Интересное в сети! На краю снега: Как живет самый северный поселок России Характеристика минерально-сырьевой базы

Диксон – арктический поселок на берегу Карского моря ведет свою историю из глубины веков, исторические корни которого тесно связаны с героической эпохой полярных открытий и освоения Арктики.

Остров Диксон был открыт русскими поморами еще в начале XVII века. В 1610 г. в эти края ходил на кочах по Енисею торговец Кондратий Курочкин.

В XVIII веке русские моряки Обь-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции обстоятельно изучили побережье Енисейского залива, впервые положив его на карту. Штурман Федор Алексеевич Минин, открыв у «заворота земли» - входа в Енисейский залив неведомые ранее острова и удобную около них бухту, писал: «А от сильных и противных ветров к сохранению морских судов защищение благонадежное».

В 1738 г. назвал он нынешний остров Диксон «Большой Северо- Восточный», а местные промышленники величали его «Долгий» или «Кузькин».

Карта о. Диксон составленная Норденшельдом

Известный шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд в 1875 г., совершая плавание на шхуне «Превен» в устье Енисея, также обратил внимание на глубоководную, хорошо защищенную от ветров гавань, лучшую, по его мнению, на всем северном побережье Азии. "Я надеюсь", - писал он, - "что гавань эта, ныне пустынная, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей".

А. Э. Норденшельд назвал ее гаванью Диксона, в честь шведского предпринимателя и мецената Оскара Диксона, финансировавшего многие полярные экспедиции. В 1894 г. острову Диксон официально было присвоено это имя известным русским гидрографом Андреем Ипполитовичем Вилькицким (спустя почти двадцать лет, как его назвал А. Э. Норденшельд).

Гавань Диксон стала часто посещаться судами, которые использовали ее для отстоя. Например, в 1893 г. Северным морским путем было доставлено 1500 тонн рельс для Транссибирской железной дороги. Полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль, руководивший Русской Полярной экспедицией (1900-1903 гг.), создал на острове Диксон угольный склад (деревянный амбар) для своей яхты «Заря». Склад этот стал первым строением на острове, впоследствии эпизодически использовался другими судами.

Через Диксон прошли первые крупные полярные экспедиции, почти ежегодно осуществлялись Карские морские экспедиции, в течение 45 лет было совершено 122 таких плавания, но только 36 из них были успешными. Здесь побывали известные первооткрыватели, исследователи полярных морей, знаменитые капитаны и летчики: Х. П. Лаптев, Ф. А. Минин, Д. В. Стерлегов, А. И. Вилькицкий, Б. А. Вилькицкий, Э. В. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Н. Урванцев, Н. А. Бегичев, О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, Б. Г. Чухновский, В. С. Молоков и многие другие. Их имена увековечены в названиях памятников (Бегичеву, Тессему), на карте поселения Диксон в географических названиях берегов, островов, морей, проливов, бухт: берег Харитона Лаптева, берег Петра Чичагова, море Лаптевых, мыс Челюскина, шхеры Минина, берег Прончищева, пролив Овцына.

Дальнейшее освоение Северного морского пути и, в частности, обеспечение работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», вызвали необходимость создания на острове Диксон полярной радиостанции. В августе 1915 г. «экспедиция Г. П. Кушакова доставила на Диксон шестикиловаттную радиотелеграфную станцию. По рабочим чертежам, выполненным А. В. Телегиным, была изготовлена 110-метровая мачта для беспроволочного телеграфа, смонтированная под руководством электрика Л. К. Леске на острове Диксон» (Денисов В. «Хронология Таймыра», Норильск, 2009, С. 135). 7 сентября 1915 г. Диксонская радиостанция впервые вышла в эфир, была установлена 13 связь с Исакогорской радиостанцией, расположенной вблизи Архангельска. Эту дату принято считать днем основания поселка Диксон.

«18 сентября 1915 года на Диксоне построены первые жилые дома» («Советский Таймыр», 1980, 11 октября, С. 2). В порту Диксон устраивается зимовье на 54 человека, а по берегу между Диксонской бухтой и устьем р. Пясины - три депо провизии. Главный врач экспедиции (ГЭСЛО) Леонид Михайлович Старокадомский так описал Диксон того времени: «На острове заканчивалась постройка двух домов, были выстроены хорошая баня и сарай. Все постройки изготовлены в Красноярске и оттуда доставлены в разобранном виде. Около домов возвышалась, правда, еще не оснащенная, радиомачта в 110 метров» («Диксонская народная картинная галерея», М., 1988, С. 5). С 1916 г. работает гидрометеорологическая станция. На их базе в 1930-е годы созданы первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Они сыграли роль градообразующих предприятий. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.

В 1930-1932 гг. состоялась Североземельская экспедиция под руководством Г. А. Ушакова, которую относят к географическим событиям ХХ века. Она состояла все- го из четырех человек: сам Георгий Алексеевич Ушаков, геолог Николай Николаевич Урванцев (первооткрыватель Норильского рудного месторождения), каюр-охотник Сергей Прокопьевич Журавлев (единственным транспортным средством экспедиции были собаки, от них, от работы каюра во многом зависел успех экспедиции) и радист Василий Васильевич Ходов (обеспечивал связь с материком). Людей и собак на западный берег архипелага Северная Земля высадил ледокол, совершающий очередной рейс в летнюю навигацию. Здесь был собран дом, который стал главной базой экспедиции. Ее участники снимали местность, определяли астрономические пункты, проводили геологические исследования. Все данные использовались при составлении карты Северной Земли. Экспедиция также изучала животный и растительный мир, охотничье-промысловые возможности, проводились метеорологические и гидрографические наблюдения.

В 1937 г. на острове Диксон были открыты первый магазин, почта.

В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база. Уголь доставлялся баржами с р. Пясины.

Летом 1941 г. было закончено строительство нескольких двухэтажных домов, которые положили начало первой улицы в поселке Диксон – улице Водопьянова. В 1945 г. на Диксоне была организована шестимесячная вечерняя школа для обучения партхозактива.

В 1956 г. «Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 ноября поселок Диксон Усть-Енисейского района Таймырского национального округа отнесен к категории рабочих поселков» («Советский Таймыр», 1980, 23 августа, С. 2). В апреле 1957 г. островной и материковый поселки были административно объединены в один, ставший центром Диксонского района, выделившегося из Усть-Енисейского.

Во время советского периода освоения Арктики поселок Диксон превратился в важный транспортный узел, развитие получила стройбаза, сельскохозяйственное производство, социальная сфера. Здесь размещалось подразделение ПВО (противовоздушной обороны) и пограничников. Население поселка – высококлассные, образованные специалисты занимались обслуживанием навигации, научными наблюдениями за климатом, гидрографическими исследованиями, геологоразведкой, промыслом морского зверя, пушнины, рыбы.

Материал дан по "Такой известный – неизвестный Диксон" [Текст]: к 100-летию со времени основания: [справочно-библиографическое пособие] / сост. А. А. Дагинтен, Н. О. Бабийчук, отв. за вып. К. И. Тлехугова; Центральная библиотека МБУК «Дудинская ЦБС».– Дудинка: [б. и.], 2015. –185 с.: фото.

Флаг Диксон (посёлок городского типа)

Герб Диксон (посёлок городского типа)

Страна Россия
Субъект федерации Красноярский край
Муниципальный район Таймырский Долгано-Ненецкий район
Городское поселение Диксон
Код ОКАТО 04 114 651
Автомобильный код 24, 84, 88, 124
Почтовые индексы 647340, 647341
ПГТ с 1956
Население 676 человек (2010)
Основан 1915
Координаты Координаты: 73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+8
Этнохороним Диксончане, диксончанин, диксончанка
Телефонный код +7 39152

Ди́ксон - посёлок городского типа на севере Красноярского края России , в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Образует городское поселение Диксон.

Инфраструктура

Самый северный порт в России . Имеется аэропорт (с осени 2010 года его эксплуатация приостановлена из-за плохого состояния ВПП, это резко затруднило транспортное сообщение посёлка с другими регионами). Но в декабре 2010 года эксплуатация аэропорта была возобновлена.

До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа.

Ныне посёлок находится в плачевном состоянии, численность населения составляет 632 жителя (2009 год), тогда как в 2004 году на Диксоне проживало 1113 человек, а в 1985 - около 5 тысяч.

Полярная станция (с 1916), на базе которой созданы радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Краеведческий музей. Ранее один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, рыбозавод.

История

Посёлок был основан в 1915 году на острове, континентальная часть построена позже.

Крайнее расположение привлекает посетителей - Диксон посещает довольно большое количество людей, хотя добраться туда нелегко. Творческие люди написали много песен о Диксоне. В одной из них посёлок назван «Столицей Арктики» - сейчас это неофициальное название Диксона.

В 1942 году недалеко от посёлка произошло столкновение с немецким рейдером «Адмирал Шеер». Защитникам Диксона поставлен памятник.

Также поставлен памятник Н. А. Бегичеву.

Побратимство

Во второй половине 1980-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов - Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска - родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно Заметим, что географических объектов с таким названием на картах мира достаточно. В Указателе к «Морскому атласу», уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные - в Западном полушарии.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали сомнения и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками. В августе 1988 года за океан к своему коллеге - мэру Диксона Джеймсу Диксону - отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев. Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу, владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми. Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон. В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко. Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников. Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров. С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д. Радэнти и Т. Хайнтцельман. В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск - Магадан - Анкоридж (Аляска) - Рокфорд , что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко, многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов. Диксончан представляли председатель райисполкома Н. Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К. Копнин, директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В. Лебер. Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.


Арктическим мореходам остров Диксон был известен с начала XVIII в. Во время Великой Северной экспедиции 1720—1747 гг. в 1738 г. ее участник штурман Федор Минин назвал этот клочок земли Большим Северо-Восточным. Позже его именовали Долгим, а в XIX в. - остров Кузькин.

В 1875-1878 гг. на зверобойном паруснике «Прёвен» здесь побывал известный шведский полярный исследователь А.-Э. Норденшельд. Благополучно достигший устья Енисея через Карское море и считавший себя первооткрывателем острова, он назвал остров и бухту именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. В 1894 г. острову официально было присвоено это имя.

В 1915 г. на острове был поставлен первый домик - радиостанция для связи с Большой Землей Вилькицкого, зимовавшего у берегов Таймыра. С этого времени ведется официальный отсчет жизни поселка.

Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в 1916 г., когда начала работать и метеорологическая станция, передававшая в Петроград сводки погоды. Тогда царское правительство нашло на это средства. В 1919 г. на Диксон приходят ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия «Красной полярной станции».

С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал базироваться постоянный авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.

С созданием в 1932 г. управления Севморпути началось строительство поселка, полярных станций на островах и побережье Таймыра - сначала производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу. Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Седова, Бегичева, Папанина, летчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна.

Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.

Поселок на материке, получивший название Новый Диксон, начал свою историю с 1934 г. в связи со строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики - координатор судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. Именно в это время Диксон начали именовать «воротами Арктики».

В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота вошел в строй новый причал морского порта. До настоящего времени он являлся главным причалом Диксонского морского порта.

С началом Великой Отечественной войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничников.

В 1956 г. Диксон отнесен к рабочим поселкам, а в 1957 г. островной и береговой поселки объединены в один, ставший объединенным центром Диксонского района, выделившимся из Усть-Енисейского.

С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 г. - пятиэтажных. К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой, способный обеспечить нужды любой экспедиции.

С островом и портом Диксон тесно связана героическая история освоения Северного морского пути. Здесь побывали известные ученые, мореплаватели, летчики-исследователи Арктики: А. И. Вилькицкий, его сын Б. Вилькицкий, Э. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Урванцев, Н. Бегичев, О. Шмидт, В. Визе, В. Воронин, Б. Чухновский, В. Молоков и др. Диксон удивляет обилием установленных памятников: Бегичеву, Тессему, морякам-североморцам и др.

Диксон - посёлок городского типа, расположенный на западной оконечности Берега Петра Чичагова полуострова Таймыр и на острове Диксон, разделённых полуторакилометровым проливом. До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
С 1 января 2006 года в соответствии с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 3 ноября 2004 года № 308 «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района» в границах существовавшего на 6 октября 2003 года муниципального образования «Диксонский район» образовано муниципальное образование «Городское поселение Диксон». Городское поселение Диксон является административно-территориальным образованием, которое входит в состав Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района. В границах поселения осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет.

Общая площадь муниципального образования «Городское поселение Диксон» составляет 218,959 тыс. кв. км.
Административным центром муниципального образования «Городское поселение Диксон» является поселок городского типа Диксон.
Диксон основан в 1915 году на острове, континентальная часть построена позже. Полярная станция, действующая в Диксоне с 1916 года, на базе которой работают радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория, сыграла роль градообразующего предприятия.
Численность населения городского поселения по состоянию на 01.01.2011 года составляет 638 чел. Плотность населения- 0,003 человека на 1 км2. В 1985 году в посёлке проживало около 5 тыс. человек, но в связи с массовым отъездом жителей на «материк», за 10 лет население Диксона сократилось почти в 10 раз.

Северная граница городского поселения Диксон пролегает в пределах акватории Северного Ледовитого океана и охватывает северную часть Евразии – полуостров Таймыр, архипелаги Северная Земля, Седова, Норденшельда, группу островов морей Карского и Лаптевых и их акватории. На юге, западе и востоке поселение имеет смежные границы с сельскими поселениями Караулом и Хатангой, а также поселками городского поселения Дудинки.

Диксон расположен на северо-западной оконечности Таймырского полуострова, в устье Енисейского залива, на побережье Карского моря и является самым северным портом в России. Это арктический порт, с которым связана история освоения Северного морского пути. Диксон разделен бухтой на две части - островную и материковую. Между островом и береговым поселком расстояние 1,5 км. Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон - остров и Диксон - материк. Зимой машины и автобусы ездят по ледовой дороге, летом курсируют катера. Весной и осенью из одной части поселка в другую можно попасть лишь на вертолете.
Расстояние до краевого центра (г. Красноярск) - 2507 км, до районного (г. Дудинка) - 650 км по воде.

Расстояния от аэропорта Диксон до ближайших аэропортов:
♦ Дудинка - 506 км;
♦ Норильск (Алыкель) - 526 км.;
♦ Хатанга – 750 км.;
♦ Ближайший порт:Дудинский морской порт - 670 км.
Климат поселения очень суровый, чрезвычайно ветреный и соответствует природно-климатическим зонам – арктической пустыне и тундре.
По многолетним наблюдениям в Диксоне метеорологические величины имеют следующие средние характеристики в течение года:

♦ абсолютный минимум температуры - 49° С;
♦ абсолютный максимум температуры + 27° С;
♦ средняя температура зимой - 30° С;
♦ средняя температура летом + 9° С;
♦ абсолютный максимум скорости ветра 40 м/сек;
♦ средняя скорость ветра в году 7,4 м/сек;
♦ продолжительность полярной ночи 82 дня;
♦ продолжительность полярного дня 100 дней;
♦ начало ледообразования в бухте Диксон 4 октября;
♦ очищение бухты Диксон льда 17 июня;
♦ толщина льда 166 см.;
♦ Осадки составляют в среднем 250 мм в год;
♦ Снег лежит в среднем 270-290 дней в году;

Наиболее крупные реки: река Пясина (протяженность 700км), Нижняя Таймыра и её левый приток Шренк (протяженностью 330км), Ленивая (250км), Хутудабига (около180 км), Коломейцева (120 км), Ленинградская (230 км) и очень много мелких (Лемберова, Ефремова, Глубокая, Широкая, Крестьянка, Домба, Убойная, Гранатовая, Гусиная, Ленивая и др). В поселении много озер, особенно в южной части.

Животный и растительный мир на территории поселения уникален. Птичьи базары, белый медведь, полярный волк, северный олень, песец, морские животные – нерпа, морж, морской заяц, ценные породы рыбы – нельма, омуль, голец, муксун, сиг, хариус, чир, уникальные плантации золотого корня представляют бесценное богатство.
В 1993 году здесь был создан Большой Арктический заповедник, площадь которого - 4 169 222 га. На территории заповедника расположены летние гнездовья краснозобых и чернозобых казарок, гусей, уток, куропаток, лебедей, куликов, полярных сов и других редких видов птиц.
Благодаря финансовой помощи правительства Голландии была построена биостанции "Баренц", которая позволяет производить орнитологические исследования и участвовать в международных программах Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF). В 1995 г. президент этого фонда герцог Эдинбургский принц Филипп сoвершил ознакомительную поездку по Диксонскому району, в ходе которой ему были представлены результаты биологических исследований, проводимых на этой биостанции.

В геологическом отношении территория по причине труднодоступности и суровости арктического климата характеризуется низкой изученностью и экономически практически не освоена, хотя обладает высоким потенциалом минеральных ресурсов. Геологоразведочные работы велись здесь более 60 лет. За это время было разведано более 1000 месторождений полезных ископаемых. Наиболее приоритетными видами полезных ископаемых является каменный уголь (более 100 месторождений и углепроявлений с прогнозными ресурсами в 185,6 млрд.т.), бурый уголь (прогнозные ресурсы –7,7 млрд.т), графиты (прогнозные ресурсы свыше 300 млн.т), природные термоантрациты (прогнозные ресурсы –400 млн.т), золото (прогнозные ресурсы более 4000т, в т.ч. свыше 10т –подсчитанные запасы). Основные ресурсы металлов поселения связаны с Таймырско – Североземельской золотоносной провинцией и Таймырской никеленосной и полиметаллической рудно-формационной зоной, а также Таймырским угольным бассейном. Промышленное использование минерально-сырьевых ресурсов фактически не осуществляется, кроме артельной золотодобычи россыпного золота в небольших объемах в южной части о. Большевик архипелага Северная земля.

Анна Груздева 28 лет

Автор и главный редактор проекта «Сибирь и точка», живет и работает в Красноярске. По образованию журналист, магистр искусствоведения. Выпускница Школы культурной журналистики Фонда Михаила Прохорова и студентка курса ФотоДепартамента «Преодолевая фотографию». Слушатель Школы исследования и текста Российского фонда культуры. Публиковалась в Colta.ru, «Горький», «Сеанс», Siburbia.ru, «Сибирский форум» и многих других изданиях. Журналист издания RBTHtravel.

Антон Петров 29 лет

Независимый фотограф из Красноярска, по образованию инженер. Член проекта «Сибирь и точка». Участник выставки «Сибирь. Полюса» в музейном центре «Площадь мира» в Красноярске и в Государственном центре современного искусства в Томске.

актировка - в районах Крайнего Севера так называют объявление о штормовом ветре, порывы которого могут достигать 15-30 м/с. В это время отменяют занятия в школах и останавливают работу в некоторых учреждениях города или поселка

Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.

Для местных жителей все, что не Диксон, - это «материк».

Карта Диксона в поселковой школе № 1

Диксону 102 года, но его история - это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером - она длиннее. Еще в XI-XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII-XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком - торговать.

15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», - записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.

Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон - это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.

Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел - и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья - тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», - говорит Александр

Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея - теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов - все, что осталось сегодня.

И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное - частная история семьи или человека.

На Диксоне каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история.

Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек - одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске

Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай"», - говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона

Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон-Норильск или Норильск-Диксон по две недели
gastroguru © 2017