Крымские греки. Крым и греки, крымские «греки» урумы и тавроскифы, «сорок замков от Сурожа до Херсона» — страна Кырк-ер Крымские греки

Греки оказались на Крымском полуострове благодаря так называемой «большой греческой колонизации» VIII-VI вв. до н.э., охватившего сначала Средиземноморья. Часть искателей новых земель или рынков сбыта достигла северных берегов Черного моря, где по-первых создала торговые фактории на побережье: так была основана Ольвия. В течение V-III вв. до н.э. выходцы из различных греческих регионов основывают на полуострове города Керкинитида, Херсонес, Феодосия, Нимфей, Пантикапей, Тиритака, Мирмекий и др. По своим административным устройством это были города-государства (полисы), изначально заключали между собой различного рода союзы, а впоследствии входили в состав древних государств: Боспорского царства, Понтийского царства, Римской империи. Отношения пришельцев с местным населением были, скорее всего, мирными и взаимовыгодными, что, собственно, и привело значительный прогресс в развитии греческих полисов. Важное место в деятельности греческих граждан занимала торговля: с одной стороны, с кочевниками — скифами, а с другой, с греческими метрополиями, куда доставляли продукты питания, кожу, сырье.

Значительные изменения в отношениях между кочевыми народами Причерноморья впоследствии нарушили мир на полуострове и, начиная с III ст. до н.э., греческие полисы часто находились в состоянии осады или войны с Скифское царство. Наконец, в конце II в., После столкновения скифов с, войском Понтийского царя Митридата VI Евпатора, все греческие полисы Тавриды, а также Боспорское царство подпадают под протекторат Понта, а после поражения Митридата, подчиняются Рима. По римской эпохи жизни в греческих полисах нормализуется, пригородное тубольцевской населения в значительной степени ассимилируется и воспринимает греческую культуру, часто в ее христианском варианте. Такое состояние длится до III ст., Когда в Тавриду вдруг врываются германские племена готов. Захватчики уничтожают позднюю Скифский государство, захватывают мелкие греческие города, причиняют значительные миграционные процессы среди населения, но в итоге оседают на полуострове, образуя несколько самостоятельных государств. Однако следующая христианизация готов способствует их вхождению в единое цивилизационное пространство и сближению с населением греческих полисов.

«Великое переселение народов» IV-VI вв. частично вымывает из Тавриды активное кочевое население, но древние полисы, несмотря на все трудности, продолжают свое существование. Укрепления Византийской империи на протяжении VI-IX вв. способствует дальнейшей консолидации населения на юге полуострова, формируется несколько христианских епархий во главе с митрополитами. Именно в это время, вероятно, образуется определенное ядро грекоязычного населения полуострова, в который вошли представители различных древних этносов: греков, скифов, аланов, готов и др.

Отдельные изменения в культурной среде Тавриды могли быть также следствием известных в истории переселений с Византийской империи до полуострова.

Так, во время религиозных конфликтов в Тавриду были высланы отдельные христианские иерархи и многие монахов.

Частая смена власти в степной части полуострова, кажется, не было существенного влияния на греческие города и поселения южного побережья Тавриды. О состоятельности и уровень греков может отчасти свидетельствовать захвата крупнейшего города на полуострове — Xерсонес — киевским князем Владимиром в 988 г.. Однако постепенное ослабление Византийской империи, особенно падения Константинополя в 1204 г.. Оставляют Таврии греков в одиночестве перед растущей угрозой захвата городов воинственными кочевниками. Поэтому население городов постепенно уменьшается и переходит к меньшим поселений и больше к земледелию, виноградарства и садоводства, а также рыболовного промысла. Однако сокрушительный удар византийским подданным наносит татаро-монгольское нашествие 1223 протяжении Xm ст. бывшие греческие полисы упадок. К тому же в городах и замках Тавриды появляются военные формирования венецианцев и генуэзцев, которые из-за разницы между католическим и православным обрядам воспринимаются местным население крайне негативно. Исламизация тюркских народов XIV-XV вв. также добавляет немало недоразумений и все увеличивает пропасть между различными группами населения.

Между тем, оставленные Византийской империей на произвол, христиане иногда активизируются и даже образуют собственные государственные институты. Среди последних наиболее известное княжество Феодоро на горе Мангуп. В XV в. на полуострове в очередной раз в истории устанавливается определенная этническая и конфессиональная равновесие между Крымским ханством, генуэзцами и полунезависимая от них христианами-греками. Однако события в Малой Азии, где туркам-османам в мае 1453 наконец удается захватить Царьград, снова обостряют политическую ситуацию на полуострове. 1475 османы уничтожают княжество Феодоро, захватывают города на южном побережье, повсюду устанавливаются законы Османской империи. Следующие два века были, наверное, самыми тяжелыми в истории христианского населения полуострова. Несмотря на формальное невмешательство государства в дела христиан, усиливается давление на «неверных». Возможно, именно в этот период формируется значительная часть христиан, носителей тюркских диалектов — урумов, в отличие от руме, сохраняющие в быту новогреческие диалекты. Бывшие христианские епархии тоже упадок и наконец 1678, по решению Константинопольского патриарха образуют одну Готской-Кафский митрополию.

В XVIII в. Крым становится ареной острой политической борьбы между Россией и Османской империей за будущее Крымского ханства. По результатам русско-турецкой войны и подписанного мира 1774 в крепости Ени-Кале, близ Керчи размещается российская залога, в состав которой вошли греки с Архипелага — давние противники турок в борьбе за национальную независимость. Почти одновременно в Крыму разворачивает деятельность предназначен 1771 митрополит готский и Кафский Игнатий Гозадинов. Прогрецкой во многих отношениях политика российского правительства находит свою частичную реализацию в проекте вывода христиан из Крыма, начавшийся летом 1778

Руководил переселением А.В. Суворов. По его сведениям, из Крыма вышло более 31 тыс. Христиан греков и армян. Последние (около 13 тыс.) Поселились в современной Ростовской области, а греки отправились в Самарской паланки и Александровской крепости, где вынуждены были зимовать. Однако и в следующем, 1779, вопрос с отводом земли для греков не был решен. Только весной 1780 переселенцы пришли к побережью Азовского моря у впадения реки Кальмиуса, а оттуда начали наделять землю на потребности отдельных поселений. Руме и урумы поселились отдельно в 20 селах, названных по именам бывших поселений в Крыму. Тюркоязычные жители христианского пригорода Бахчисарая Мариамполь основали город Мариуполь.

Несмотря на пассивное сопротивление переселению и тяжелые испытания во время самого переселения, в Крыму остались немногие греческие семьи и те, что согласились принять магометанство. Немногим удалось и вернуться с Надазовья в Крым после аннексии полуострова Россией 1783

Между тем, греческий залога в Ени-Кале служила после 1783 определенным залогом улучшения жизни для значительного количества новых переселенцев с территории Османской империи. Новые эмигранты селятся преимущественно в городах узбережзя Крыму и обычно не образуют устойчивых этнических группировок. Исключение группа греков из Фракии, прибывших, вероятно, вместе с волной болгарских, гагаузских и албанских беженцев из Османской империи, которые перешли к Причерноморья в первой трети XIX в. Потомков этих «фракийских» по своей новогреческий наречии греков можно и сегодня встретить в селе Чернополье восточнее Симферополя. В целом на протяжении XIX в. в Крым переехала довольно значительное количество греков. Кроме упомянутых греков с Архипелага и материковой Греции, разговаривали новогреческий язык, в Крым переселялись также греки Понта — из районов Трапезунда и Карса, где хранился особый понтийский диалект. Собираясь вокруг церквей и просветительных обществ, греки Крыму местами образовывали заметные городские или сельские общины. Отдельные представители этих общин широко в истории не только Крымского полуострова, но и Российской империи. На рубеже ХIХ и ХХ вв. в Крыму насчитывалось, по разным оценкам, до 20 тыс. греков.

События 1917-1920 гг. В очередной раз привели к уменьшению греческого населения. Значительная часть греков выехала вместе с Белой гвардией барона Врангеля. Этому способствовало, в частности, греческое консульство на полуострове.

Приспособление греков Украины к новой власти было прервано репрессиями 1930-х годов. В конце 1937 были арестованы и в начале 1938 расстреляны тысячи самых влиятельных и активных членов греческих общин по всей республике. Пострадали и крымские греки.

Война 1941-1945 гг. Тоже нанесла тяжелый удар по грекам, которые остались на полуострове. Многие участвовал в партизанской борьбе. Но это не спасло ни их лично, ни весь народ от депортации в июне 1944 г.. Было вывезено более 15 тыс. Человек. Местами расселения предназначались разные города и села Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана и др.

Лишь немногие греки проживали в Крыму в последующие десятилетия — в основном новые советские «мигранты» или «скрытые» за чужими фамилиями местные жители, члены российских или украинских семей.

Несмотря на формальную реабилитации депортированных народов в 1950-х гг., Ни возвращения утраченного имущества пострадавшим грекам, ни помощи им для возвращения в родные места не было до конца 1980-х годов. Более того, существовала формальный запрет возвращаться в Крым. Несмотря на все препятствия, часть греков смогла вернуться в родные места. Переезжали в Крым и другие греки СССР.

С начала 1990-х гг. На полуострове ширится движение за восстановление национальных прав меньшинств.

Сегодня в Крыму насчитывается около 4 тысяч греков. Самые активные из них объединены в национально-просветительские общества Севастополя, Симферополя, Керчи и других городов и сел полуострова. Большинство этих организаций Входят в Федерацию обществ греков Украины.

КРЫМСКИЕ ГРЕКИ — часть греческой диаспоры, которая в разные периоды истории по-разному формировалась, имела определенные этнические, языковые и культурные отличия. Возникновение ее относится к VI в. до н. э., когда началась колонизация Крыма античными греками, создавшими на западном, юго-восточном и восточном побережье и на Керченском полуострове целый ряд полисов: Керкинитиду, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др., позднее объединившихся в 2 государства — Боспорское царство и республику Херсонес. Античные греки, занимаясь главным образом земледелием, ремеслами и торговлей, внесли большой вклад в экономическое развитие и культуру Крыма. В начале средневековья античные греки в основной своей массе ассимилировались с местным (тавро-скифским) и пришлым (сармато-аланским, германским, позже тюрко-булгарским) населением, а также с переселявшимися на полуостров византийцами, среди которых также было много греков. Следующая волна греков нахлынула в Крым в XI-XIII вв. в связи с восстановлением власти Византии в Таврике. Вызвала широкое распространение христианства, строительство церквей, монастырей, замков, крепостей. Основным занятием греков в этот период были скотоводство, ремесла, торговля. Многие из них тюркизировались по языку, обычаям, частично — по религии. Большинство средневековых греко-христиан в 1778 было переселено царским правительством в Приазовье, но вскоре часть из них по приказу Г. А. Потемкина возвратилась на полуостров. В то же время после Кючук-Кайнарджийского мира 1774 в Керчи и Еникале были поселены греки сформированного графом А. С. Орловым архипелажского войска. После присоединения Крыма к России из них был создан батальон для охраны Южного побережья, позже этот батальон участвовал в Крымской войне. 12-13 тыс. греков бежало в Крым из Турции, спасаясь от геноцида, в годы 1-й мир. войны (их называли «новогреками»). На полуострове греки жили небольшими компактными группами рядом с болгарами, русскими, украинцами, татарами и др. в городах и 398 селах и деревнях, занимаясь преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством и торговлей, а также виноградарством и рыболовством. В 1939 в Крыму проживало 20 652 грека. Во время Великой Отечественной войны многие крымские греки были на фронте, очень активно участвовали в партизанском и подпольном движении. 14.VI.1944 все крымские греки, в т. ч. бывшие фронтовики, партизаны и подпольщики, были насильно депортированы из Крыма «в другие районы СССР». В связи с тем, что крымские греки не сотрудничали с гитлеровскими оккупантами, они не нуждались в реабилитации. Уже в 50-гг. некоторые из них возвратились на полуостров. Сейчас этот процесс активизировался. Однако многие из крымских греков эмигрировали и продолжают эмигрировать в Грецию.

Разговор «История крымских греков»

Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико.

Учёные подразделяют их на четыре разные группы. Эти группы отличаются друг от друга особенностями своего формирования, языка и культуры.

К самой ранней группе относятся античные греки, их эпоха длится с VI в. до н.э. до III в н.э.

Вторая группа - это средневековые крымские греки (III-XVIII вв.), потомков которых сейчас называют "мариупольскими греками".

Их сменили греки "русского периода" истории Крыма, жившие в конце XVIII-XX вв.

В результате взаимной ассимиляции эллинов, тавров, готов, аланов и боранов, в южнобережном и Горном Крыму начала складываться новая средневековая народность. Себя они стали называть "ромеями". Само звание "ромей" стало синонимом "православный", а позже в это слово вкладывается и этническое содержание - "православный грек", а не эллин-язычник, поклоняющийся своим олимпийским богам.

В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, следствием которой было принятию греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки.

Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски - такие документы хранятся сейчас в архивах.

Первым греческим поселением был Пантикапей, основанный выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

Затем недалеко от него были основаны другие города – Нимфей, Тиритака, Киммерик, Мирмекий и другие. Остатки некоторых этих городов можно увидеть и сегодня.

В V веке до н.э. на крымском побережье возникли два самостоятельных греческих государства – Боспорское автократическое государство со столицей Пантикапей и демократическая рабовладельческая республика Херсонес Таврический .

Херсонес Таврический – рабовладельческая республика с демократической формой правления, в состав которой вошли земли западного Крыма – Гераклейский полуостров, Керкинитида (современная Евпатория) и Калос-Лимени (Черноморское).

Слово «Херсонес» в переводе с древнегреческого- «полуостров».

Греческие колонисты завезли на побережье Крыма кораблестроение, выращивание оливковых и других деревьев, виноградарство. Они выращивали пшеницу и ячмень. Боспор был крупнейшим поставщиком зерновых в Грецию, особенно в Афины, и на многие острова.

Также греки строили храмы, театры, стадионы, занимались разными ремеслами. Во многих греческих селах было развито пчеловодство. Особенно славились своим медом горные деревени Корбеклы, Шумы, Демерджи, располагавшиеся у подножий гор Чатырдага и Демерджи, и, конечно, деревня Мускомия, само название которой означало "душистый мед".

Наиболее известным местом по части рыболовства было море в районе деревни Ласпи. Рыбы было так много, что каждое воскресенье по случаю удачной ловли греки устраивали на берегу пышные пиршества с вином, танцами и музыкой

Греческих училищ в Крыму не было, а высшее духовенство получало образование в Константинополе. Правда, в Крыму были учителя, которые обучали грамоте. Во многих духовных семьях воспитанием детей занимались греки-иностранцы.

Ежегодно, 1 июля, в день святых Козьмы и Демьяна к знаменитому одноименному источнику из всех греческих сел отправлялись длинные вереницы воловьих подвод. К путешествию начинали готовиться за много дней до праздника. Дорога к источнику Козьмы и Демьяна местами была довольно опасной. Шла она вдоль реки Альмы и часто, когда река после дождей выходила из берегов, размывалась. Поэтому ехали с большой предосторожностью.

Паломничество к источнику Козьмы и Демьяна также имеет легендарное объяснение.

Некий пастух, пораженный проказой, решил как-то отдохнуть у источника. Пастух искупался и уснул. Во сне ему явились двое незнакомцев и посоветовали сделать это трижды. Когда пастух снова уснул, к нему вновь явились Козьма и Демьян (это были, естественно, они) и сказали, чтобы тот каждый год в этот день (а это было 1 июля) приходил сюда.

Кроме праздника Козьмы и Демьяна, у греков Крыма было много других ежегодных праздников. В Ильин день, 2 августа, многие греки собирались в монастыре святого Ильи-пророка близ деревни Би-юк-Ломбат на южном берегу. Здесь также находился источник, вытекавший прямо из-под алтаря. В богослужениях тут нередко принимали участие греческие митрополиты,

Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А. И. Куинджи, ученый К. Ф. Челпанов, поэт Г. А. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие.

Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском морском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др.

Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу, используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиций и обычаев.

Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи - в Феодосии, Месаксуди - в Керчи.

В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе, а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки - Шахмурзу, Армутлук, Пайляры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями.

Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили "пособниками оккупантов". "Чёрным днём" в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков.

В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность «Федерация греков Крыма». В 1993 в Старом Крыму было создано городское региональное греческое общество "Понтос".

Несмотря на неоднократные выселения, греческая община полуострова никогда не прекращала своего существования и активно возрождалась.

В греческой, как и во многих других национальных кухнях, обобщен опыт поколений. Не менее важный является и тот факт, что за всю историю народа традиционные способы приготовления пищи не были записаны, а передавались из уст в уста, ряд блюд и способов их приготовления утрачены или вышли из употребления. Блюда аналогичные греческим имеются у крымских татар, караимов, болгар, армян.

Одно из распространенных блюд греков во многих регионах – пирог, который пекут на «греческий новый год» - Ай – Василь. У разных этнических групп называется этот пирог по-разному. У крымских греков он имеет название – «василопита».

Трижды перекрестив пирог, хозяин дома разрезает его на части: первый кусок предназначается Ай-Василю (святому Василию), его ставят возле икон, второй кусок – дому, третий кусок – для скотины.

У крымских греков пирог делают из слоёного теста в семь слоёв, у румеев в два слоя, один с мясом, второй с тыквой. Называется он - турта.

Мусака - очень распространенное блюдо в Греции, но его любят и крымские греки. Мусака представляет собой слоеную запеканку из баклажанов и других овощей, характерных сезону и местности.

Давайте посмотрим на разнообразие греческой кухни в Крыму на слайде.

Важными составляющими греческой музыки являются не только ритм, мелодия, но и геометрия, философия, поэзия и другие искусства.

Литература греков тоже является важным культурным наследием. В древнегреческом слове важно все, будь то поэзия, риторика, философия или история, и нет ничего, что бы не оставило свой след на современной цивилизации.

С древних времен гостеприимство у греков возведено в ранг высшей добродетели. Согласно древнегреческим мифам, боги предпочитали путешествовать в облике простых смертных, поэтому греки радушно встречали любого гостя, ведь им мог оказаться любой бог, даже сам Зевс. Непревзойденному греческому гостеприимству и сегодня отводится наивысший приоритет.

Давайте еще посмотрим на мужской и женский костюмы крымских греков.

А еще на днях мы посетили Греческий отдел в библиотеке № 18 г. Симферополя. Раньше это был единственный на всю Украину отдел греческой литературы. А сейчас - один из немногих в России. Ребятам показали фильм об Александре Македонском, показали много книг на греческом языке. Девочки с удовольствием померили костюм крымской гречанки. Дети нашли для себя там много нового. День провели с удовольствием и хорошим настроением.

В спорах, которые возникают вокруг принадлежности Крыма, часто мелькает полушуточное предположение, что никакой полуостров не российский, не татарский, не украинский, а вовсе даже греческий. Понятно, что речь в данном случае идет скорее о корнях человеческой цивилизации в Крыму, а не о политическом статусе полуострова в последние столетия. Тем не менее, следует признать, что греки, как наверное ни одна другая нация, внесли свой вклад в создание того Крыма или Тавриды, какой мы ее знаем. Именно они начали выращивать здесь виноград и делать вино, они построили здесь первые здания и города, вырастили первые сады и стали первыми рыбаками прибрежных вод. Конечно, пальму первенства у греков могли бы забрать тавры или кочевники - киммерийцы и скифы, но в отличие от греков они растворились без следа в мировой истории. Греки же живут в Крыму и поныне.

«Крым - это маленькая Греция», - говорит 72-летняя Ирина Зекова, председатель греческого общества села Чернополье, что в 45 километрах от Симферополя. На стенах в ее доме соседствуют фотографии родственников, флаги России, Греции, иконы и десять заповедей. В разговоре Зекова часто переходит на греческий язык и постоянно в знак подтверждения ваших слов использует греческое «нэ» (русское «да»). «В Карачоль (бывшее название Чернополья) наши предки пришли из Старого Крыма в 1871-м году. И приняли русское подданство, так как иностранцам было запрещено продавать землю. Но мы все равно прямо очень и очень греки».

Греческая колонизация полуострова началась в VI в. до н.э. силами выходцев из ионийских городов малоазийского побережья и прежде всего из Милета. Единственной дорийской колонией на северочерноморском побережье был Херсонес, основанный в V в. в трех километрах от нынешнего Севастополя переселенцами из Гераклеи Понтийской (ныне город Эрегли в Турции). Колонии греков простирались от Калос-Лимена (на полуострове Тарханкут) до Пантикапея (Керчь), лишь на современном Южном берегу Крыма эллинам закрепиться не удалось. В период расцвета крупнейших греческих городов на полуострове население Херсонеса, например, по различным оценкам составляло от пяти до 20 тысяч человек, Феодосии - шесть-восемь тысяч человек, а в Боспорском царстве со столицей в Пантикапее проживало 150-200 тысяч человек, хотя как минимум половину из них составляли варвары.

О размерах хозяйства крымских греков того периода можно судить по словам Демосфена, который утверждает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба - около 16 тысяч тонн в год. В свою очередь Херсонес поставлял на экспорт до 10 миллионов литров вина ежегодно.

Плутарх, из жизнеописания Перикла, I век:

«Среди походов Перикла особенно популярен был его поход в Херсонес, доставивший спасение жившим там эллинам. Перикл не только привел с собою тысячу афинских колонистов и усилил ими население городов, но также провел поперек перешейка укрепления и заграждения от моря до моря и тем поставил препятствия набегам фракийцев, живших во множестве около Херсонеса, и положил конец непрерывной, тяжелой войне, от которой постоянно страдала эта земля, бывшая в непосредственном соприкосновении с варварами-соседями и наполненная разбойничьими шайками, как пограничными, так и находившимися в ее предела».

После появления на берегах Черного моря римлян, греческие города-государства и Боспорское царство подчинились новым хозяевам мира, сохранив при этом свои эллинские обычая и уклад жизни. И все же постоянные конфликты с варварами - скифами, сарматами, позже - гуннами, готами, а потом и хазарами, привели к тому, что греческие колонии после благополучного почти тысячелетнего существования начали приходить в упадок. На этом кончается эпоха античных греков в Крыму и начинается эпоха средневековых.

Зекова много вспоминает о депортации 1944-го года. «Всего в селе было 119 дворов и 619 человек. В 101-м дворе или один грек или оба греки, а в 18-ти - отцы семейства или русские или украинцы. Вот 101 двор и выселили. И ехали то полуголые - нам же сказали, что нечего не берите с собой, через неделю вернетесь обратно. Приехали в Пермскую область - кого в шахту, а там еще закон какой-то был, а кого - в лес, в бараки, где раньше уголовники жили. Вот и валили деревья, еды не было, 1200 граммов хлеба в день на семерых и все. В 1946-м бабушка умерла от голода. И молоко, и хлеб по спискам, а на детей и стариков ничего не давали. Да и местные на нас смотрели как на врагов народа. Мы же в таком качестве к ним и прибыли. Но когда мы молились, то мы молились о возвращение в Крым, а не в Грецию».

К моменту падения Римской империи и перехода греческих городов под контроль Византии, прекратили существование Калос-Лимен и Керкинтида (Евпатория), пришел в упадок Боспор. Центром греческой цивилизации на полуострове стал Херсонес, вокруг него была образована фема византийской империи. К этому же периоду относится появление в Крыму новых византийских, читай - греческих, крепостей - Горзувиты (Гурзуф) и Алустон (Алушта). В VIII веке, в период правления в Византии череды императоров-иконоборцев, в Крым переселилось множество монахов и простых греков-иконопочитателей. В результате взаимной ассимиляции греков, тавров, готов, аланов и прочих пришлых гостей в южнобережном и горном Крыму складывается новая средневековая народность с самоназванием «ромеи» - так же себя называли и византицы. Потомки этих ромеев и стали впоследствии так называемыми «мариупольскими греками». Последним государственным образованием, где преобладали греки, в Крыму стало княжество Феодоро (захвачено Османской империей в 1475 году), которое некоторое время мирно сосуществовало с татарами, пришедшими в Крым еще в первой половине XIII века и пережившее саму Византийскую империю на 22 года.

В годы турецко-татарского владычества (за османами оставался контроль над всеми важнейшими прибрежными территориями, а Крымское ханство находилось от Высокой Порты в вассальной зависимости) завершается создание нового этноса, причем достаточно редкого, поскольку его создавали народы, не связанные родством. Этому слиянию способствовала общность греческого языка и культуры религии («греческого православия») на территории. Со временем само звание в Крыму «ромей» стало синонимом «православный».

Между тем, в этот период количество греков в Крыму уменьшается - часть из них мигрирует в другие регионы Османской империи, а многие из тех, кто остается, перенимают тюркский язык, который становится средством межнационального общения на полуострове. На нем совершаются даже православные службы. До сих пор у части приазовских греков распространены тюркские фамилии, татарские танцы и прочее. В современной этнографии тюркоязычных греков принято называть урумами.

Сегодня каждое лето молодежь Чернополья отправляется на заработки на Южный берег Крыма. «В селе нет таких возможностей для работы, - поясняет Зекова. - Это раньше были колхозы, хорошие зарплаты и премии. С 1927-го года была артель, а уже с 1930-го колхоз. Кто не хотел вступать, того отправляли в Архангельск, вернулись они только перед войной. Но колхоз у нас был хороший, и скот, и фрукты, и табак выращивали. Мы сюда возвращались с 1967-го по 1974-й, все восстанавливали заново. А до этого жили в Александрии в Херсонской области - не пускали нас в Крым».

К моменту заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, по которому Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, но попадало в зависимость от империи Российской, греки составляли более трех процентов населения полуострова. Они проживали более чем в 80-ти населенных пунктах, в основном на Южном берегу и в горах, где занимались ремеслом, рыболовством, овощеводством, виноградарством, садоводством, каждый шестой был занят в торговле. Причем, ханская перепись движимого имущества, составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной массы греков было достаточно высоким.

Из письма императрицы Екатерины II князю Григорию Потемкину, март 1778 года:

«Данным сего числа нашему генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому рескриптом повелели мы живущих в Крыму греков, грузин и армян, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и пожелают поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях, то не токмо всех оных нашим пребывающим в Крыму военным начальникам принимать со всею ласкою и вспомоществованием к препровождению их к новороссийскому и азовскому губернаторам,... но и стараться всеми образами склонять и уговаривать, чтобы добровольно перейти оттуда согласились... Вам же силою сего повелеваем соответственно сему намерению нашему учинить со своей стороны надлежащия распоряжения, дабы новыя сии поселяне, со дня вступления в границы наши, не токмо в пропитании своем не претерпели ни малого недостатка, но и по рассмотрению вашему снабжены были как достаточным числом земли, так и нужными к заведению домостроительства их пособиями из казны нашей».

Идея переселения христиан, в том числе греков, из Крыма после Кючук-Кайнарджийского мира принадлежала, по одной версии Григорию Потемкину, по другой - командующему русскими войсками в Крыму графу Петру Румянцеву. Официального разрешения на это со стороны императрицы Екатерины не существовало, так как она не могла распоряжаться подданными другого государства.

Вместе с тем в России набирал силу «Греческий проект» и часть греков, которая до этого уже воевала добровольцами в российской армии, уже получила возможность поселиться на берегах Азовского моря. Туда же было предложено и переселиться главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всей своей паствой. Организацией переселения 31 386 человек (18 тысяч греков, 12 тысяч армян, а также грузины и валахи) руководил Александр Суворов. Россия выделила на эту акцию 230 тысяч рублей. Сегодня в Приазовье проживает около 80 тысяч греков. В результате переселения Россия укрепила свои рубежи в отвоеванных у турок и крымских татар землях, а само экономическое положение Крыма было подорвано, социальная обстановка дестабилизировалась и спустя всего четыре года после исхода христиан он был оперативно включен в состав Российской империи.

Вместе с тем, по приблизительным данным, на полуострове все же осталось около 10 тысяч греков. Часть из них ассимилировалась с татарами, но все же в первой половине XIX века греческая крымская колония продолжала существовать, насчитывая около трех тысяч человек. В их число можно включить и переселенцев с островов Греческого архипелага, которые воевали с турками на стороне России. По указанию Потемкина из них был сформирован Балаклавский батальон, который нес охрану побережья от Севастополя до Феодосии с центром в Балаклаве. От этой группы переселенцев пошли так называемые «балаклавские греки».

«Церковь в селе, - рассказывает Зекова, - была построена еще в 1913 году. Во имя Святых равноапостольных Константина и Елены - это были покровители родины наших предков во Фракции. Построили на средства жителей села, правда в 1927 году во время землетрясения она пострадала, но через два года мы ее восстановили. А в 1932 у нас ее отобрали и сделали там клуб. После того как СССР распался, начали думать, как церковь восстанавливать. В 1996 году на конференции в Севастополе

Photo-1LДо сих пор историки не пришли к единому мнению, зачем в 1778 году, когда российские войска контролировали положение в Крыму, когда реалистически мыслящие политики понимали, что присоединение Крымского ханства к Российской империи предрешено (оно состоялось через 5 лет) – зачем было выселять с полуострова все христианское население, которое дружески встретило единоверные российские войска и могло стать опорой будущей российской администрации?

Историки выдвигают много версий – от добровольного исхода до депортации, то есть насильственного выселения. Сторонники версии добровольного переселения ссылаются на то, что царским правительством было принято решение выделить в пределах Российской империи на каждую ревизскую душу (т.е. на каждого члена семьи мужского пола) по 30 десятин земли. Греки освобождались на десять лет от государственных налогов и на сто лет – от рекрутской повинности. Это был пряник. Но был и кнут.

Вот представьте себе – Вы живете там, где жили Ваши отцы, и деды, и прадеды. Имеете свой дом, свою землю, свои виноградники. Вы владеете фабрикой, или магазином, имеете друзей, какие-то связи в обществе, являетесь добросовестным налогоплательщиком. И вдруг появляются российские войска во главе с известным полководцем, и предлагают вам добровольно переселиться из своей исконной родины на побережье Черного моря, где предки ваши жили более двух с половиной тысяч лет куда-то на север, в земли запорожских казаков. Взамен предлагаются какие-то льготы. Отказаться нельзя. Что это – добровольный исход или насильственное выселение?

И кому оно было выгодно, это переселение, и кто первым поднял вопрос о нем?

Каковы были цели данного проекта?

ПРИЧИНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Основной стратегической целью России в те времена – на пути к завоеванию Константинополя – было завоевание Крыма. Этим самым Россия обеспечивала установление влияния над Черным морем. Как писал В.О.Ключевский, «После Ништадтского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики: один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта ("Русская история. Полный курс лекций в трех книгах")

В ходе первой русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия добилась в 1772 году объявления независимости Крыма. Следующим шагом должно было быть, естественно, присоединение Крыма. Чтобы ускорить тот процесс, да так, чтобы для Европы это выглядело как желание самих татар – в Крым был отправлен претендент на престол хан Шагин-Гирей, человек, по словам Екатерины ІІ, «душевно познающий цену дарованной Отечеству его вольности». 10 марта 1777 года А. В. Суворов, как пишут исторические источники, одними маневрами своих войск рассеял неорганизованное воинство крымского хана Девлет-Гирея, что позволило Шагин-Гирею войти в Крым, где 29 марта он был провозглашен ханом.

Но, несмотря на то, что крымский хан Шагин-Гирей был усажен на престол с помощью суворовских штыков, он пытался Крымское ханство превратить в сильное независимое государство. Это никак не входило в планы Екатерины и Потемкина. Фельмаршалом Румянцевым был предложен вариант экономического ослабления Крымского ханства путем вывода из Крыма основной категории налогоплательщиков. Таковыми в Крыму были греки, а также армяне и грузины, в руках которых была сосредоточена практически вся торговля ханства. Все они исповедывали православную религию, и сам собою напрашивался вариант спасения православных от мусульманского угнетения.

Насколько большое значение придавалось тогда этому проекту, можно понять из письма Румянцева, который писал тогда Екатерине, что вывод православных из Крыма "может почесться завоеванием знатной провинции". Румянцев считал, что, в силу политических и экономических реалий того времени, переселение православных будет очень выгодным для Российской империи.

Этим выводом Крым ставился в экономическую зависимость от России, и, таким образом, мечта о покорении Крыма становилась для правителей России еще ближе.

Кроме того, этим выводом преследовались еще сразу две цели. С одновременным подрывом экономики ханства осуществлялось заселение земель Запорожской Сечи – вместо выселяемых на Кубань и ушедших за Дунай казаков. А второй, может быть, даже более важной, целью было показать всей просвещенной Европе жестокость мусульманского населения Крыма по отношению к православным народам Крыма – и переселение преподнести как благородную миссию по спасению христиан от "магометанского ига" и "убережения их от "мстивого ятагана".

МАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО...

Как нельзя кстати пришлись тут письма митрополита Игнатия к Екатерине с просьбами принять православных Крыма под покров России. Игнатий Гозадинов, родившийся на острове Фермия, был назначен митрополитом Готфейско-Кафайской епархии в Крыму в 1771 году. И это тоже было, как отмечали многие историки, одной из побед российской дипломатии. Потому что Игнатий практически сразу после прибытия в Крым стал писать письма о принятии крымских православных под покровительство "Великой императрицы".

Надо отметить, что в этих письмах не было ни строчки о переселении. Но... мавр сделал свое дело. 23 марта 1778 года фельдмаршал Петр Румянцев назначил Суворова командующим войсками Крыма и Кубани. Суворов собрал руководителей грузинской, армянской и греческой церквей и предложил им вместе со всеми христианами переселиться в Россию. 23 апреля, в день Пасхи, митрополит обратился с этим призывом к своей пастве.

Суворов вместе с Игнатием действовали очень энергично – ведь они были в ответственности перед самой императрицей – по склонению прежде всего православных священников к переезду.

И уже 22 июля 1778 года Суворов пишет письмо к Шагин-Гирею, в котором сообщает, что "Всепресветлейшая Императрица Всероссийская, снисходя на просьбы христиан..., Всемилостивейше соизволяет переселить их в свои границы, надеясь, что Вы, Светлейший Хан, не токмо Высочайшей воле Покровительницы своей прекословить не будете, но и благоспешествовать не оставите, поелику все, что до особы Вашей касается, предохранено и награждено будет. Сему Высочайшему соизволению повинуясь, исполнять я долженствую..."

Это письмо Суворова стало для Шагин-Гирея громом с ясного неба и не могло не привести его в ярость. В знак протеста хан покинул свой дворец и разбил палаточный лагерь в трех верстах от своей столицы. Он отказался принимать Суворова и представителя русского правительства Константинова (грека по национальности), прося Суворова только об одном – отсрочить переселение на 25 дней. Шагин-Гирей написал письмо Екатерине – и ждал ответа. Суворов решительно отказал, потому что ответ Екатерины он знал заранее. Русское правительство прислало из Азовской губернии 6000 подвод, на которых были размещены греки, армяне и грузины. И эскортируемые войсками А.В. Суворова 31386 человек двинулись в путь.

Переселение началось в августе 1778 г. Вначале переселили городское население из Кафы, Бахчисарая, Карасубазара, Козлова, Ак-Мечети и Старого Крыма (5 августа – 1.122 души, 15 августа – порядка 3 тыс.душ). Затем переселили сельское. Уже 18 сентября (за полтора месяца!) все было завершено.

ЖИЗНЬ НА ИСКОННОЙ РОДИНЕ

Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80-ти населенных пунктах в горах и на Южном берегу Крыма, четверть из них была горожанами. Греки предпочитали южный берег Крыма, где были рассеяны по большому количеству селений (самые крупные из них: Большая Каракуба – 1.423 чел., Стела – 1.228, Мангуш – 773, Сартани – 743, Бишуи – 686, Керменчи – 477).

Большинство городского населения промышляла ремеслом, а шестая часть греков занималась торговлей. Основными занятиями сельских жителей были отгонно-пастбищное скотоводство, земледелие (выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, лен); на Южном берегу греки специализировались на садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, рыболовстве. Ханская перепись недвижимого имущества, составленного на полуострове при их переселении, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей различных конфессий и даже священнослужителей. Все это население было встроено в существующую систему расселения и хозяйствования, большинство греков было татароговорящими, немало армян участвовало в самом прибыльном бизнесе тех дней – работорговле и т.д.

Следует отметить веротерпимость, существовавшую в средневековом Крыму, которая приводила к многочисленным смешанным бракам, а также к тесным этническим контактам, способствовавшим интеграции. Например, в судейских книгах XVII в. приводятся такие факты: мусульманка Фатьма из с.Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из ее дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесен в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда, жены христианина Балабана. В другом случае христианка Иниша усыновила татарского ребенка и оставила ему все свое имущество. Принадлежность членов одной семьи к разным конфессиям также не была исключением: в с.Ай-Георги христианин Бийгельди, сын Бийберди, судился с женой своего брата, мусульманкой Хангельди, дочерью Трандафила; из родных братьев Сеита, Магомета, Топа и Бебия первые два были мусульманами, а два вторые – христианами; Джантемир, сын Дмитрия был христианин, а сестра его Сайме – мусульманка, у мусульманина Мустафы жена Десфина и дочь их Феодора были христианками.

«МОИХ ПРЕДКОВ-ГРЕКОВ ЗАРУБИЛИ СОЛДАТЫ...»

Из "Известий Таврической ученой архивной комиссии" 1899 года, N30 мы узнаем, что "когда в 1778 г. греков переселяли из Крыма, то многие из них, не желая покидать родные края, приняли мусульманство и сказались татарами. И до сих пор в некоторых селениях Южного берега татары соблюдают христианские обычаи и носят чисто греческие фамилии (Кафадар, Барба и т.п.) с прибавкой специфического "оглу" (сын).

Известный исследователь Крыма, посетивший Крым 13-14 июля 1898 года, А.Л.Бертье-де-Лагард писал: "Выходили христиане с горькими рыданиями, бегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться в родной земле".

Симера мавру урано,

Симера маври мера;

Симера ули клегуне,

Кета вуна липуне...

Сегодня черное небо,

Сегодня черный день

Сегодня все плачут

И горы грустят...

Эта греческая песня была записана более ста лет назад. Она исполнялась Н.Яцко на румейском и урумском языках.

Переселение, вернее, выселение, состоялось, несмотря на нежелание многих уезжать. Историк Петрушевский в книге "Генералиссимус князь Суворов", изданной в 1884 г., пишет: "Переселение было в основе своей насильственное". Кассандра Костан в книге "3 літератури маріупольських греків", изданной в 1932 году, говорит о том же: "грецькі народні маси були проти цього переселення".

"Переселением греков руководил генерал А.Суворов. Оно проходило жестоко. По семейному преданию, моих предков-греков зарубили солдаты за отказ переселяться", – писал В. Джувага в мариупольской газете "Ильичевец" в 1997 году.

В Крыму греки оставляли свои дома, магазины, мельницы, виноградники и много другого имущества, нажитого на протяжении жизни и перешедшего в наследство от предков.

Я думаю, что только этот небольшой перечень фактов не может не поставить под сомнение версию добровольного исхода греков из Крыма и версию гуманной миссии Екатерины по отношению к грекам. А, между прочим, до сих пор в Мариуполе и некоторых греческих селах рьяные поклонники Екатерины II продолжают ее "обожествлять" и благодарить за проявленную милость.

На проводившейся в Мариуполе в 1996 году международной конференции ученый из греческого города Янина Христос Ласкаридис о событиях 1778 года сказал так: "Митрополит Игнатий, в действиях которого есть также доля вины, сам оказался жертвой политики российского правительства, поскольку переселение было инициативой российских властей".

"ВЫВОД КОНЧЕН!..."

А.В. Суворов за организацию переселения получил орден и хорошее материальное вознаграждение. Он же предложил выделить 3000 рублей митрополиту Игнатию за усердие по мобилизации греков. Кроме того, в начале 1779 г. хан Шагин-Гирей получил вознаграждение за ушедших христиан в размере 50 тыс. рублей, и такая же сумма была выделена братьям хана, беям, мурзам и ханским чиновникам

Всего Россия выделила на эту акцию 230 тыс. рублей.

Центром поселения была назначена Новоселица – нынешний город Новомосковск Днепропетровской области.

Греков, покинувших Крым, насчитывалось 18391 человек, из них – 87 представителей духовенства. С ними было 12598 армян, которых вывезли под Ростов.

О результатах переселения более чем красноречиво свидетельствуют стро¬ки из прошения, поданого в двадцатых годах XIX столетия уполномоченными греков-переселенцев Министру внутренних дел Ланскому: "Мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем и как действовали болезни, произошедшие от перемены климата, воды, тесноты квартир и большей частью от неимения их... нелицемерно скажем и по самой исти¬не, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей; словом сказать из 9 тысяч мужского пола выходцев не осталось и третьей части..."

"Между переселенцами открылись раз¬ные недуги и сверх того, появилась в то время в Новороссийской и Азовской губерниях повальная болезнь, отчего многие в дороге померли".

Тут необходимо учесть, что указанная треть – это количество тех, кто, в конце концов, поселился на отведенных землях. Остальные – не все умерли: некоторые остались в Екатеринославе, другие поселились в Таганроге. Отметим также, что многие все-таки вернулись в Крым.

ДВА ГОДА ВРЕМЕННОГО ЖИТЬЯ

Митрополиту Игнатию предоставленные земли в центре Запорожской Сечи не понравились. Впрочем, А.А.Скальковский и некоторые отечественные этнографы считают, что истинные причины были в другом. Во-первых, чисто религиозные – Игнатий хотел оградить свою паству от русских и украинцев. Во-вторых, предлагавшиеся земли были не очень удобны для земледелия.

Похоже, еще в "крымские" времена митрополит Игнатий не питал особых симпатий к запорожцам. Ему были известны случаи, когда прежние греческие переселенцы на запорожские земли сливались с казаками. При этом греки даже церкви свои переносили из Крыма в Сечь. Бывали случаи, когда греки вступали в запорожское войско. Видимо, именно для обсуждения этих вопросов митрополит Игнатий выехал в Петербург 2 июля 1779 года.

В конце концов митрополит добился, что места поселения греков были определены новым документом – ордером Потемкина губернатору Азовской губернии Черткову от 29 сентября 1779 года. Ордером Потемкина отводимая грекам территория определялись в границах Павловского уезда – бывшей до 1775 года Кальмиусской паланки Запорожской Сечи. Город для купцов греки могли построить в устье Кальмиуса. Но здесь уже был город Павловск (ранее Кальмиус), названный в честь сына Екатерины II. Греков не устраивало название, ибо свой город они хотели назвать Марианополем, по имени села близ Успенского монастыря в Крыму, и в честь Святой Марии, чудотворную икону которой они намечали установить в главном соборе города. Главная святыня крымских греков – икона Божьей Матери – на берега Азовского моря была перенесена монахами Успенского монастыря. К сожалению, этот памятник средневековой византийской живописи был утерян в период Гражданской войны.

Напомним, что в устье реки Волчьей, где греки отказались поселиться, намечался к строительству город именно с таким названием, правда, в честь другой Марии – жены наследника русского престола, невестки Екатерины. Проблема разрешилась чрезвычайно просто. Без бюрократических проволочек Потемкин просто поменял двум городам названия и Павловск стал Мариуполем, а предполагавшийся Марионополь – Павлоградом. Городу на Кальмиусе присвоилось название Мариуполь согласно Указу императрицы Екатерины II, всему уезду присваивалось наименование Мариупольский.

Однако возникли новые проблемы. Отведенные грекам земли были заселены. Их надо было освободить. Проживавшим здесь "малороссийским" поселянам разрешалось остаться на местах лишь зиму 1779-1780 года и лето – до снятия урожая. После этого они должны были покинуть эти места.

Таким образом, одно насильственное переселение – христиан из Крыма – вызвало новое, такое же насильственное перемещение сотен, а может быть, и тысяч людей из Приазовья.

НОВАЯ РОДИНА

Весной 1780 года начался завершающий этап переселения – переход христиан-греков в Мариупольский уезд.

Переходили небольшими партиями, состоящими из жителей одного или нескольких крымских селений, и селились по желанию на определенных для устройства сел местах. На территории Мариупольского уезда переселенцы из Крыма поселились в 20 селах.

Выходцы из крымских городов и сел селились отдельно друг от друга, образуя кварталы и селения. Так появились села Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Ласпи, Мангуш, Сартана и многие другие. В них основывались храмы, одноименные с оставшимися в Крыму. В некоторых селах, как Урзуф, храмы уже были – казацкие. Они просто передавались грекам.

Греки пяти небольших сел: Демерджи (Фуны), Алушты, Улу-Узень, Кучук-Узень, Куру-Узень, располагавшихся у подножия горы Демерджи, поселились вместе. Присутствуя при освящении новой церкви Феодора Стратилата, митрополит Игнатий поразился щедрости греков, пожертвовавших в этот день около много живности. Видимо, учитывая это обстоятельство (а также то, что только священник села Демерджи дошел до нового места, в то время как остальные умерли в пути ), митрополит дал новому селу пышное название – Константинополь, в честь столицы Византии и родины всех греческих митрополитов.

Константинополь поныне существует. В нем живут выходцы из Алуштинского района. Нынешний поселок относится к Великоновоселковскому району Донецкой области. Его население – около 1000 человек – занято сельским хозяйством. Фамилии местных жителей: Демерджи, Чердаклы – в память об исторической родине.

А в Володарском районе было село Византия (ныне Ключевое, а "Византией" названо сельскохозяйственное предприятие на территории села), и недалеко от него, под самим Мариуполем есть села Македоновка и Херсонес.

26 июля 1780 года во главе с митрополитом Игнатием переселенцы прибыли в город Мариуполь. Здесь поселились выходцы из шести крымских городов: Кафы (Феодосии), Бахчисарая, Карасубазара, Козлова (Гезлева – Евпатории), Бельбека, Балаклавы и предместья Бахчисарая Мариам. Большинство этих названий долгие годы сохранялось в названиях городских предместий, где жили ремесленники (Кефе, Гезлеве, Карасубазар, Бахчисарай и Марьинск), а позже – в названиях улиц.

Вместе с переселенцами в Мариуполь прибыли представители губернской администрации для организации первых выборов Мариупольского греческого суда – органа самоуправления, выполнявшего административные, полицейские и судебные функции на территории всего уезда. Первым председателем стал купец Хаджи (Хаджинов) Михаил Савельевич.

15 августа 1780 года в Мариуполе состоялись торжества по случаю завершения переселения. Переселение крымских христиан-греков, продолжавшееся более двух лет, завершилось.

Новые места явно уступали старым крымским и по красоте, и по природным условиям. Но дело было сделано, процесс переработки этнокультурного состава и хозяйственной структуры начался, и поэтому правительство даже после присоединения Крыма к России в 1783 году не разрешило грекам и армянам возвратиться (лишь немногим из них удалось вернуться на свою родину).

"МНОГИЕ ГРЕКИ ЖЕЛАЛИ ВОЗВРАТИТЬСЯ ОБРАТНО"

В книге "Мариуполь и его окрестности", изданной в 1892 году, читаем: "Многие греки желали возвратиться обратно; доходило иногда до открытого неповиновения, – и тогда укрощались строгими от начальства мерами и правительство в необходимости было высылать военные команды для усмирения беспокойных". Волнения были во всех селах, а в особенности проявилось в 1804 году в селах Сартана, Чердаклы, Малый Янисоль, Карань и других. Свое стремление вернуться в Крым бунтовавшие объясняли тем, что "они и предки их там жили". Непросто складывались отношения митрополита с переселенцами. К тому же, если в Крыму митрополит был не только духовным лицом, но и судьей своего народа, то в Мариуполе он таких прав был лишен, вследствие чего возникали некоторые трения с представителями местной власти. Владея поместьем из нескольких домов, рыбным заводом и лавками, он построил дачу и посадил сад. По указанию председателя городского суда (по нашим понятиям – мэра города), усмотревшего, вероятно, незаконность в действиях митрополита, была снесена ограда и сад уничтожен. И вот тогда произошло событие, заставляющее задуматься о многих конъюктурных, вперемешку с политическими, моментах творения "новой" истории Мариуполя. Игнатий, отслужив обедню, вышел на Покровскую могилу, что на Георгиевской улице, предложил своим сторонникам отделиться от противников и в лице председателя городского суда проклял тех.

Все бедствия – ежегодные засухи, повальные болезни, как, например, холера в 1830 году, когда вымирали целые улицы – Георгиевская и прочие – народ приписывал проклятию своего предводителя".

Сегодня митрополит Игнатий УПЦ Московской патриархии канонизирован – возведен в лик святых. Что ж, он пережил немало, и во всей этой трагедии с переселением вина его была лишь относительная. Как мог, он старался в тех условиях своему народу помочь. Не всегда его понимали – потому что перед своими соплеменниками он был как раз тем стрелочником, который во всем виноват. За стремление Екатерины и ее фаворитов захватывать все больше и больше территорий, принося неисчислимые страдания населявшим те территории народам.

Митрополит Игнатий умер 16 февраля 1786 года. На похороны не приехал ни один из высших церковных чинов – архиереев. Епископ Дорофей, возглавивший после Игнатия епархию, в отличие от своих соплеменников, в Крым уехал. Резиденцию он устроил в Феодосии. Этот факт я комментировать не буду.

СПОРЫ О ЦЕРКВЯХ

В Мариуполе греки правили службу сначала в казацкой Свято-Николаевской церкви. Рядом с ней они начали строить Харлампиевский собор. От церкви запорожцев туда был перенесен колокол. Долго также хранились казацкие серебряное монастырское кадило и железный крест, который венчал Свято-Николаевскую церковь. Каким-то образом этот крест потом попал в село Богатырь, где в 1890 году профессор Ф.Браун записал легенду, в которой говорилось, что этот крест был привезен из Крыма.

Кроме Свято-Николаевской церкви, жители Кальмиуса (Павловска) успели возвести каменные стены церкви Марии Магдалины (в том месте, где сейчас здание Укрсоцбанка). "Малороссийской нации люди" (как писали в архивах), которые были обязаны все переселиться в Павлоград, переселились не все. Более двух тысяч их (греков в Мариуполе было чуть более трех тысяч) хотели, чтобы им вернули хотя бы церковь Марии Магдалины. Около трех лет продолжались споры и препирательства между мариупольской управой благочиния и греческим судом, пока, наконец, эта церковь не была отдана казакам. Освящена она была в 1791 году. В 1897 году ее перенесли на то место, где сейчас в Мариуполе Театральный сквер.

Кстати, главный собор в Мариуполе сегодня называется Свято-Николаевским.

КОНЕЦ ОДИССЕЕ

Из-за отсутствия скота, орудий труда земли, переданные грекам, не были освоены в полной мере. В скором времени часть земель была возвращена в государственные владения, так как русское правительство было заинтересовано в полном заселении и хозяйственном освоении территории. В силу этого с 1790 по 1796 год с разрешения российского правительства в Северное Приазовье начинают переселяться прибывшие сюда из Европы представители других стран, которые по вероисповеданию причислялись к католикам, лютеранам, кальвинистам и другим протестантским направлениям. Крестьянская реформа 1861 года и последующие за ней буржуазные реформы 60-90-х годов XIX века отразились и на организации местного управления. Были ликвидированы национальные окру¬га и особые права (привиле¬гии) отдельных национальных групп населения. На местах создавались единые общегражданские органы управления.

Трагедия греческих переселенцев так и осталась трагедией в памяти потомков тех переселенцев. Но некоторые конъюнктурщики от политики превращают ее сегодня в фарс, пытаясь одну из акций в захватнической политике царской России представить этакой заботой самодержавия о православных в ханском Крыму.

Сейчас в многонациональной Донецкой области проживают около 100 тысяч греков – потомков тех, кто 220 лет назад обрел свою родину в Приазовье.

Трагически, кстати, сложилась и судьба крымского хана Шагин-Гирея. Он был вынужден отречься от престола в пользу императрицы Екатерины II. Шагин-Гирей попытался организо¬вать мятеж, но он был быстро подавлен. После чего бывшего властителя Крыма простили и отправили в почетную ссылку в Воронеж. Тоскуя в плену, он попросил позволения поехать в Константинополь. Его отпустили, но вскоре он был там умерщвлен турками.

Анатолий Герасимчук .

gastroguru © 2017