео о том, как добраться до языка тролля.

Если Вы приехали, чтобы налюбоваться , но денег не особо много и у Вас нет возможности, или охоты арендовать машину, чтобы увидеть по максимуму живописные фьорды Норвегии, тогда поступаем следующим образом.

Норвежские фьорды в Бергене

Заказ недорого трансфера – такси в Норвегии

Отправляемся в сказку с фьордами в Берген

Нам предстоит путешествие в Берген, в страну фьордов и горных вершин, так что стоит лечь спать по-раньше и приобрести бюджетный билет.

Вообще билеты до Бергена можно купить на поезд, самолет или автобус.

Про первые два я рассказывать не буду, там все просто, пошел в кассу вокзала и купил. Только стоит один билет 700 крон в одну сторону. Дороговато будет!

Я же хочу посоветовать бюджетный вариант, рассказать секретный секрет.

Есть такой автобус, называется «Автобус низких цен» если переводить дословно. Нужно найти в интернете сайт .

К сожалению на английский он не настраивается, но не так сложно там разобраться, можно с помощью переводчика Google автоматически перевести сайт с норвежского даже на русский.

Переведенный на русский язык сайт, благодаря Google

Если у Вас нет программы Google Chrome и у Вас только Норвежский, разбираемся с ним! :) Вверху стоит «Velg strekning», это значит выбрать направление.

Если щелкнуть на стрелочку, то откроется Осло – Верген-Осло, Осло-Трондхейм-Осло и так далее. Этот автобус ходит из Осло в Берген, Трондхейм, Кристиансанд и Копенгаген.

Затем выбираем пассажиров:

  • voksne – значит взрослый, student;
  • militær – это студент и военный, служащий в армии;
  • barn/honnør – это дети до 18 лет;
  • последние – дети до 3 лет.

Последние едут без места, но в автобусе всегда полно свободных мест, это не проблема.

Разбираемся с сайтом на Норвежском:)

Внизу находятся календарь, дни обозначенные черным – это обычная цена, оранжевым – со скидкой. Серые дни – не активны, автобус не ходит. Выбрали нужные дни и нажали на оранжевую клавищу Neste.

Сразу возникнет расписание автобусов с указанием времени отправления и прибытия и ценами.

По скидке цена может быть всего 49 крон в одну сторону! Чем раньше заказываете, тем боле вероятность получить хорошие скидки.

Например с 22 по 23 июля я смотрела билеты, они стоят 99 крон до Бергена и 49 обратно, все вместе всего 148 крон.

Аренда автомобиля в Норвегии

Это просто фантастически дешево для Норвегии

Цены расположены в две колонки, первую колонку можно изменить после заказа, там цены выше, вторую колонку изменить нельзя! Но ведь даже если что- то сорвется, все равно 148 крон не такая большая потеря.

Затем нажимаем на кнопку Forsett bestilling и заносим данные на пассажиров. Fornavn- имя, Etternavn – фамилия пассажира, внизу телефон и электронный адрес.

Опять нажимаем Forsett bestilling, продолжаем заказ. Нужно оплатить заказ кредитной картой, другие платежи не принимаются, заплатить в автобусе нельзя!

Принимают VISA, MasterCard, American Express. Выбираем карту, заносим ее номер, дату и последний квадрат – код защиты на обратной стороне карточки, над магнитной полоской.

Впрочем, я думаю все, у кого есть такие карты, прекрасно знают, как ими пользоваться. Это безопасно вполне, никто ничего лишнего не снимает.

И нажимаем последную кнопку – Betal. Все, заказ сделан, нужно распечатать подтверждение с номером заказа, еще одно подтверждение придет на электронный адрес, который вы указали.

После этого подходите на автобусный вокзал к нужной платформе, она тоже будет указана в заказе, примерно так Oslo, Sentral bussterminal, spor 5, водителю показываете распечатку и удостоверение личности.

Годится паспорт, водительские права и даже кредитка.


Нарёйфьорд – то, что встретится Вам по пути, катаясь на автобусе lavprisekspressen

Я советую всем выбирать автобус, отправляющийся в 10 утра. Эта поездка сама по себе не обыкновенный тур через всю Норвегию. Первые два часа автобус идет по довольно живописным местам, но все же не горы, зато потом начинаются просто головокружительные красоты! Вот например:


проезжая Гудванген

Станция Мирдал


ущелье Стальхейм

водопад Шёьфоссен

Поездка, в целом, занимает время с 8,40 до 20,35, практически весь день.
Желающие могут остаться в Бергене еще на один день и прокатиться на катере по Согнефьорду, посетить острова или совершить еще какую-нибудь увлекательную прогулку.

Те же,у кого не так много времени, могут вернуться в Осло ночным автобусом. Он уходит в 23 часа с автобусного вокзала в Бергене и приходит в 7 утра в Осло.

сказочные места неподалеку от Согнефьорд

Оформить туристическую медицинскую страховку

Выбираем экономное и комфортное жилье в Норвегии

Все жилье, в более менее развитых городах мира, советую арендовать на сайте . Здесь будут цены, во многих случаях, ниже, особенно если это страны ЕС, и за 1000 рублей Вы уже арендуете не среднечковый отельчик, а отличное комфортабельное жилье у местной звезды, у жителей города.

Как например, мы арендовали за 1000 руб. (на двоих) великолепную комнату с выходом на сад, с завтраком, в доме у самой Мисс Шри Ланка.

Cейчас сервис дарит всем новым пользователям купон на 25$!

Переходите по ССЫЛКЕ и получите свои 936 руб. на первое бронирование!

Потрясающая семья мисс Шри Ланки, у которой мы жили в г.Коломбо (Шри Ланка)

комната, которую сдавала Мисс Шри Ланка за 1000 руб. в сутки

  • Вы больше общаетесь на английском, развиваете его
  • Бесплатный гид (заселяющий Вас, владелец жилья), который подскажет, что и как лучше посмотреть в округе
  • Новые друзья зарубежом (если Вы дружелюбный человек конечно).

Одни преимущества, поверьте! Проверено на собственном опыте.

Вот например жилье, которое я нашла, регулируя цены в Норвегии (Осло) на этом сайте, за 10-15 секунд, выглядит здорово, правда?)

Всего за 50-70 долл. на двоих можно найти очень комфортное проживание в Осло!

Проживание в районе Фьордов, в городке Берген

Отели в Норвегии

Итоги

Таким образом, можно экономно не только добраться до Осло (столицы Норвегии), но и путешествовать недорого по Фьордам, по самой кристальной, дорогущей и прекрасной земле в Норвегии!

Подводя итоги, мы выяснили: чтобы добраться до столицы Осло, нам потребуется от 1500 руб. с г. Санкт-Петербург (~45 долл.) и примерно 3000 руб. (~100 долл.) с г. Москва и г.Киев и еще 888 руб. с возвратом в Осло, чтобы увидеть Фьорды, путешествуя Норвежским автобусом lavprisekspressen!

Т.е. на все транспортные расходы мы потратим около 5 тысяч руб. (~140 долл.) с возвратом в Россию или на Украину!

Эх, Норвегия, страна-сказка, зимой – мрачная, летом – прекрасная, но всегда – волшебная.

Путешествие в Норвегию не зря относится к одной из самых дорогостоящих поездок в Скандинавию. Даже привычные к европейским расценкам путешественники иной раз выглядят пораженными при подписывании норвежских чеков. При этом в Норвегии очень много необыкновенно красивых и интересных мест, которые стоит посетить, а самостоятельное планирование путешествия поможет неплохо сэкономить.

Планирование и транспорт

В первую очередь позаботьтесь о визе, для самостоятельного путешествия в Норвегию подойдет любая шенгенская виза. Визу в Норвегию можно сделать самостоятельно или через агентство.

В летнее время многие бюджетные авиакомпании предлагают серьезные скидки на авиабилеты в Норвегию. Однако обратите внимание на указанный при бронировании аэропорт прибытия – некоторые из них часто располагаются очень далеко от городов. Например, я в 2012 году летал в Осло за 60 евро в оба конца, однако стоимость дороги в аэропорт составила примерно 25 евро в один конец, поскольку я не озаботился заранее о бронировании железнодорожного билета из аэропорта.

При планировании стоит определиться с маршрутом самостоятельного путешествия в Норвегию и способом передвижения. Наиболее популярным маршрутом у туристов считаются поездки Осло- Берген- Трондхайм. Более спортивно настроенные туристы любят ездить к самой северной точке Норвегии – Нордкапу, пересекая при этом Cеверный Полярный Круг.

Самый малозатратный способ передвижения – поездом, тем более, что на сайте норвежской железной дороги предусмотрено большое количество скидок, тарифов, групповых карт. Норвежские железные дороги очень удобные, чистые, снабжены автоматами с едой и бесплатным вай-фаем. Кроме того, поездка на поезде обычно происходит по очень живописным местам, особенно в этом плане отличилась Фломская железная дорога. Стоимость билета составляет 350 норвежских крон (18-20 евро), однако впечатления от окружающей красоты останутся с вами навсегда – для меня до сих пор одним из эталонов живописности является вид из окна вагона на пути из Флома. Однако бронировать билеты лучше заранее, минимум за пару недель. В черте города лучше передвигаться на велосипеде, во многие места въезд на машинах заказан, поскольку норвежцы очень беспокоятся об экологии страны в общем и уровне загазованности городов в частности.

Проживание в Норвегии

На проживании во время самостоятельной поездки в Норвегию тоже можно сэкономить. Во-первых, стоит позаботиться о бронировании месяца за два и получить скидку, во-вторых, можно умерить потребности и обойтись хостелом вместо отеля – кровать в четырехместном номере обойдется от 20 до 40 евро за ночь. Если вы поклонник отдыха на природе и планируете жить в палатке, то внимательно ознакомьтесь с правилами проживания на природе – они выдаются во всех аэропортах. В них оговаривается, на каком расстоянии от города можно ставить палатки, где можно разжигать костер и куда девать накопившийся за время проживания мусор. В противном случае вас ожидает довольно высокий штраф, хотя норвежцы и считают, что природа принадлежит всем, но за ее порчу наказывают сурово. Если вы разложили палатку на чьей-то земле, то ее владелец вполне может потребовать с вас некоторую, правда, обычно совершенно символическую сумму, в обмен предоставляя право пользования туалетом и электричеством.

Промежуточный вариант между палаткой и хостелом – коттедж, так называемый норвежский «hytta». Обязательно убедитесь, что выбранный вами коттедж содержит все заявленные при бронировании необходимые удобства – коттеджи стоимостью до 150 евро в неделю часто представляют собой просто деревянную коробку с кроватями и столом, а биотуалет где-то на улице, один на три-четыре коттеджа.

Самостоятельное путешествие в Норвегию на машине.

Путешествие в Норвегию самостоятельно на машине выйдет весьма накладным. Даже если вы арендуете машину в самой стране, стоимость аренды составит порядка 30-40 евро в день + страховой взнос до 2000 евро + бензин до 2 евро за литр. Кроме того, в Норвегии порядка 50 платных автомобильных дорог, стоимость за продвижение по которым снимается автоматически с кредитной карты после регистрации на соответствующем портале. Выгодной поездку по Норвегии на машине можно назвать только если в ней жить, не останавливаясь в отелях или хостелах.

Питание в Норвегии

Продукты в Норвегии дорогие, особенно привозные и фрукты. Стоимость чашки кофе с булочкой в самом простом кафе составляет около 10 евро. Поэтому в свою бытность в Осло я питался преимущественно в Макдональдсе или закупал продукты в больших супермаркетах Rimi и Kiwi.

В китайских и индийских ресторанчиках часто проходят шведские столы – платишь 15 евро и ешь, сколько влезет, но мне лично еда в них не понравилась – слишком жирная и тяжелая. В приморских городах, например, в Бергене или Лофотене, прямо на пристани продают тут же выловленные морепродукты и рыбу, как сырую, так и печеную или гриль – очень дешевые и необыкновенно вкусные. Впрочем, при наличии должного оборудования, вы можете совершенно бесплатно наловить себе рыбы сами.

Самостоятельная поездка по норвежским фьордам

Самостоятельно поездить по фьордам в Норвегии вы можете не только на машине. Разными туристическими фирмами организуется множество экскурсий на норвежские фьорды, однако стоимость их составляет от 30 евро за двухчасовую экскурсию до 150 за поездку на катере на весь день. Побывать в Норвегии на фьордах можно и самостоятельно – во многих городах форды располагаются практически в пригороде, так что можно просто сесть на автобус или велосипед и съездить полюбоваться на природу.

  • Не бойтесь поехать в Норвегию самостоятельно – это одна из самых мирных и безопасных стран с очень развитой туристической инфраструктурой. Когда я оставил на лавочке на остановке сумку с продуктами и одеждой, то забрал ее в целости и сохранности на следующий день в офисе автобусной компании.
  • Для самостоятельной поездки в Норвегию вам потребуется хотя бы базовое знание английского или немецкого языка. Это не Прага, не надейтесь, что здесь на каждом шагу встретите русскоязычное население.
  • Не сорите и не мусорьте на природе, не разжигайте костров вне пределов кемпинга или специально оборудованных кострищ, ни в коем случае не рубите деревья, особенно на севере, где их мало – штрафы просто астрономические.
  • Несмотря на высокие цены, в Норвегии всегда есть возможность сэкономить, например, закупка продуктов со скидками, заказ групповых билетов, покупка специальных карт «Oslo Pass», дающих право бесплатного посещения музеев и проезда в общественном транспорте.
  • Один из вариантов экономии – между приморскими городами передвигаться по морю – стоимость будет не намного выше, чем на автобусе, зато вдоволь налюбуетесь на фьорды. От себя искренне рекомендую Гейрангер с его необыкновенно красивыми родниками, водопадами и мшистыми речными берегами. Кстати, воды в Норвегии много и она очень чистая, так что можно спокойно пить из-под крана или набирать из ручьев про запас.

Район Согнефьорда ежегодно посещают полчища туристов, стремящихся увидеть красоты дикой природы Норвегии: отвесные скалы, водопады, узкие теснины, сжатые горами заливы подчас всего лишь двухсот метров в ширину - все тут имеется в изобилии. Особенно любим норвежцами и туристами Нерэйфьорд, занесенный в список Культурного наследия ЮНЕСКО. Если Согнефьорд насчитывает в длину 204 километра, то Нерэйфьорд вдесятеро меньше, зато, проплывая по нему на катере, получаешь как бы представление обо всей стране сразу, из-за чего маршрут, включающий в себя круиз и проезд по пробитой в скалах железной дороге Фломсбана называется "Норвегия в миниатюре".

В период с мая по сентябрь катера по Нерэйфьорду ходят по пять-шесть раз на дню (расписание есть на http:// www.fjord1.no/fylkesbaatane). В остальное время - а на сайте черным по белому сказано: "маршрут работает круглогодично" - рейс из Гудвангена (один конец фьорда) во Флом (другой конец) осуществляется 1 раз туда и столько же обратно.

Обычно туристы стартуют в Осло , доезжают до станции Мюрдаль, садятся в вагон Фломской железной дороги, после чего топают на борт катера, а окончив круиз, едут из Гудвангена в Восс и далее в Берген. Этот маршрут хорош для лета, а для весны не очень: если так ехать, в Гудванген попадаешь к пяти вечера. Пока ждешь автобуса, уже начнет темнеть и горные красоты района останутся без надлежащего внимания. Я решил подойти к вопросу с другого конца - проделать весь путь в обратном порядке. Коли приезжаешь в Восс спозаранку, то успеваешь на автобус в 8.20, едешь сквозь ущелья, гуляешь по Гудвангену, отправляешься в круиз, потом Фломсбаной в Мюрдаль и поездом в Берген.

Жадность, исключительно жадность до впечатлений заставила меня воспользоваться указанным маршрутом, и вот уже до самых удивительных природных чудес Норвегии оставалось рукой подать - всего полсотни километров.

Выбравшись из теплого поезда, я первым делом осмотрелся. Город Восс, насчитывающий 14000 жителей, в этот утренний час не пожелал отправить встречать пришедший состав ни одного своего обывателя. Стало даже как-то обидно - что, каждое утро, что ли приходит поезд из столицы?! Ну, в общем, да, почти каждое, кроме воскресений, так как в субботу вечерних отправлений из Осло нет. К счастью, вокзал был открыт, и я поспешил внутрь. Воспользовавшись "удобствами" (нам бы такие привокзальные туалеты) и приведя себя в божеский вид, я прикинул, чем занять 150 минут, остававшиеся до прихода автобуса в Гудванген. Больше всего мне по душе пришлась мысль скоротать время созерцанием рассвета. Пройдя километра два на восток, я устроился на обрыве над речкой Раундалселви и стал любоваться зарей над горами. К своему стыду, должен признаться, что это был второй восход, увиденный мной - первый в пустыне по дороге из Хургады в Луксор, и вот еще один. Этот восход мне понравился больше, наверное, потому, что легкий морозец придавал организму некоторую бодрость, не давая погрузиться в дремоту. Тем временем горы становились видны все отчетливей на фоне поднимающегося света, а когда я обернулся назад, то увидел, что восточные склоны вершин вдалеке уже озарились пламенем. Наконец, светило явило свой лик из-за зубчатых скальных массивов, на небе не было ни одного облачка, и стало понятно, что день для прогулки по фьордам выбран исключительно удачно.

Вернувшись в вокзал, я обнаружил, что местная жизнь начинает бурлить, заработала касса, открылось кафе, стали один за другим подъезжать автобусы - несмотря на свой скромный вид, Восс является важным отправным пунктом путешествий по краю фьордов. Вскоре прибыл и нужный мне транспорт, проделавший путь из Бергена и стремившийся в Согне. Учитывая тот факт, что в путь он двинулся в полседьмого утра, не было ничего удивительного в том, что с моим появлением в салоне количество пассажиров возросло вдвое.

Дорога сразу оправдала ожидания - то слева, то справа появлялись ослепительно сверкавшие ледники, периодически попадались замерзшие водопады, а уж скалистые кручи были представлены в изобилии. Пару раз мы въезжали в туннели, а когда выскакивали из них, перед взором появлялись такие панорамы, что просто дух захватывало. Водитель, видимо, проезжавший этими местами несколько раз в день, внимания окрестностям не уделял, зато периодически с одобрительной усмешкой смотрел в зеркало обзора салона, как я прыгаю с сиденья на сиденье в попытках снять красоты сразу с обоих бортов.

Спустя час после отправления мы въехали в долину между километровой высоты горами, шофер затормозил автобус у обочины и сообщил, что-де, вот он, Гудваген. Я поблагодарил его за заботу, выбрался наружу, и первым делом отщелкал десяток кадров, настолько пленяющим был окружающий пейзаж. Городок в три десятка невысоких зданий прилепился между землей и водой, как будто подчиненный пришел к начальнику и пристроился на краешке стула. Утренний туман как раз окутал черепичные крыши, в воздухе пахло благодатью, ничто не предвещало беды. Жители, вероятно, еще нежились в постелях, стояла таинственная тишина. В самом замечательном настроении я подошел к причалу с надписью "Круиз во Флом" и обнаружил свежеизготовленную табличку, гласившую "В связи с появлением льда во фьорде круиз отменяется. За справками куда-то-там звоните". Катастрофа была так неожиданна, что некоторое время я не мог говорить, только злобно мычал. Потом меня прорвало. Горы, наверное, отродясь не слышали столько интересных слов. "Козлы, - орал я куда-то в пространство, - уроды! На хрен вы написали, что круизы проводятся круглогодично?! Купите себе ледокол, блин!" Городок как-то резко утратил пасторальное очарование и стал напоминать Салем Лот из произведений Стивена Кинга или, скажем, населенный пункт из второразрядного американского фильма ужасов. Не дожидаясь, пока из подвалов полезут всякие там мутанты, я решил убраться из Гудвангена и поехать во Флом - да только как это сделать, ведь следующий автобус будет через два часа! Пришлось впервые в жизни идти на дорогу с протянутой рукой. В смысле, голосовать.

Никакого практического опыта по этой части у меня не имелось, только теоретические выкладки, что, дескать, это очень просто и беспроблемно. Воодушевившись подобными утверждениями, я занял стратегическое положение у края шоссе - на длинном прямом участке, но возле широкой обочины, чтобы машина могла остановиться - и приступил к маханию большим пальцем. Все оказалось в самом деле просто: уже четвертая по счету машина лишила меня невинности в автостопном вопросе. Ни за что бы не подумал, что этот люксовый мерседес меня подберет, а вот поди ж ты! На всякий случай, я спросил водителя, едет ли он во Флом - по сути, ехать-то больше ему было некуда, так как тоннель сквозь скалы ведет именно в этот городок, а единственное ответвление приведет транспорт в тупик возле города Андредаль, откуда можно вернуться либо в Гудванген, либо опять же во Флом. Мужчина ехал во Флом и далее в Трондхейм; оказался он по национальности болгарином, о чем сообщил, когда узнал что я из России. Представьте, каково было мне услышать чуть ли не от первого встречного норвежца русскую речь! За двадцатиминутное путешествие мы успели обсудить тяжелую норвежскую жизнь (налоги велики!), угодное лишь Америке разъединение братьев-славян и проделки местной полиции, понаставившей повсюду камеры слежения. Тут как раз закончилось подгорное царство, и пришло время расстаться. Удачи тебе, добродушный норвежский болгарин!

Как ни злился я на организаторов, а, точнее сказать, саботажников круиза, Флом быстро примирил меня с действительностью. Пробыл я в нем примерно пять часов, но уже с первых мгновений знакомства с городком понял, что мне тут определенно нравится.

Небо над головой отливало пронзительной синевой, гладь фьорда была под стать, и, взобравшись на пригорок, я сделал свой самый удачный кадр "Зеркало", на котором горы и облака вверху как в зеркале отражаются в воде внизу - симметрия буквально абсолютная.

Другой кадр я несколько претенциозно назвал "Ничтожность человека перед лицом природы". На нем крохотные фломские домишки выглядят детскими игрушками рядом с гигантскими скалами, у подножья которых они расположились. Смотришь на эту картину и понимаешь, что все, построенное людьми, не сравнится с делом рук природы. Может, от осознания этого факта homo sapiens мстит планете как умеет, отравляя воду и загаживая воздух... Кстати, о воздухе - в норвежских горах он поистине божественный. Мой хронический насморк - беду почти любого петербуржца - моментально сняло как рукой. Последний час перед поездом в Мюрдаль я провел на скамеечке у кромки воды, греясь на солнышке и стараясь насытить легкие неподдельной чистотой.

Фломская железная дорога строилась двадцать лет и была пущена в эксплуатацию в 1940 году. Если учитывать, что длина трассы 20 километров, то можно понять, с какими трудностями столкнулись инженеры и рабочие, выдававшие все же в среднем тысячу метров путей в год. В одной из скал пришлось даже вырубить спиральный тоннель, а в среднем уклон трассы составляет метр высоты на каждые восемнадцать метров длины.

Расписание движения меняется в зависимости от сезона, а актуальную информацию можно найти на сайтах http:// www.flaamsbana.no и http:// www.visitflam.no Говорят, что летом в поезде Фломсбаны яблоку негде упасть, так то летом, а во время моей поездки в вагоне было семь человек - три немца, две японки, суровый на вид дяденька (я посчитал его югославом) и собственной персоной автор этих строк. Культурно рассевшись по сидениям, мы словно по команде пораскрывали взятые в кассе буклеты с рассказом о дороге и перечислением самых интересных мест (посмотрите направо - ледник, посмотрите налево - водопад) и приготовились вкушать прекрасное (отмечу, что каждый раскрыл буклет на той странице, где рассказ ведется на его родном языке - есть там и русский). Тут поезд тронулся, из динамиков послышался англоязычный комментарий, и не успели мы отъехать от Флома, как степенность была позабыта, и все как дети повисли на окнах, стараясь не пропустить ни одной детали открывавшихся пейзажей. К счастью, поезд притормаживал в самых интересных местах, а возле громадного водопада вообще остановился и дал обитателям своего чрева возможность выйти и всласть насниматься. Миновав два десятка туннелей и бесчисленное множество ущелий, мы прибыли на станцию Мюрдаль как раз вовремя, за десять минут до прихода поезда Берген-Осло, в чем, собственно, нет ничего удивительного, так как расписание Фломсбаны специально согласовано с движением поездов между теперешней столицей Норвегии и ее древней столицей - да-да, Берген в средние века два десятилетия был политическим центром страны и резиденцией норвежского короля, о чем я узнал вскоре после прибытия в этот замечательный город.

Выйдя из вокзала я сразу достал заранее распечатанную карту местности (подробные планы Европы вплоть до конкретного адреса можно найти на сайте http:// www.michelin.com) и сориентировался. Мой отель "Thon Bergen Brygge" вроде бы в стороне от центра, но на самом деле в очень удачном месте - сразу за оконечностью знаменитой бергенской набережной с деревянными домами. Комнату я получил, как и хотел, на этаже для некурящих; номер был без претензий, но очень приятный - с огромной кроватью, парой стульев, обширным столом, телевизором и, главное, индивидуальным отоплением. Я немедленно настроил терморегулятор на плюс тридцать градусов, перекусил и отправился на боковую.

Просыпаться мне не хотелось, больно уж комфортно я себя чувствовал, но делать было нечего - следовало осмотреть достопримечательности, так что все, что я смог себе позволить - поваляться в кровати еще полчаса, заодно посмотрев новости CNN. Приведя себя в божеский вид, я где-то около восьми спустился в холл, где вот-вот должен был начаться завтрак: обычно его накрывают с 7 до 10, но в связи с субботой время начала перенесли на час. Теоретически. Оказавшись в холле, я услышал странные звуки, подозрительно похожие на бренчанье столовых приборов, пошел на шум и обнаружил, что пиршество в самом разгаре. Ну, я, конечно, не стал времени терять и присоединился к общей трапезе.

Завтрак был снаряжен образцово - везде бы так кормили. Всего не упомнить, но в памяти остались вкуснейшие сосиски-«полурослики», ароматные тефтели, два вида гарнира, множество салатов, полдюжины подносов с разными сырами и десяток видов колбасы и ветчины. Само собой разумеется, присутствовали яблочный и апельсиновый соки, молоко, чай и кофе. Еще порадовало наличие аппетитной свежей выпечки, которую быстро расхватывали постояльцы, но еще быстрее приносили официанты. Так же оперативно пополнялись и другие запасы продуктов, так что даже туристы, пришедшие питаться спустя час после открытия праздника живота, не испытали нужды в каких-либо яствах.

В планах на текущий день стоял пеший осмотр города, в ходе которого следовало посетить местное турбюро и разжиться "Bergen Card", дающей - ну вы уже догадались? нет? ладно, скажу, дающей право на бесплатный проезд по всему региону, в том числе автобусом к дому-музею Грига, и позволяющей свободный вход в музеи города.

Задуманное удалось на славу: сделав несколько кадров знаменитой бергенской набережной, заботливо восстановленной после уничтожительного пожара 1702 года, я углубился в лабиринт деревянных домов, о котором, как выяснилось позже, многие туристы и не подозревают. Во всяком случае, когда я вновь вышел на набережную из глубины квартала, японцы, старательно фотографировавшие фасады, были изумлены и стали боязливо заглядывать в покинутую мной подворотню, а потом все же отважились зайти в узенький проход между домами и, видимо, долго дивились своему открытию. Далее мой путь лежал на рыбный рынок, где как раз шла бойкая торговля дарами моря. На прилегающей площади располагался туристический офис, ставший следующим объектом моего интереса. Гостеприимные работники этого заведения одарили меня различными буклетами о славном прошлом и настоящем их родного города, и за сходную цену в 170 крон продали "Bergen Card". Следует отметить, что днем позже все эти операции не были бы возможными, так как с октября по апрель офис не работает в воскресенье - интересно что тогда делать туристам?

Побродив еще по городу, я двинулся в сторону отеля, но не затем, что мне хотелось попасть в номер, а потому что рядом с Thon Brygge находились две важные достопримечательности - Haakon"s Hall и Rozenkrantz Tower. На текущий день я посчитал необходимым назначить посещение первого из здания по той простой причине, что второе в зимне-весенний период открывается только по воскресеньям, к тому же с 12 до 15, а так как мой завтрашний катер уходил в 12.45, я сомневался, что за три четверти часа удастся нормально осмотреть оба объекта.

По дороге к месту начала знакомства с историей города, я прошерстил магазины сувениров на набережной и решил занести покупки в номер. Выполнив эту процедуру, я вышел в холл отеля, и тут меня стала определенно мучить жажда; какая удача, что в холле стоял кофейный автомат, совершенно бесплатно наделявший постояльцев вкусным напитком, к которому прилагались сливки и сахар. Вечером, когда в вестибюле зажигают камин, сидеть на диване с чашкой кофе - одно удовольствие, но и днем там было весьма уютно. С трудом оторвавшись от мягкого сидения, я все же отправился повышать свой культурный уровень.

Признаюсь, что повысил его не очень сильно. Дом Хаакона, расписанный в путеводителе как резиденция короля Хаакона Хааконсена между 1247 и 1261 годами, оказался приземистым каменным сооружением с громадным, совершенно пустым и гулким залом. Хоть бы доспехи развесили в нем, что ли... Оставалось гордиться, что посетил такое историческое место.

Следующим пунктом программы был музей истории города из двух частей - музей натуральной истории и музей культурной истории. В первом были изобильно представлены образцы флоры и фауны здешних мест, правда, коллекцию давно не обновляли, так как на одной из геологических карт региона числился Ленинград. Вообще, науке о недрах было посвящено немало экспонатов - глаз то и дело натыкался на разные камни, рисунки срезов скал и т.д., а квинтэссенцией геологического направления стал аттракцион "Землетрясение". Залезаешь на площадку, хватаешься за поручни и нажимаешь большую красную кнопку. Из динамиков доносится жуткий грохот, а "стойбище" начинает трястись, словно припадочный больной. После пары минут болтанки амплитуда колебаний идет на убыль, равно как и стихает шум камнепада. Дети, да и взрослые, визжат от восторга.

Музей культурной истории понравился мне больше, так как я всегда испытывал слабость к этнографии, а тут многочисленные народные костюмы, предметы утвари и быта, всякие там резные сундучки заполняли трехэтажное здание под завязку. Воодушевленный знакомством с культурой региона, я покинул комплекс почти в половине третьего и сразу оказался в цейтноте, так как хотел к 15.00 попасть в бергенский Аквариум, чтобы посмотреть назначенное на это время знаменитое шоу морских котиков и пингвинов. На западную оконечность полуострова Норднес, куда мне нужно было попасть, по идее ходит автобус, но мне хотелось еще посмотреть город, так что я пошел пешком и весьма в этом преуспел, оказавшись в нужном месте за 5 минут до начала представления.

По бергенской карточке вход в Аквариум бесплатен только с октября по апрель; в другие месяцы есть скидка в 25% от цены в 100 крон. Гордо прошествовав через турникет со своей карточкой, я поспешил к бассейну с пингвинами, где обнаружил, к своему удивлению, еще и котиков. Оказалось, что в отсеке последних лопнуло стекло и их перевели к соседям, отчего, как сообщало объявление на ограде, шоу будет показано в сокращенном виде. Ох уж мне эти объявления... Ну что за невезуха...

Проделки котиков на меня особого впечатления не произвели, куда больше понравились пингвины. Этих созданий мы в основном видим на суше, когда они вперевалочку бредут куда-то по своим делам. Бергенский аквариум позволяет посмотреть на обитателей Антарктики в их родной стихии, и когда видишь, с какой скоростью и грацией пингвины носятся под водой, то и дело выскакивая на поверхность на манер дельфинов, тут же понимаешь, насколько ошибочны были твои предыдущие суждения об умильных животных.

В комплексе аквариума есть несколько секторов, включая раздел тропиков, а также стереокино, очки доля которого продаются за 20 крон, хотя вход в зал бесплатен. Репертуар периодически меняется; мне выпало посетить фильм об акулах. С учетом стереоэффекта, зрелище еще то: легион из сотни акул-молотов, плывущих, кажется, на расстоянии вытянутой руки, впечатляет.

В районе пяти вечера я распрощался с аквариумом, практически выполнив программу на день, за исключением единственного пункта, а именно просмотра заката. Тут в дело вмешались силы природы: по статистике, в Бергене 300 дней в году идет дождь. С утра определенно казалось, что эти сутки будут из числа 65 "сухих", к полудню установилась полная неопределенность в этом вопросе, а к моменту моего вечернего появления на краю бергенской бухты за туманом и водяной завесой не было видно противоположного берега в сотне метров. Пришлось идти несолоно хлебавши в отель, точнее, ехать туда, так как мне взбрело в голову изучить, как пользоваться транспортом по "Bergen Card". Все оказалось несложно - карточку следует вставить стрелкой вниз в билетный автомат - и можешь ехать куда заблагорассудится. Мне захотелось в отель - греться и сушиться.

Новый день принес новые хлопоты - нужно было решить, с какой точки обозреть панораму окрестностей Бергена. Вариантов было два - гора Ульрикен в 642 метра или вдвое меньшая гора Флоен. Я-то рассчитывал съездить на одну из возвышенностей предыдущим вечером – поглядеть город на закате, а на другую с утра – чтобы увидеть то же при солнечном свете, да подвела давешняя погода. Теперь же приходилось делать выбор. Подумав, я решил пожертвовать высотными амбициями, в том числе и потому, что до подножья Ульрикен надо еще сколько-то куда-то ехать, тогда как фуникулер на Флоен отходит почти из самого центра города.

В "Bergen Pass" включена одна поездка туда-обратно на Флоенсбане, причем в кассе ставят на карточку специальную отметку, при попытке стереть которую с поверхности пластика соскабливается защитный слой - не скрою, проверял... Собственно подъем занимает несколько минут, после чего в распоряжение путника поступает протяженная панорамная терраса, снабженная специальным указателем основных зданий. Остальная часть горы обильно покрыта лесом, через который проложены пешеходные маршруты, и при наличии времени можно совершить бодрящую прогулку. К сожалению, вояж пришлось отложить до лучших времен и, проведя на смотровой площадке минут сорок, я спустился вниз, после чего поспешил в Морской музей.

Экспозиция раскрывала посетителю историю морского дела от древних времен до наших дней. Самая интересная часть музея рассказывала о Второй Мировой войне, в том числе о морских битвах в здешних водах. Можно было выбрать на стенде видеоэпизод и проследить противостояние союзных конвоев и немецких субмарин. Из всех экспонатов наиболее запомнился мне двухметровый дальномер, нацеленный через окно на залив. Заглянув в него, я узрел среди волн небольшой клочок суши с укрепленным на нем щитом, но начертанное там объявление разобрать не смог. Оторвавшись от окуляра, я с трудом мог углядеть сам островок, табличку же вообще не видел, не говоря уже о чтении надписей. Вот это оптика!

Последней достопримечательностью Бергена в моем путешествии стала башня Розенкрантца, названная так в честь коменданта города, затеявшего в 1560 году строительство новых укреплений. Запечатлев с высоты каменных зубцов залитую солнцем бергенскую бухту, я поспешил к терминалу Страндкай, ведь в билете была четко указана необходимость явки на посадку за полчаса до отплытия.

Ну и зачем, спрашивается, я торопился, когда пускать на борт стали в 12.40, и ведь не только я пришел заранее - масса народа слонялась по зданию у причала, ища, чем бы себя занять. Самой интересной деталью терминала оказались ячейки хранения багажа, вдвое более дорогие, чем на железнодорожном вокзале. С чего бы?

Поданный под посадку корабль был чем-то средним между прогулочным теплоходом, отечественным "Метеором" и катамараном, поскольку имел два киля, обтекаемую форму и приличную скорость хода. Вместив в себя человек двести (отнюдь не все места были заняты), он отвалил от пристани, причем при посадке билетов не спрашивали, зато зачем-то просили в диктофон вахтенного назвать фамилию и место назначения. Проверки никакой не было, но по выходе на остановках экипаж собирал проездные документы плюс пару раз по трансляции прошло объявление, что пассажиры, не успевшие оплатить проезд, могут сделать это у кассира на первой палубе. Помимо кассы, там находился бар, торговавший сэндвичами, мороженым и напитками, и стеллажи для громоздкого багажа, находившиеся под пристальным надзором телекамер.

Я занял себе кресло на верхней палубе, возле окна, но сидел на месте не очень много, постоянно таскаясь на открытую корму фотографировать окрестности. А поснимать было что - выбравшись из гавани Бергена, катер выдал полный ход, да так что сзади встали белые фонтаны. Я оценил скорость километров в 60, и этим крейсерским ходом мы шли большую часть пути, притормаживая только перед причаливанием в крохотных городках и поселках. Главную часть пейзажа составляли низкие поросшие лесом кусочки суши, скалистые острова, и снежные вершины вдалеке по левому борту. Едва ли не каждую минуту я вспоминал название еще советских времен фильма «И на камнях растут деревья...» Солнце светило вовсю, дул приличный ветерок, и если бы не любители табачного дыма, сконцентрировавшиеся на корме, в единственном разрешенном для курения месте, все было бы вообще здорово. Четыре с лишним часа пролетели незаметно, и когда катер входил в порт Ставангера, мне даже не захотелось с ним расставаться, тем более что в четвертом по величине городе Норвегии у меня не было ни пристанища, ни особой цели, только пять с половиной часов до поезда в Осло.

Разумно предположив, что следует хотя бы осмотреть местность, я выспросил дорогу к главному собору Домкирхе, возле него сориентировался, вышел на всякий случай к вокзалу удостовериться, отсюда ли уходит поезд. Погуляв еще час по улочкам, я пришел к выводу, что оставшееся время следует провести несколько плодотворнее и внутри меня опять зашевелился дух авантюризма, иначе как объяснить, с чего мне в голову взбрела идея навестить памятник "Три меча", о дороге к которому я слышал только краем уха: надо, мол, добраться до торгового центра Мадла, а оттуда, взяв влево, двигаться к озеру. Вот с такими ориентирами на руках я отправился в поход.

Поначалу все шло хорошо (как сказал упавший с крыши мужик, пролетая мимо пятого этажа) - периодически попадались указатели, сообщавшие для велосипедистов направление на Мадлу. Потом столбики с надписями как-то резко кончились, как раз на развилке. Минут пять я изображал витязя на распутье, склонился в итоге выбрать правый путь, но решил на всякий случай спросить дорогу. Поблизости была бензоколонка, на которой торчало несколько машин, и я бодро направился к первой попавшейся, озадачив водителя вопросом, не знает ли он, какая из дорог ведет к району Мадла. Он ответил, что выбранная мной дорога именно туда и ведет, и поинтересовался, что конкретно мне там нужно. Я объяснил, что Мадла как таковая мне не нужна, "я, видите ли, интересуюсь памятником "сри суордз". "Не понял, - отвечает, - чем-чем?" "Сри свордз" - слегка искажаю произношение. "Нет, - говорит норвежец, - не понимаю! Что это за слово "сворд"? Я начинаю махать руками, изображая битву и повторяю "викинг", "викинг". Тут до него начинает доходить. "Стало быть Вам нужен памятник "сри суордз" (а я ему о чем талдычил?!) Ну, это в общем в ту сторону, но о-о-очень далеко, - и, поколебавшись - если хотите, я могу Вас подвезти..." "Охотно воспользуюсь Вашей любезностью", - немедленно ответил я и полез в машину. На этот раз мне досталась сверкающая BMW, почти новенькая, во всяком случае салон приятно пах кожей. Ну, строго говоря, я в глубине души надеялся на подобный исход, но не сильно, и вот удача снова со мной.

Ехать оказалось минут 15, в течение которых водитель как-то настойчиво выяснял, чем я занимаюсь и что делаю в этих краях. Я решил действовать ушло, как поется в фильме "Ирония судьбы" - "навру с три короба, пусть удивляются..." и сообщил, что устал от сидения в офисе (натуральное вранье), решил вкусить привольной жизни (полуправда), отчего и путешествую с рюкзаком за плечами (правда). Он всерьез поинтересовался, не ночую ли я в палатке на природе. "Вы что, смеетесь, - удивился я. - Надо быть полностью сумасшедшим, чтобы в такую погоду ночевать на улице". "Да, - покачал он головой, - климат у нас не подарок". "У нас он еще более гадкий" - гордо произнес я. "А Вы откуда?" "Из России, из Санкт-Петербурга" "О-о-о, один мой знакомый был в Вашем городе и восхищался его красотами". "Да, - поддержал я честь страны, - там есть чем восхититься" (отошел бы его знакомый метров на двести от Невского проспекта, он бы такое увидел - век не забыл бы...) Тут абориген так расчувствовался, что изменил свои планы - как он объяснил, обычно его путь домой лежит по одному берегу озера, от развилки возле мадланского торгового комплекса вперед, но ради меня он свернет налево, довезет до самого памятника и поедет потом по другой стороне водоема. Вот так я и попал прямиком к "Трем мечам".

Распрощавшись с чувствительным норвежцем (он, выезжая со стоянки у памятника на дорогу даже помахал мне напоследок), я поспешил запечатлеть монумент и себя на его фоне, пока солнце еще не ушло за низкие холмы вдалеке. Снимки получились что надо - три громадных клинка, охваченные желто-оранжевым пламенем вечернего солнца, смотрятся пристанищем великанов-йотунов.

Поболтавшись у памятника с полчаса, я решил возвращаться обратно в Ставангер и, проигнорировав перспективу автобусного переезда (из центра города, оказывается, аккурат к монументу ходит прямой транспорт), пошел пешком, ориентируясь по примеченным ранее зданиям.

Идти к центру нефтяной столицы Норвегии неторопливым прогулочным шагом оказалось примерно час. Сначала дорога пролегала мимо торговых комплексов, потом запетляла по парку, после чего я оказался в знакомых местах на окраине Ставангера, откуда до вокзала было рукой подать, и все это время зарево за моей спиной медленно сменялось темнотой, словно кто-то неторопливо крутил регулятор мощности света. Определенно, Норвегия прощалась со мной и по этому поводу грустила. Я отвечал ей взаимностью...

Как я не крутился, а два часа тоскливого ожидания на вокзале пришлось пережить. Настроения что-либо делать не было, так что я достал фотоаппарат и стал просматривать отснятый материал, одновременно вспоминая события поездки. Я как раз любовался видами Бергена, как случилось происшествие, всколыхнувшее вокзальную жизнь - в зале появился в хламину пьяный турист, как он представился парочке, сидевшей на скамейке спиной ко мне - швед. Некоторое время троица вяло общалась - говорил в основном пришелец - потом послышалось приглушенное бубнение, затем возглас вроде "Плевал я на полицию" (вольный перевод, ведь норвежским я не владею), и подозрительное журчание. Когда я обернулся, швед непринужденно опорожнял мочевой пузырь в проем между билетными автоматами. Парочку, с ним беседовавшую, как ветром сдуло, равно как и парня с девушкой, сидевших наискосок. И если первые двое исчезли неведомо куда, то вторые, как выяснилось, отправились за полицией. Спустя пять минут двое полицейских явились на место происшествия, и стали беседовать с пьянчугой, вместо того, чтобы взять его под микитки и отправить в "обезьянник". Как и всякий гопник перед лицом сил правопорядка, швед тут же "сдулся", об обещании наплевать на полицию забыл и принялся оправдываться, что это, мол не его рук (а точнее...) дело. Полицейские немного с ним поспорили, потом еще раз спросили ребят, нервно переминавшихся неподалеку, видели ли они своими глазами безобразие. Те подтвердили, что да, и виновник - вот он. Один из стражей закона подошел еще и ко мне, и я тоже подтвердил вину пьянчуги, да только все показания не перевесили отпираний. Когда я пошел грузиться в поезд, скандал все еще продолжался. Наверное, память об этом вопиющем правонарушении будет еще долго бередить души ставангерцев...

Переезд прошел без эмоций, тем более что соседнее кресло пустовало практически весь путь, и было занято только где-то на подходах к Осло, в Драммене, что ли. В половине восьмого я оказался на перроне центрального вокзала норвежской столицы, купил билет до аэропорта, подкрепился на оставшуюся мелочь вкусным кофе с огромным куском торта, и отправился бродить по городу, благо до вылета оставалось еще пять часов.

Вдоволь нагулявшись по набережной, я кинул в воды залива монетку (вот будет археологическая сенсация, когда через 1000 лет на шельфе Осло найдут российскую копейку) и двинулся на вокзал. Тут меня подстерегло очередное приключение - я спутал Лиллестрем с Лиллехаммером и сел в поезд, идущий в пригород Осло вместо состава, проходящего мимо аэропорта по дороге в бывшую столицу Зимних Олимпийских игр. К счастью, электрички в Гардемоен проходят и через Лиллестрем, так что имелся шанс пересесть по прибытии в конечный пункт маршрута, но я не знал, как отнесутся кондуктора к такой поездке. Некоторое время мне было не по себе от перспективы объяснений собственной бестолковости, но кондуктора все не было, и я воспрял духом - может, обойдется... Уже на подъезде к Лиллестрему я понял, отчего никто не проверял билеты: я уселся в вагон для обладателей сезонных проездных - им разрешается пользоваться только "постоянным клиентам", о чем имеются соответствующие надписи.

На станции я простоял минут двадцать, обдуваемый легким ветерком и обогреваемый не на шутку разошедшимся солнцем. Так славно пригрелся, что когда подошел нужный поезд, садиться в него мне совсем не захотелось. Собрав волю в кулак, я все же подошел к дверям состава, нажал соответствующую кнопку (можно ведь не догадаться и проторчать у закрытых дверей все время стоянки) и оказался внутри. Почти сразу пришел кондуктор, ведь теперь я выбрал "нормальный" вагон. Я предъявил билет, он посмотрел на дату (тут было все нормально), на конечный пункт поездки (тоже порядок) потом на исходный пункт путешествия, и я почувствовал, что его стало клинить. "Щас зависнет", - успел подумать я до того как совершенно отчетливо послышалось жужжание: видимо, у норвежца шарики заходили за ролики - почему человек садится в Лиллестреме, когда билет им куплен на вокзале в Осло. К счастью, нервная система кондуктора оказалась крепче, чем я думал, он покачал головой, проделал нужные манипуляции компостером и ушел. В аэропорт я успел как раз к началу регистрации.

Без труда найдя нужные стойки, я обнаружил, что за ними регистрируется сразу несколько рейсов, так что образовалась приличная очередь. Имелась альтернатива - специальный автомат, к собрату которого я приглядывался еще в хельсинском Вантаа, но не решился воспользоваться. А чего, спрашивается, было бояться? Подходишь, нажимаешь на экране раздел "регистрироваться", вводишь кодовый номер бронирования, а когда высвечивается нужный рейс, выбираешь "только ручная кладь" или "сдаем в багаж", и в последнем случае указываешь, сколько мест багажа имеется. После этого на экране возникает план салона, на котором следует выбрать желаемое место. По окончании манипуляций автомат выдает посадочный талон и багажную наклейку, закрепив которую, несешь имущество к специальной стойке, где сдаешь на руки приятной даме, проверяющей правильность оформления бирки. Вуаля, ты свободен как птица, а участники очереди по-прежнему топчутся посреди зала.

Напоследок я по кредитке приобрел в "Duty free" бутылку норвежской сорокаодноградусной настойки - проставиться на работе. Рядом был магазин сувениров, и я прикинул, всем ли купил подарки; оказалось, никого не забыл - маме теплые шерстяные носки, подружке стильный шарф, брату компанию миниатюрных троллей, друзьям и коллегам фигурки викингов. Себе я припас симпатичный макет драккара и монетку с дыркой в середине - это для денежной коллекции, где уже накопилась мелочь из трех десятков стран.

Десятиминутное опоздание рейса я счел вещью ерундовой, и совершенно напрасно: эта задержка была отправной точкой для настоящих приключений, а именно полной драматизма и ярких ощущений поездки домой. Казалось бы, что сложного доехать из Хельсинки до Петербурге? Десяток фирм на все лады предлагают свои услуги на этом поприще. Звоню в одну: "Нет, - говорят, - автобус сегодня отменен". В другой вообще никто не отвечает. В третьей, не дослушав запрос, начинают задвигать, как комфортно ехать с ними в Финляндию, приходите, мол, на Лиговский проспект к половине десятого. Я начинаю орать в трубку, что мне нужно уехать ИЗ Хельсинки - на том конце уныло сообщают, что помочь никак не могут. Еще в одной конторе есть микроавтобусы, но нет мест. Наконец, дозвонился до компании, в рекламе которой русским языком сказано, что их транспорт отправляется из Финляндии в 20.00 по Москве. "Ага, - отвечают, - вечерний автобус у нас есть, но он уже уехал!" "Как так?!?!", - не понимаю я. "Да вот, народу собралось к четырем часам много, ну и водитель решил двигать в Россию". ".......!" Здорово, думаю - приезжаешь ты в аэропорт к началу регистрации, как положено, за два часа, а тебя извещают, что борт твой уже улетел - собралось, видите ли, много пассажиров и экипаж решил, чего зря на земле торчать... Можно, блин, проехать половину земного шара точно по расписанию, но как свяжешься с отечественными дурфирмами и тупагентствами, пиши пропало...

Пока я объяснялся с уродами-транспортниками, ушел вечерний поезд на родину, о чем я узнал на железнодорожном вокзале спустя десять минут после отправления состава. А за время похода на вокзал в автобусном терминале закрылись кассы, так что до десяти вечера я находился в полной неизвестности относительно стоимости билета на ночной рейсовый автобус; как оказалось, 32 евро. Кончилось дело походом к банкомату, снятием наличных до нужной суммы (пятнадцать монет у меня было запасено с расчетом на "барыжный" автобус) и незапланированным ночным переездом. В 7 утра я прибыл, наконец, в родной город, а в 9 явился на работу разбираться в случившемся накануне сбое сети. Только к следующему вечеру, как следует выспавшись, я осознал, что путешествие завершилось и, разглядывая фотографии, стал подводить итоги поездки.

Все в общем прошло неплохо. Единственный крупный срыв с круизом по Нерэйфьорду произошел не по моей вине, а по причине того, что в западных деловых бумагах называется "god"s will", а в российских контрактах "обстоятельство непреодолимой силы". В остальном план путешествия был выполнен полностью. Другое дело, что много интересных мест Норвегии осталось неохваченными, и это провоцирует организовать в недалеком будущем еще один вояж. В него я бы непременно включил посещение Лисефьорда с подъемом на гору Прекестулен (недалеко от Ставангера, но транспорт туда ходит только летом), переезд на катере из Бергена в Согне, круиз по Нерэйфьорду, проезд по дороге Троллей и прогулку по заповеднику Йотунхаймен; еще хорошо бы обязательно добраться до Боде и побывать на Лофонтенских островах, а также посетить мыс Киркенес, самую северную точку Европы. Станут ли реальностью эти планы - не знаю, но знаю, что все предпосылки к тому имеются: и теоретические, ибо я приволок из поездки целую кучу проспектов и буклетов, содержащих нужные адреса, сайты и данные, а главное практические - ведь обретен бесценный опыт самостоятельного путешествия по Норвегии, суровой и гордой стране скал и воды...

gastroguru © 2017