Экономика Республики Корея (Южной Кореи). Глобал-эхо: экономика кореи, экономика кндр, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, внешнеторговые связи Что выращивают в южной корее

Современная промышленность Южной Кореи развита достаточно хорошо несмотря на то, что некоторые ее отрасли сравнительно молоды. Несмотря на множество негативных ситуаций в мировой экономике в течении последних лет, от которых экономика Кореи также пострадала очень заметно, в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать.

Сегодня экономика страны строится на производстве товаров народного потребления, которые экспортируются на мировые рыки. Существенную поддержку оказывает и сектор тяжелой промышленности. Сегодня можно выделить три основополагающих отрасли, составляющих основу экономики Южной Кореи.

  • Автомобилестроение.
  • Электроника.
  • Судостроение.

Автомобилестроение

Современное автомобилестроение в Корее можно назвать динамично развивающейся отраслью. От всего объема добавленной стоимости на долю автопрома приходится 9,4 %. В доле экспорта РК продукция автоконцернов составляет 8,3 %, а на предприятиях, производящих автомобили занято практически 7,4 % трудоспособного населения страны.

Несмотря на то, что автомобилестроение в Корее активно развивается всего с 60-х годов прошлого века, сегодня корейские компании занимают пятое место на мировом автомобильном рынке. Среди ведущих корейских автоконцернов нужно выделить следующие:

  1. Hyundai Motor.
  2. Kia Motors.
  3. GM Daewoo Auto & Technology.
  4. SsangYong Motor Company.
  5. Renault Samsung Motors.

В настоящее время модельный ряд каждого производителя постоянно расширяется, а само автомобилестроение остается для страны важной составляющей экономической стабильности.

Электронная промышленность

Тенденции к переходу на цифровые технологии, наблюдающиеся во всем мире, лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Здесь производится не только весь спектр бытовой потребительской электроники, но и оборудование телекоммуникации, отлично развита полупроводниковая промышленность.

Если говорить о рынке бытовой электроники, где ведущими компаниями являются LG, Samsung и Daewoo Electronics, то средний объем ежегодного производства составляет более 17 млрд долларов – основная часть техники экспортируется.

Телекоммуникация

Вполне естественно, что электроника Кореи не ставит во главу угла лишь утюги и пылесосы. Рынок телекоммуникационного оборудования развит в Корее гораздо лучше рынка бытовой электроники. Достаточно сравнить объем среднего годового производства – для телекоммуникации цифра доходит практически до 28 млрд долларов. Такая ситуация складывается из-за высокого спроса на подобную продукцию на внутреннем рынке.

Полупроводниковая промышленность

Интегральные схемы, диоды и транзисторы составляют основу всей современной цифровой техники. Для электроники Кореи это производство представляет особый интерес в экономическом плане. Доля экспорта за разные годы доходила до 10 %. Особую роль после мирового кризиса 1997 года для экономики этой страны сыграло хорошо налаженное производство чипов памяти – до 90 % от общего объёма производства. После кризисных лет другие страны не смогли восстановить должного масштаба выпуска чипов памяти, и Корея сегодня является основным мировым производителем чипов, поставляя их во все развитые страны мира.

Судостроение

Такая отрасль промышленности, как судостроение, в Корее включает в себя не только лишь постройку судов. Сюда же входит их проектирование, ремонт и конверсия. При этом здесь работают с любыми типами судов. Активно развиваясь, эта отрасль стимулирует развитие множества смежных отраслей, включая химическую и металлургическую промышленность. Первая верфь в стране появилась еще в 1973 году, с тех пор появилось еще две. Сегодня судостроением в Корее занимаются три ведущих компании:

  • Hyundai Heavy Industries;
  • Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering;
  • Samsung Heavy Industries.

С конца 80-х годов судостроение в Корее начало свой бурный рост, что привело к тому, что в течении последнего десятилетия доля этой небольшой страны на мировом судостроительном рынке в производстве дорогостоящих судов составила 59,3 %. О приближении к статусу мирового монополиста на данном рынке говорит тот факт, что в 2005 году страна получила 339 заказов на постройку, что составляет 38 % от мирового объема производства судов.

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась.

Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году внешний долг предполагалось удерживать на уровне около 30% ВВП, однако уже в 2007 году началось его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагалась на уровне 20%. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005-2009 этот показатель удерживался на том же уровне. Акцент в расходной части бюджета в 2005-2009 годах был сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаю

тся в поддержке правительства. Было вложено больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.

Финансовая и банковская система Республики Корея

Финансовые учреждения в Южной Корее можно разделить на три основных категории: центральный банк, отдельные банковские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда был принят ряд нормативных документов, регулирующих деятельность банковской системы.

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Общее количество филиалов коммерческих банков в июне 2004 года составляло 4448.

Единоличное владение ценными бумагами банков было ограничено в 1982 году. Предел составлял 8 % в 1982 и был ужесточён до 4 % в 1994 году. Однако в 2002 году этот он был снова поднят до 10 %.

Активы банков (на июнь 2004 года) распределялись следующим образом:

  • Общенациональные банки: 661 881,6 трлн вон (80,3 %).
  • Специализированные банки: 61 886,2 трлн вон (7,5 %).
  • Отделения иностранных банков: 100 196,1 трлн вон (12,2 %).

Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.

Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)

Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.

Инвестиции в Республике Корея

В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны. Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику - США, Япония и Великобритания.

Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа - «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели - либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.

В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.

Промышленность Республики Корея

Промышленность составляет более чем 25% ВВП, в ней занято около 1/4 части работоспособного населения. Большинство предприятий - небольшие, семейные подряды, небольшое число фирм представлено на национальной фондовой бирже. Около 20 крупных компаний производят до 1/3 всей промышленной продукции. Они заключают субподрядные договоры о производстве комплектующих товаров и услуг с малыми и средними предприятиями. Промышленное производство Республики Корея сместилось от текстильных товаров к электронным, электротехническим товарам, машинам, судам, производству нефтепродуктов и стали. Горнодобывающая отрасль промышленности занята разработками графитовых месторождений, добычей каолина, вольфрама и низкокачественного угля, который используется в энергетике. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.

Производство добывающих отраслей в 1990-е гг. и в первые годы 21 в. стагнирует или даже сокращается. Запасы каменного угля исчисляются в 1,5 млрд. т, однако добыча его, составившая 24,5 млн. т в 1985 г., затем постоянно снижалась до 5 млн. т (2000 год). В свою очередь производство железной руды после своего максимума в 665 тыс. т в 1985 г. также снизилось до 180 тыс. т. Эта же тенденция характеризует добычу графита и других минеральных ресурсов. Процесс сокращения добычи отечественного сырья связан с растущей конкуренцией импорта более дешёвого и качественного топлива и сырья, главным образом из Австралии, Канады, США, Индонезии.

Важное место в экономике страны играют металлургия, химическая промышленность, судостроение. Производство в Республике Корея морских судов увеличилось в 1980-2000 гг. в 7 раз (общая грузоподъёмность 12 млн. т), производство стали - в 1,7 раза (41 млн. т). Динамично развиваются такие отрасли промышленности, как электроника, автомобилестроение, биотехнология. Выпуск автомобилей в 1980-2000 гг. вырос в 23 раза (2,8 млн. шт.). В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли - LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.

Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).

Сельское хозяйство и рыболовство Республики Корея

Рисовые поля в Кёнджу.Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства.

Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население - 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.

Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи - рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.

Животноводство - второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX - начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины - 807,42 тыс. тонн, птицы - 350,3 тыс. тонн.

Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт - это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов.

Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках - это прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт - 1,4 млрд долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности - Россия, Китай, Япония и США - на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта.

Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.

Сфера услуг Республики Корея

В сферу услуг входят прежде всего страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские и спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т.п.

В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн человек.

Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.

Телекоммуникации Республики Корея

В настоящее время Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.

Транспорт Республики Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог - 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог - 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Железные дороги. Железные дороги - один из главных способов перемещения людей в Южной Корее. Национальные железные дороги Кореи (Хангук Чхольдо или Кукчхоль (KNR) - единственный железнодорожный пассажирский перевозчик в стране. Общая протяжённость: 6240 км. Со стандартной шириной колеи: 6240 км. с шириной 1,435 м. (из них 525 км. электрифицировано) (1998, оценка).

Главные железнодорожные линииГлавная железнодорожная линия страны - Линия Кёнбу, соединяющая столицу со вторым по величине городом страны, Пусаном.

В Южной Корее действует четыре вида железнодорожного пассажирского транспорта: KTX, скоростная железнодорожная экспресс-магистраль, покрывает расстояние от Сеула до Пусана за время, меньшее, чем самолёт, самая дорогая из четырёх. Сэмаыль (кор. «Новая деревня») делает несколько остановок. Мугунхва (кор. «Роза Шарона») - наиболее популярный вид железнодорожного транспорта, останавливается почти на всех остановках, довольно дешева. Тхониль (кор. «Общая») - самый медленный и дешёвый вид из четырёх.

Специальные маршрутыKNR еженедельно проводит экскурсионные туры на паровозе по линии Кёве между Сеулом и Ыйджонбу. Между Сеулом и городами Пусан, Мокпхо и Йосу курсируют поезда со спальными вагонами. Кроме того, существовали частные узкоколейные железные дороги, такие как Линия Сыин, проходившая между Сувоном и Инчхоном, однако в 90-е годы XX века от них отказались.

Высокоскоростная железная дорога, известная как Korea Train Express (KTX), осуществляет поездки между Сеулом и Пусаном через Чхонан, Асан, Тэджон и Тэгу. Железная дорога использует французскую технологию TGV. Работу начала в 2004 году, а на проектную мощность выйдет в 2010 году. Поезда могут достигать скорости в 300 км/ч по специальному железнодорожному полотну. Проект KTX основан на французской технологии TGV, но с некоторыми различиями относительно компонентов пути. Это, главным образом, шпалы (моноблок) и скрепления (Pandrol e-Clip). К этому привели результаты соответствующих исследований и тестов, проведенных в Корее. После 2 – 3 лет эксплуатации, было завоевано доверие, вследствие отсутствия отрицательных результатов. Можно сделать вывод, что путь оправдал все ожидания. Что касается укладки пути и его содержании, то французские технологии и методики лучше всего удовлетворяют корейским условиям. Скорость укладки и геометрические параметры пути сопоставимы или даже выше, чем во многих европейских странах. Были выполнены определенные измерения, для определения упругости пути, как функцию от воздействия подвижного состава и температуры окружающей среды, по сравнению с другими странами. Результаты были положительными и снова оправдали все ожидания. Другая цель проекта состояла в том, чтобы принять последнее технологическое достижения и внедрить их в Железнодорожную Промышленность Кореи. Примером такого внедрения новой технологии может служить замена рельсового скрепления e-Clip, успешно эксплуатируемого на Испытательной Трассе, на скрепление Pandrol FASTCLIP. Скрепления заменили на Испытательной Трассе и на части следующей секции, где были установлены скрепления e-Clip. Замена скреплений будет проводиться на всем балластном пути. Замена рельсовых скреплений мотивирована простотой и менее дорогим обслуживанием пути, которые достигнуты системой FASTCLIP, по сравнению со скреплением e-Clip. Подобно пути с системой e-Clip, система FASTCLIP была проверена в лабораторных условиях прежде, чем ее начали устанавливать в путь. Все компоненты скрепления Pandrol FASTCLIP производятся в Корее.

Линии в Северную КореюДо разделения Кореи Линия Кёни и Линия Кёнвон шли в северную часть страны, которую сейчас занимает КНДР. Линия Кёни соединяла Сеул с Кэсоном, Пхеньяном и Синыйджу, а Линия Кёнвон обслуживала Вонсан на восточном побережье. Другая линия - Линия Кымгансан - соединяла Чхорвон и Кымгансан на севере. Линия Кёный является одной из двух линий железных дорог, которые в настоящее время реконструированы, другой такой является Линия Тонхэ Пукпу.

Метрополитен и трамваи. Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году.

До ноября 1968 года больше всего пассажиров в Сеуле перевозили трамваи. Первые линии метро заменили их. К примеру, первая линия сеульского метро проходила по старому трамвайному маршруту вдоль Чонно между Сеульским вокзалом, Намдэмуном и Чоннянни, а вторая линия проходила вдоль Ыльджиро от Сити Холла до Тондэмуна. Трамваи работали в Сеуле с начала XX века до 1970-х годов. Трамвайная сеть покрывала весь центр города (Чунну и Чонногу), а также окрестные районы, включая Чхоннянни на востоке, Мапхогу на западе и Норянджин на юге. Сеть была заменена метрополитеном.

Автобусы. Практически через все города и посёлки Южной Кореи проходят маршруты междугородных автобусов. Они называются косок («скорые») или сиве («пригородные»). Автобусы косок покрывают большие расстояния и делают мало остановок. Сиве обычно покрывают меньшие расстояния и делают больше остановок.

Городские автобусы. Внутри городов работает два типа автобусов: чвасок («сидячий») и ильбан («обычный»). Оба типа часто обслуживают один и тот же маршрут, останавливаются на тех же остановках и ходят через одинаковые интервалы, единственным отличием является то, что чвасок более дорогие, с более удобными сиденьями, в них отсутствуют стоячие места, в отличие от автобусов ильбан.

Международный аэропорт Инчхон обслуживается сетью комфортабельных скоростных автобусов, маршруты которых охватывают всю страну. Свои автобусы имеют крупные церкви, школы, фирмы.

Автотранспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог: 97 252 км, асфальтированные: 74 641 км (включая 2 778 км автострад), неасфальтированные: 22 611 км (2003, оценка).

Шоссе в Южной Корее подразделяются на фривеи (автострады/мотоциклетные дороги) и национальные автострады. Все фривеи являются платными скоростными дорогами, и все они, кроме трассы 130, являются собственностью Korea Highway Corporation (оф. сайт). Сетью фривеев покрыта вся территория страны (карта фривеев Южной Кореи).

Водный транспорт. Общая протяжённость путей - 1,608 км. Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, которые обслуживают прибрежные острова Кореи, а также осуществляют международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами - Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо.

Торговый флот. Всего: 650 судов (более 1000 брутто-регистровых тонн): всего 7 992 664 брутто-регистровых тонн с дедвейтом 12 730 954. Судна по типу: насыпные - 151, грузовые - 202, химические танкеры - 87, контейнерные - 79, танкеры со сжиженным газом - 20, пассажирские - 5, грузопассажирские - 20, нефтеналивные танкеры - 53, холодильные - 18, судна погрузки/разгрузки - 7, специализированные танкеры - 3, для перевозки наземного транспорта - 3 (2005, оценка).

Воздушный транспорт. АвиалинииГлавные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу.

Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджудо. Всего количество аэропортов в Южной Корее - 108 (2005, оценка).

Туризм Республики Корея

Дворец Чхандоккун ночью.В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране - горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов.

Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57%.

Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.

6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.

Трудовые ресурсы Республики Корея

В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн самозанятого населения, из них 60 % - в сфере услуг, 30 % - в промышленности. Безработица в стране невысока - при росте экономически активного населения с 8,230 млн человек в 1963 году до 23,370 млн человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели.

Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась - коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности работающих положение ещё больше усугубится.

До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.

Внешне-экономические связи Южной Кореи

Страны ЗападаТорговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний - с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.

Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась начиная с конца 80-х - начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года.

Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.

Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. Ведущие страны региона (Южная Корея, Япония и Китай) стали более открыты, чем в конце XX века. Если в 1991 году товарооборот между этими тремя странами составлял 56 млрд долларов, то в 2004 году он превысил 324 млрд. Рост товарооборота Южной Кореи с Китаем и Японией в период с 2000 по 2004 годы превышал рост товарооборота со всеми другими странами в два раза. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношений, как в Европе, законодательной базы.

Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 года (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5%. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.

Внешне-экономические связи Южной Кореи с КНДР

С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млн, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии. Южнокорейская компания Hyundai Group запустила несколько инвестиционных проектов, касающихся Северной Кореи, среди которых развитие туризма на Кымгансане (Алмазные горы). Только в 2001 году в рамках этого проекта Северную Корею посетило 84 347 человек. Из Северной Кореи в Южную въехало около тысячи северокорейских граждан, в основном для участия в спортивных соревнованиях. Ещё одна южнокорейская компания, активно вкладывающая деньги в северокорейскую экономику - Hyundai Asan, у которой есть планы возведения на площади в 3,2 км? промышленного комплекса в Кэсоне, недалеко от Демилитаризованной зоны. 2002 году ознаменовался также серьёзным прогрессом в строительстве железной дороги Сеул-Синыйджу (в начале 2004 года этот проект был заморожен).

Источник - http://ru.wikipedia.org/

В течение четырех десятилетий хозяйство страны было приспособлено для нужд японской метрополии.

Японцы захватили лучшие земли, недра и естественные богатства Кореи. Они подавляли развитие национальной промышленности. Национальная промышленность Кореи начала развиваться с конца XIX в. В это время на базе мануфактурного производства возникали первые национальные промышленные предприятия: бумажная фабрика под Сеулом, оборудованная привозными машинами, хлопчатобумажная и стекольная фабрики в Инчхоне и др.

Особенно широкое развитие в Корее получила горнодобывающая промышленность, насчитывающая более 260 различных горнорудных приисков. Однако наиболее ценные рудники были захвачены американскими и японскими капиталистами. Слабый национальный капитал не мог конкурировать с иностранным капиталом, национальные капиталовложения в горную промышленность составляли в 1910 г. всего 5.4%. Империалисты долгое время искусственно задерживали промышленное развитие Кореи, придав ее хозяйству сырьевой и продуктовый характер, превратив страну в поставщика продовольствия и дешевого сырья для японской метрополии. Корея оставалась отсталой аграрной страной.

Только в начале 30-х годов XX в. Япония, в связи с подготовкой войны против Китая и Советского Союза, резко увеличила добычу сырья и развернула крупное промышленное строительство в Корее. Однако корейская промышленность имела однобокий, колониальный характер. Существовала резкая диспропорция между тяжелой и легкой промышленностью. Тяжелая промышленность производила сырье и полуфабрикаты или же военные материалы. Крайне слабо была развита обрабатывающая промышленность, в частности, машиностроение почти отсутствовало. В стране преобладали небольшие ремонтные и сборочные мастерские.

Наибольшее количество крупных промышленных предприятий размещалось в северных районах Кореи, богатых минералами, энергетическими и лесными ресурсами. Там вырабатывалось 85% продукции металлургической и 88 % - химической промышленности страны и до 92 % всей вырабатываемой в стране электроэнергии.

На юге Кореи, более богатом сельскохозяйственным сырьем, наибольшее развитие получили отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этого района приходилось около 75% общей стоимости продукции легкой промышленности страны. Ведущими отраслями являлись пищевая, табачная, винодельческая, маслобойная и текстильная. Местная промышленность не удовлетворяла потребностей населения, в 1942 г. 80% всех товаров, потребляемых в Корее, ввозилось из Японии.

Большой ущерб экономике Кореи нанесли японские оккупанты, которые при отступлении из Кореи в 1945 г. разрушали дороги, взрывали мосты через реки, демонтировали и выводили из строя промышленные предприятия. К моменту освобождения Кореи почти все крупные промышленные предприятия бездействовали. Сельское хозяйство пришло в упадок, резко сократились посевная площадь и поголовье скота. Население страны оставалось без промышленных изделий и продовольствия.

После свержения японского ига развитие экономики северной и южной частей страны пошло различными путями. Южная Корея, где сохранился буржуазный строй и господствует установленный американскими колонизаторами реакционный полицейский режим, остается отсталой аграрной страной с однобокой колониальной экономикой. Северная часть Кореи, где победил новый социальный строй, превращается в индустриально-аграрную страну с независимой национальной промышленностью. Если удельный вес промышленности в экономике Южной Кореи составляет немного более 25%, то в КНДР он составлял на 1959 г. 76%.

В первые годы после освобождения в КНДР были проведены демократические преобразования: в 1946 г. осуществлена национализация крупных и средних промышленных предприятий, банков, транспорта и средств связи, установлен восьмичасовой рабочий день, обеспечены оплачиваемые отпуска и пособия по социальному страхованию и др.

После проведения национализации промышленных предприятий был создан государственный сектор, занявший господствующее положение в важнейших отраслях народного хозяйства. В результате выполнения первого народнохозяйственного плана 1947-1948 гг. объем промышленного производства значительно превзошел довоенный уровень. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение и легкая промышленность.

За годы войны (1950-1953 гг.) промышленность значительно пострадала. После окончания военных действий трудящиеся КНДР приступили к восстановлению народного хозяйства. За послевоенные годы с помощью Советского Союза и других стран социалистического лагеря за короткий срок были восстановлены и оснащены новейшей техникой важнейшие предприятия.

Основное внимание в этот период обращалось на создание машиностроения. Города Пхеньян, Нампхо, Кэсон превратились в крупные центры машиностроительной промышленности. За годы осуществления трехлетнего плана восстановления и развития народного хозяйства (1954-1956 гг.) и первой пятилетки (1957-1961 гг.) КНДР стала индустриально-аграрной страной.

В настоящее время ведущими отраслями промышленности КНДР являются металлургическая, машиностроительная, металлообрабатывающая, угольная, электроэнергетическая, химическая, строительных материалов, легкая (текстильная и пищевая).

Рабочий класс

В период оккупации (в 1928 г.) общее число рабочих Кореи достигало 1136 тыс. человек, число сезонных рабочих составляло 1 млн. Количество промышленного пролетариата было незначительным - немногим более 83 тыс. Рабочий класс Кореи был распылен по мелким предприятиям.

В 1945 г. в Корее было 13 тыс. промышленных предприятий, на которых работало 400 тыс. рабочих. В этот период наблюдается значительная концентрация рабочего класса - 40% всех рабочих было занято на крупных предприятиях.

В промышленности старой Кореи широко применялся женский и детский труд. Женщины и дети, составлявшие около половины рабочих, подвергались наибольшей эксплуатации. Продолжительность рабочего дня на крупных предприятиях в среднем составляла 10 часов. На мелких и средних предприятиях рабочий день равнялся 12-13 час. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, были сильны феодальные пережитки - продажа девушек на фабрики, рабочие казармы, находящиеся под особой охраной. Японские рабочие в Корее, составлявшие не более 10%, находились в привилегированном положении. Они выполняли квалифицированные работы. Почти весь технический персонал заводов и фабрик состоял из японцев, корейцы на такие должности не допускались. Кореец рабочий получал за тот же самый труд в два раза меньше японца.

В первые же годы после освобождения в КНДР было уничтожено сословное и национальное неравенство трудящихся. За годы освобождения выросли национальные кадры инженеров и техников. К концу 1960 г. число рабочих и служащих возросло до 1248 тыс. человек.

Сельское хозяйство

В экономике Кореи сельское хозяйство занимает ведущее место. Главной отраслью является поливное земледелие, с явно выраженным рисоводческим направлением. Основные пахотные земли на полуострове размещены в предгорьях, в приморских и речных долинах. Однако во многих горных долинах северной части Кореи нередко можно встретить склоны крутизной до 50° и поля, возделанные на высоте 500-800 м от дна долины. Возделываемая площадь в 1938 г. составляла 23.1% от всей земельной площади. По обеспеченности населения пахотной землей Корея занимала одно из последних мест среди других стран мира. На душу населения приходилось в среднем лишь около 0.15 га пахотной земли.

При японском господстве 60% пахотных земель принадлежало японским и корейским помещикам и кулакам, составлявшим незначительный процент сельского населения Кореи. Лишь 18% крестьянских хозяйств имело свою землю, остальные вынуждены были арендовать ее у помещиков и кулаков. Арендная плата имела исключительно кабальный характер. Она взималась натурой. Размер ее большей частью определялся самими землевладельцами или их агентами и составлял нередко от половины до трех четвертей собранного урожая. Кроме того, крестьянину приходилось еще платить за пользование водой и нести разнообразные натуральные повинности.

В деревне в значительной мере сохранялись феодальные формы эксплуатации. Землевладелец нередко заставлял арендатора выполнять принудительные работы - строить дороги, рыть канавы, перевозить грузы и т. п. Для Кореи было характерно наличие большого количества карликовых хозяйств. Свыше 1 млн крестьян, представлявших около 40% всех хозяйств, обрабатывали участки площадью менее 0.5 га. Преобладание мелких карликовых хозяйств и высокая степень эксплуатации крестьянства являлись препятствием для повышения производительности труда, для использования сельскохозяйственных машин и усовершенствованного инвентаря.

В КНДР в сельском хозяйстве, как и во всех областях жизни, произошли значительные изменения. В 1946 г. была проведена аграрная реформа, уничтожившая помещичье землепользование и феодальную арендную систему. Земли корейских помещиков, японских собственников были конфискованы и распределены между крестьянами. В результате реформы 724 522 безземельных и малоземельных крестьянских хозяйства получили свыше 1 млн га земли. Государство обеспечивало наиболее нуждающихся крестьян семенами, удобрением, скотом, сельскохозяйственным инвентарем и пр. За счет государства проводится строительство крупных ирригационных сооружений. В широких масштабах создавались государственные полеводческо-животноводческие хозяйства. Для обслуживания крестьянских хозяйств сельскохозяйственными машинами были организованы тракторные станции.

С 1953 г. в КНДР было начато кооперирование сельского хозяйства, которое в основном завершилось к 1958 г.

Земледелие

Ведущей сельскохозяйственной культурой в Корее является рис. Рис дает 50% валового сбора: зерна в Корее. Культура риса была известна корейцам уже в неолите. Рис - влаголюбивая культура; поле во время вегетационного периода (90-100 дней) залито водой. Поэтому для рисовых полей выбираются участки с естественным уклоном местности, облегчающим заполнение поля водой. На участках, расположенных ниже уровня рек, широко применяется гравитационное орошение, при котором вода растекается по каналам под действием собственной тяжести, без применения водоподъемных механизмов. Слой воды на рисовом поле должен быть везде одинаковым, для этого поле тщательно выравнивают и, разделив на отдельные небольшие участки, огораживают их земляными валиками. Посев риса производится рассадой, в мае-июне, в сжатые сроки. Метод посадки риса рассадой стал применяться впервые в южных районах страны с середины XV в., а с конца XVII в. распространился повсеместно, вытеснив прежнюю систему беспорядочного высева семян. Рис требует бесперебойного снабжения водой. На богарных землях и горных склонах разводится суходольный рис, не требующий столько влаги, как заливной, и довольствующийся влагой от дождей, выпадающих в достаточном количестве.

В горных районах, кроме риса, сеют кукурузу. В КНДР площадь под кукурузой увеличивается и занимает более 40% всей площади под суходольными зерновыми культурами. Важное значение имеют просяные (чумиза, сорго) и бобовые культуры, возделываемые повсеместно. Чумиза отличается большой засухоустойчивостью и высокой урожайностью. Солома чумизы используется на корм скоту. Стебли сорго (сусу), достигающие 2-3 м высоты, имеют широкое применение в крестьянском хозяйстве в качестве топлива и как строительный материал. Из бобовых растений наиболее распространены соевые бобы. Из них получают ценное соевое масло.

Технические культуры занимают важное место в полеводстве Кореи. В стране выращивают хлопок, коноплю, рами, или китайскую крапиву, табак, сахарную свеклу, искусственный женьшень, кунжут, клещевину и др.

Наиболее важной технической культурой является хлопок, который еще до освобождения страны давал свыше половины всех доходов от технических культур. В КНДР за счет освоения горных районов увеличивается площадь под хлопком, льном и коноплей. Сахарная свекла возделывается недавно и пока еще занимает небольшие площади.

Специфической культурой Кореи является многолетнее растение жэныпэнь («корень жизни»). В дикорастущем виде он встречается во влажных местах тенистых лесов, на юго-восточных и юго-западных склонах сопок. С начала XVII в. в Корее жэныпэнь выращивается также на специальных плантациях. Центром искусственного разведения жэнь- шэня является Кэсон.

Видное место в сельском хозяйстве занимают овощеводство и плодоводство. Овощеводство имеет характер приусадебного огородничества, выращиваются белая редька, корейская салатная капуста, морковь, тыква, баклажаны, дутый лук, чеснок, красный перец, картофель на севере, сладкий картофель (батат) на юге, а также огурцы, помидоры, дыни и арбузы. Плодоводство служит подсобным занятием населения. Наиболее распространенные плодовые деревья - яблони, груши, сливы, вишни, персики, абрикосы, гранаты, хурма, грецкий орех.

Широко известные за рубежом корейские яблоки стали культивироваться в стране сравнительно недавно, лет 80 назад. Сейчас только в северных районах выращивается более 100 сортов яблок. На юге страны, на о. Чечжудо, выращиваются цитрусовые. В районе Сеула, Тэгу и Пусана развито виноградарство.

Животноводство

Животноводство является подсобным занятием крестьян. Тягловый скот разводится почти исключительно при стойловом содержании, на корм идут корнеплоды, различное зерно и солома (сено применяется в небольшом количестве). Больше развито свиноводство. Некоторое развитие получили овцеводство и птицеводство (куры, утки).

В КНДР проводятся мероприятия по развитию молочного животноводства. В плоскогорных северных районах, богатых лугами, организованы государственные животноводческие фермы, скот имеет почти круглогодичный выпас. Быстрыми темпами развивается и общественное животноводство сельскохозяйственных кооперативов.

Пчеловодство и шелководство

Пчеловодство больше всего распространено на юге страны, особенно в районе Санган. Ульи обычно размещены вблизи домов, но встречаются одиночные ульи и небольшие пасеки вдали от деревень, в горных долинах и на полях.

Так же как и рисоводство, шелководство является наиболее древней отраслью сельского хозяйства. Коконы шелкопряда, выращенного в Корее, отличаются хорошим качеством, имеют прекрасный естественный цвет, ровно и легко разматываются. Плантации тутовых деревьев встречаются повсеместно. Тутовые деревья разводятся у крестьянских домов и на межах рисовых полей. Разведением шелкопряда занимаются преимущественно женщины. В провинции Северный Пхёнан разводят дубоядного шелкопряда, коконы которого идут на производство чесучи. Государство предоставляет крестьянам по дешевой цене саженцы тутовника, отборные сорта грены и др. В результате сбор шелковых коконов значительно увеличился. В последние годы расширены также площади плантаций под дубом и клещевиной для корма гусеницам шелкопряда.

В экономике Южной Кореи господствует государственно-монополистический капитал. Развитие хозяйства этой части страны подчинено интересам иностранных монополий, всего американских и японских. Ввоз иностранного капитала осуществляется в разных формах, среди которых особо важную роль играют прямые инвестиции. За счет иностранных капиталовложений в Южной Корее создано более 4/5 всех основных производственных фондов, введенных в за период с 1962 по 1980 г. иностранного капитала способствовал оживлению экономической деятельности. Национальный за последние пять лет в среднем в год увеличивался на 5,7% и к началу 1980-х годов достиг 43 млрд. долл., что в расчете на душу населения составляло 1160 долл. Однако относительно национального дохода еще не говорит о «богатстве» этой страны.

Участие во владении основными средствами производства дает иностранным финансовым монополиям присваивать примерно половину всего прибавочного продукта, созданного трудом южнокорейских рабочих.

Значительная часть налога, взимаемого из доходов трудящихся Южной Кореи, идет на погашение иностранных кредитов и процентов по ним. Отчисления в иностранные достигают 2,5 млрд. долл. в год. платежного баланса вынуждает правительство Южной Кореи обращаться к иностранным государствам за новыми займами, в результате Южной Кореи иностранным государствам из года в год растет. На 80-х годов она оценивалась в 12 млрд. долл.

Промышленность. В экономической политике, проводимой иностранным государственно-монополистическим капиталом, особенно большое значение придается развитию промышленности как сферы предпринимательства, обеспечивающей получение большого размера прибыли и быструю окупаемость затрат, связанных с вложением основного капитала. Объем промышленного производства Южной Кореи за последнее пятилетие (1976-1980 гг.) увеличился в 2 раза.

Электроэнергетика страны в основном базируется на привозном жидком топливе и частично местном антраците. Из общей установленной мощности электростанций (5 млн. кВт) более 4/5 приходится на теплоцентрали, наиболее крупные из которых размещены в районе Сеула, Инчхона, Пусана, Ульсана, Кун сана. Южная Корея располагает приблизительно 1/4 всех имеющихся на полуострове технически возможных к использованию гидроресурсов, но они используются в небольшой степени. Ряд гидроэлектростанций (наиболее крупные - 200 тыс. кВт) построен на реках, стекающих с западных склонов Восточно-Корейских гор. Имеется одна атомная .

У берегов Южной Кореи вылавливают свыше семидесяти рыб, из которых наибольшую представляют , сардины, скумбрия, морской , желтохвост. Рыболовецкий насчитывает около 40 тыс. единиц, большую из них составляют небольшие и уже старые . Отсталость в развитии рыбной промышленности иностранные капиталисты умело используют для своего обогащения. Японским судам, хорошо оснащенным современной техникой лова, предоставлено право на морской промысел во внутренних водах южной части полуострова.

Южная Корея, несмотря на процессы быстрой индустриализации, пока остается аграрно-промыш-ленной страной. Вместе с тем необходимо отметить быстро прогрессирующую тенденцию превращения ее из страны, ориентирующейся главным образом на сельское , в страну с экономикой, опирающейся на легкую и тяжелую промышленность.

Важнейшей проблемой, стоящей перед сельским хозяйством Южной Кореи, является растущая нехватка рабочей силы вследствие непрекращающейся миграции в города.

В период японской экспансии в Корее процветало ростовщичество землей. Землевладельцы в виде рентных платежей отбирали у крестьян 50 - 70% выращиваемого ими урожая. Земельная , проведенная в южной части страны в 1949 г., урезала земельную . Крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность участки земли. Но за землю была установлена высокой, поэтому ее могли преимущественно хозяева, ведущие крупное товарное производство с применением наемного труда. Таким образом, у основной массы крестьян остаются прежние земельные наделы, в среднем не превышающие 0,1 га. На таком клочке земли крестьянская не в состоянии производить товарную продукцию в каких-либо существенных размерах.

Обработка земли ведется, как правило, примитивными сельскохозяйственными орудиями, основная тягловая - буйволы. Высок вес ручного труда. Тракторы и другие современные имеются в крупных фермерских хозяйствах.

Южная Корея располагает небольшим фондом сельскохозяйственных угодий. Общая земель, пригодных для обработки, составляет 2,3 млн. га, менее 1/4 ее территории. Основная масса обрабатываемых земель сосредоточена в западных и южных прибрежных равнинах, но и здесь их доля во всей площади невелика. При таких природных предпосылках известный в сельском хозяйстве мог бы быть достигнут путем проведения научно-агротехнических мероприятий в земледелии. Но пахотные земли эксплуатируются по-прежнему примитивно, вследствие чего структура почв ухудшается, плодородие падает.

Больше половины обрабатываемой площади (1,3 млн. га) орошается, на поливных землях выращивают в основном одну культур у - рис. Значительная часть оросительной системы - это небольшие водохранилища, образованные земляными плотинами, которые часто в период сильных дождей размываются; воды на часто производится вертикально поставленным вращающимся колесом с закрепленными на нем черпаками. Густая ирригационных сооружений создана на равнинах западных и южных провинций, где собирают % риса, выращиваемого в Южной Корее.

Вегетационный период риса совпадает в основном с периодом муссонных дождей ( июня - середина сентября). Устойчивая теплая , в начале ячмень длина железных дорог превышает 5 тыс. км. В период проведена коренная модернизация магистрали Сеул - Тэджон - Тэгу - Пусан, имеющей важное стратегическое значение. Все остальные железные дороги за период интенсивной эксплуатации серьезной реконструкции не подвергались.

В 50-х годах с целью захвата природных богатств Кореи создали на этой части полуострова разветвленную сеть шоссейных дорог. Общая их протяженность исчисляется десятками тысяч километров. В основном это грунтовые дороги. была проложена современная автомагистраль между Сеулом и Пусаном. Бетонированные дороги стратегического назначения строятся военными властями и в других районах. Общая протяженность шоссейных дорог с твердым покрытием относительно небольшая.

Важная , многие потребительские товары.

Южная Корея в большом количестве вывозит в капиталистические страны минеральное сырье, особенно высоким спросом там пользуется сырье стратегического значения. В последнее время в общем объеме экспорта стала увеличиваться доля продукции обрабатывающей промышленности - тканей, трикотажа, изделий радиоэлектронной промышленности.

Правительство КНДР заявляет, что в их стране настоящий рай: все счастливы, обеспечены и уверены в будущем. Но беженцы из описывают другую реальность, страну, где приходится жить за гранью человеческих возможностей, без цели и права выбора. длительное время находилась в кризисе. В публикации будут представлены особенности экономического развития страны.

Характеристика

В экономике есть три отличительные черты. Во-первых, она представляет собой такой порядок, при котором ресурсы имеют централизованное распределение. Этот называется плановой. Во-вторых, ресурсы используют для противостояния возможным угрозам, что могут разрушить целостность страны. Такое использование называется мобилизационной экономикой. И в-третьих, руководствуются принципами социализма, то есть справедливости и равенства.

Из этого получается, что экономика Северной Кореи - это плановая мобилизационная экономика социалистической страны. Это государство считается самым закрытым на планете, а так как с 60-х годов КНДР не делилась экономической статистикой с другими странами, то о том, что происходит за ее границами, можно только догадываться.

Страна отличается не самыми благоприятными погодными условиями, поэтому возникает нехватка продовольственных товаров. По оценкам специалистов, жители находятся за гранью бедности, только в 2000-м году голод перестал быть проблемой государственного масштаба. По состоянию на 2011 год КНДР находится на 197-м месте в мире по уровню покупательской способности.

Из-за милитаризации и политики национал-коммунистической государственной идеологии Ким Ир Сена экономика длительное время пребывала в упадке. Лишь с приходом Ким Чен Ына стали внедряться новые рыночные реформы и вырос уровень жизни, но обо всем по порядку.

Экономика послевоенного периода

Во второй половине 20-х годов ХХ века Корея начала разрабатывать залежи полезных ископаемых на севере страны, что стало причиной увеличения численности населения. Это прекратилось после окончания Второй мировой войны. Корею тогда условно поделили на две части: южная отошла к США, а северная оказалась под властью СССР. Это деление спровоцировало дисбаланс природных и человеческих ресурсов. Так, на севере был сосредоточен мощный промышленный потенциал, а на юге - основная часть рабочей силы.

После становления КНДР и завершения (1950-1953) экономика Северной Кореи стала меняться. Запрещено было заниматься предпринимательской деятельностью, и в обиход вошла карточная система. Нельзя было торговать зерновыми культурами на рынках, да и сами рынки использовались крайне редко.

В 70-х годах власти начали вести политику экономической модернизации. В тяжелую промышленность были внедрены новые технологии. Страна начала поставлять на мировой рынок полезные ископаемые и нефть. В 1979 году КНДР уже могла покрыть внешние долги. Но в 1980 в стране начался дефолт.

Два десятилетия кризиса

Экономика Северной Кореи, кратко говоря, потерпела полное фиаско. Спрос на продукцию значительно снизился, а из-за нефтяного кризиса страну признали банкротом. В 1986-м году внешняя задолженность странам-союзникам составляла свыше 3-х миллиардов долларов, а к 2000 году долг превышал 11 миллиардов. Уклон экономического развития в сторону тяжелой промышленности и военной техники, обособленность страны и отсутствие инвестиций стали теми факторами, что препятствовали экономическому развитию.

Чтобы исправить ситуацию, в 82-м году было принято решение о создании новой экономики, основой которой должно было стать развитие сельского хозяйства и инфраструктуры (особенно электростанций). Спустя 2 года был принят закон о коллективных предприятиях, что помогало привлекать заграничные инвестиции. 1991 год ознаменовался созданием специальной экономической зоны. Пусть и с трудом, но инвестиции туда потекли.

Идеология чучхе

Особое влияние на государства оказала идеология чучхе. Это своеобразное соединение концепций марксизма-ленинизма и маоизма. Основные ее положения, повлиявшие на экономику, заключались в следующем:

  • революция - это способ достигнуть самостоятельности;
  • ничего не делать означает отказаться от революции;
  • для защиты государства нужно вооружить весь народ, чтобы страна превратилась в крепость;
  • правильный взгляд на революцию происходит от чувства безграничной преданности вождю.

По факту это то, на чем держится экономика Северной Кореи. Основная часть ресурсов направлена на развитие армии, а оставшихся средств едва хватает, чтобы избавить граждан от голода. А в таком состоянии бунтовать никто не будет.

Кризис 90-х годов

После холодной войны СССР прекратил оказывать поддержку Северной Корее. Экономика страны перестала развиваться и пришла в упадок. Поддержку Корее перестал оказывать и Китай, а в сочетании с природными бедствиями это привело к тому, что в стране наступил голод. По данным экспертов, голод стал причиной гибели 600 тысяч человек. Очередной план по установлению баланса провалился. Возросла нехватка продовольствия, разразился энергетический кризис, в результате - остановка множества промышленных предприятий.

Экономика 21-го века

Когда к власти пришел Ким Чен Ир, экономика страны немного «взбодрилась». Правительство провело новые рыночные реформы, увеличилась сумма китайских инвестиций (200 млн долларов в 2004-м). Из-за кризиса 90-х годов в КНДР широко распространилась полулегальная торговля, но как бы власти ни пытались, даже сегодня в стране существуют «черные рынки» и контрабанда товаров.

В 2009 году была предпринята попытка провести финансовую реформу, чтобы укрепить плановую экономику, но в результате в стране резко вырос уровень инфляции, а некоторые товары первой необходимости стали дефицитными.

На момент 2011 года платежный баланс КНДР, наконец, стал показывать цифру со знаком плюс, положительное влияние на государственную казну оказывает внешняя торговля. Так какая экономика в Северной Корее сегодня?

Плановая экономика

То, что все ресурсы находятся в распоряжении правительства, называется командной экономикой. Северная Корея является одной из социалистических стран, где все принадлежит государству. Именно оно решает вопросы производства, импорта и экспорта.

Командно-административная экономика Северной Кореи призвана регулировать количество изготавливаемой продукции и ценовую политику. При этом правительство принимает решения, не основываясь на реальных потребностях населения, а руководствуясь плановыми показателями, что представлены в статистических отчетах. В стране никогда не бывает переизбытка товара, так как это нецелесообразно и экономически невыгодно, чего правительство не может допустить. Но очень часто можно встретить нехватку товаров первой необходимости, в связи с этим процветают нелегальные рынки, а вмести с ними и коррупция.

Как наполняется казна?

Северная Корея только недавно начала выходить из кризиса, за гранью бедности находится ¼ часть населения, чувствуется острая недостача продовольственных товаров. И если сравнивать экономику Северной и Южной Кореи, которая соперничает с Японией в производстве гуманоидных роботов, то первая определенно отстает в развитии. Тем не менее государство нашло способы наполнения казны:

  • экспорт минералов, оружия, текстиля, сельскохозяйственных продуктов, коксующего угля, оборудования, зерновых культур;
  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • налажены торговые отношения с Китаем (90% товарооборота);
  • налогообложение частного бизнеса: за каждую совершенную сделку предприниматель платит государству 50% прибыли;
  • создание торговых зон.

Кэсон - торгово-промышленный парк

Вместе с Корейской Республикой был создан так называемый промышленный парк, где расположились 15 компаний. В этой зоне работает более 50-ти тысяч северокорейцев, их заработная плата почти в 2 раза выше, чем на территории родного государства. Промышленный парк выгоден для обеих сторон: в Южную Корею экспортируется готовая продукция, а Северная имеет хорошую возможность пополнить государственную казну.

Город Даньдун

Подобным образом налажены отношения и с Китаем, только в этом случае оплотом торговли выступает не промышленная зона, а китайский город Даньдун, где и проводятся торговые сделки. Сейчас там открыто множество северокорейских торговых представительств. Продавать товары могут не только организации, но и отдельные представители.

Особым спросом пользуются морепродукты. В Даньдуне существует так называемая рыбная мафия: чтобы продать дары моря, необходимо заплатить достаточно высокий налог, но даже так получается хорошая прибыль. Есть, конечно, смельчаки, которые ввозят морепродукты нелегально, но из-за строгих санкций их с каждым годом становится меньше.

Сегодня Северная Корея зависима от внешней торговли, это Но в экономике страны есть еще несколько интересных моментов, некоторые из них неотделимы от политики.

Так, в стране существует 16 трудовых лагерей, созданных по принципу ГУЛАГа. Они выполняют две роли: наказание преступников и предоставление бесплатной рабочей силы. Так как в стране существует принцип «наказания трех поколений», то некоторые семьи всю жизнь проводят в этих лагерях.

В период экономического упадка в стране процветало страховое мошенничество, причем на международном уровне, за что на правительство не единожды подавали в суд с требованием вернуть страховые выплаты.

В конце 70-х годов была отменена на внешнюю торговлю. В связи с этим на международный рынок мог выйти любой желающий, предварительно зарегистрировавшись в специальной внешнеторговой фирме.

Во время кризиса основной валютой являлась еда, ее можно было обменять на что угодно.

Экономика Северной Кореи первое в мире место может занять по степени закрытости от внешнего мира.

В экономике страны все еще много пробелов, граждане пытаются мигрировать при любом удобном случае, а из обихода все еще не вышли карточки, заменяющие деньги. Попасть на территорию государства практически невозможно, а все видимые туристам участки можно назвать показательно-образцовыми территориями. Мир теряется в догадках, что на самом деле происходит в Северной Корее, но экономика страны поднимается и, возможно, спустя десятилетие КНДР будет находиться на одном уровне экономического развития со своими ближайшими соседями.

gastroguru © 2017